Оздоровление нации как инструмент борьбы с демографическим кризисом в России

№47-4,

педагогические науки

В статье рассмотрены направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, ориентированные на оздоровление нации и решение демографических проблем.

Похожие материалы

Россия занимает первое место в мире по территории, но, в то же время, она имеет крайне малую плотностью населения. С момента распада Советского Союза в стране постоянно отмечали отрицательный рост населения, хотя последние годы показывают оптимистические тенденции.

Россия уже не в первый раз сталкивается с демографическими проблемами. С начала XX века и по настоящий момент в стране в различные периоды было четыре демографических кризиса, характеризующихся резким снижением числа населения. Первый период длился с 1914 по 1922 год. Тогда причиной стали Первая мировая и Гражданская войны в России, а потери населения составили более двух миллионов человек. Второй период был с 1932 по 1933 год. Этот период известен как время массового голода в СССР. Тогда тяжелые стихийные бедствия и нерациональные решения правительства привели к многочисленным смертям. Третий демографический кризис разразился в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы). Несмотря на то, что СССР выиграл войну, ему пришлось очень дорого заплатить за эту победу: тогда погибло 27 миллионов человек.
То, что происходит в стране сейчас, можно считать четвертым демографическим кризисом. Он начался после развала Советского Союза и продолжается до сих пор. Это самый длинный демографический кризис в истории России, он длится уже 25 лет.

Основная причина убыли населения выразилась в совокупности низкой рождаемости и высоким уровнем смертности. Это далеко не единственные факторы, влияющие на количество граждан. В 90-ые годы резко уменьшился контроль государства за общественным здравоохранением. Важной целью является не только увеличение населения, но и сохранение его качества. Отсутствие участия государства в общественном здравоохранении ставит под угрозу здоровье всей нации, провоцируя алкоголизм, наркоманию, табакокурение и т.д..

Авангардом в решении именно этой проблемы стоит физическая культура, которая целями, задачами, средствами, мероприятиями способствует физическому развитию и совершенствованию, нравственному и эстетическому воспитанию. Пропаганда физической культуры и спорта обязательно должна проходить в масштабах всей страны, иначе об оздоровлении нации речи быть и не может. Массовый спорт собрал в себе большое количество социально значимых функций: культивирование оздоравливающих форм досуга, компенсация неудовлетворяющих достижений в других областях жизни, укрепление этнической и межэтнической интеграции, социализация, воспроизводство экономически задействованного слоя населения и идеологическую функцию. Массовый спорт способствует поддержанию и увеличению работоспособности человека, что непосредственно отражается на социально-экономическом росте.

В Российской Федерации занимаются физической культурой и спортом регулярно около 16% населения. Имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта в стране, и проблем, требующих неотложного решения. Несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры, а также ее физическое и моральное старение, недостаточное количество профессиональных тренерских кадров; утрата традиций российского спорта высших достижений; отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.

В настоящее время все больше приобретают популярность занятия физкультурой и спортом. Во многом это зависит от государственных программ, которые направлены на привлечение людей для участия в соревнованиях, а так же успешного выступления наших профессиональных спортсменов на международной арене. Большим толчком для занятий спортом послужили такие всероссийские соревнования, как «Кросс Наций» и «Лыжня России». Главное преимущество этих соревнований в том, что здесь нет ограничения в возрасте. В одном забеге могут пробежать и школьники и люди пожилого возраста. А на финише всех ждут памятные призы и огромное количество позитива. Девиз таких соревнований: «Медали лучшим, здоровье всем». Ведь именно от таких программ и становится здоровым поколение. С недавних пор, а точнее с 1 сентября 2014 года вернулся Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).

Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.

Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-реакреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.

Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе научной организации труда и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.

Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Список литературы

  1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету "Физическая культура" (методическое пособие). Астрахань, 1999 г.
  2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Москва, 1995 г.
  3. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. Москва, 1991 г.
  4. Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я. Соколова. Минск, 1988 г.
  5. VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016 [Электронный ресурс] – URL: http://www.scienceforum.ru/