В настоящее время в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) особое внимание уделяется профессиональной деятельности начальников отрядов исправительных учреждений, в том числе психологическому сопровождению их профессиональной деятельности [1]. Эта должность, по мнению руководства ФСИН России, является ключевой фигурой в исправительном учреждении (далее – ИУ). На начальника отряда ИУ возложена значительная часть работы по исправлению осужденных, от него во многом зависит, будет ли и в дальнейшем осужденный придерживаться криминальной линии поведения или станет законопослушным гражданином [2]. При этом начальники отрядов ИУ в первую очередь подвергаются влиянию негативных факторов, приводящих к профессиональным деструкциям [3].
Результаты ряда исследований, проведенных ФКУ НИИ ФСИН России, показали, что одной из серьезных проблем в деятельности учреждений УИС является недостаточная работа по подбору личностно и профессионально сформированных специалистов и их последовательному сопровождению при профессиональном становлении. На службу в подразделения, непосредственно взаимодействующие с осужденными, в том числе на должности начальников отрядов ИУ, нередко принимаются молодые сотрудники с несформированной в силу возраста жизненной позицией, незначительным собственным жизненным опытом, недостаточным уровнем профессионального образования, профессиональной культуры и мастерства [4], несформированной базой духовно-нравственных ценностей и смыслов [5, 6], что не позволяет молодому сотруднику правильно организовать свою служебную деятельность, сформировать профессиональный авторитет и нередко создает почву для манипуляций со стороны спецконтингента, возникновению конфликтных ситуаций и деструктивных явлений [7].
Перед образовательными организациями ФСИН России стоит задача подготовки опытных, грамотных профессионалов, соответствующих требованиям международных стандартов, высококвалифицированных, широко образованных, обладающих гражданской зрелостью и высокими морально-нравственными качествами. Недостаточная готовность к профессиональной деятельности по различным причинам (неудовлетворительная подготовленность, низкий уровень способностей, состояние здоровья, психологическая несовместимость с профессией и т.д.) может привести к неудовлетворительным результатам труда, снижению надежности, межличностным конфликтам, неудовлетворенности избранной профессией, профессиональным деструкциям, в том числе профессиональному отчуждению [8], и другим негативным явлениям.
Нужно отметить, что проблемы профилактики профессиональных деструкций, в том числе профессионального отчуждения, в целом изучались как в психологии труда, педагогической психологии (Климов Е.А., 1996; Зеер Э.Ф., 2003; Шнейдер Л.Б., 2001; Волков Д.А., 2004; Сыманюк Э.Э., 2005; Егорова Н.Н., 2007 и др.), так и в юридической психологии (Папкин А.И., 1984; Сухов А.Н., 1992; Поздняков В.М., 2000; Лафуткин А.М., 2006; Ушатиков А.И., 2003; Караваев А.Ф., Марьин М.И., Петров В.Е., 2007; Ицкович М.М., 2008; Сочивко Д.В., 2009; Волков A.A., 2010, Старостин С.Н., 2011 и др.). В ряде работ пенитенциарных психологов, посвященных проблемам профессионального становления и развития сотрудников УИС, формирования профессиональной идентичности, направленности, мотивации и др., затрагивались и вопросы психологической профилактики профессионального отчуждения (Аксенов А.А. и др., 2011; Кравцова Ю.Н., 2005; Коданева М.С., 2008; Рожков О.А., 2013 и др.).
Профессиональное отчуждение – это деструкция профессиональной направленности личности, характеризующаяся обособлением профессиональных характеристик личности, личностной позицией непричастности и ментальной непринадлежности к общественно приемлемой для данной профессии морали [9]. Характерными поведенческими признаками профессионального отчуждения являются закрытость в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов или заведомая ложь, преувеличение своих заслуг, цинизм, что делает сотрудника функционально непригодным к выполнению профессиональной деятельности.
Потеря профессиональной идентичности, формирование профессионального отчуждения искажает профессиональную направленность личности начальника отряда ИУ, снижает профессиональную активность, разрушает социально значимую сложившуюся структуру профессиональной деятельности и отношений в профессиональном коллективе, что, несомненно, отрицательно сказывается как на качестве профессиональной деятельности отдельных сотрудников, так и на эффективности деятельности исправительного учреждения в целом. В связи с этим профилактика профессионального отчуждения как деструкции профессиональной направленности личности заключается в формировании профессиональной идентичности начальников отрядов ИУ, что, в первую очередь, должно осуществляться в процессе профессионального образования и подготовки [10].
Формирование профессиональной идентичности начальников отрядов ИУ в рамках учебного процесса образовательных организаций ФСИН России необходимо осуществлять в рамках личностно-позиционного подхода через творческую познавательную активность, теоретическую и практическую подготовку по конструированию профессиональных ситуаций (Я и Дело), отношений (Я и Другие), развитие саморефлексии (образ Я) и через самоорганизацию путем усвоения и переработки профессиональных ритуалов, моделирования образов будущей профессиональной деятельности и себя в этой деятельности. Достижение этой цели наиболее эффективно реализовывать в практико-ориентированном образовательном процессе. Необходимыми условиями формирования профессиональной идентичности являются практика профессиональных взаимодействий, личностное включение начальников отрядов ИУ в освоение или совершенствование профессиональной деятельности, профессиональный опыт самостоятельной деятельности в процессе обучения, использование диалогического подхода во взаимодействиях преподавателей и слушателей, обеспечивающего передачу эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта обучающимся.
Эффективной формой достижения профессиональной идентичности начальников отрядов ИУ является тренинг профессиональной идентичности сотрудников УИС с использованием личностно-ценностных и профессионально-ситуативных компонентов, разработанный в ФКУ НИИ ФСИН России в 2014 году [11]. За основу взята программа тренинга профидентичности Л.Б. Шнейдер [12], добавлены методики и упражнения, соответствующие специфике служебной деятельности сотрудников УИС. Тренинг формирования профидентичности базируется на основе понимания профессиональной идентичности как многомерного, интегративного психологического феномена, который обеспечивает человеку целостность, тождественность и определенность, развивается в процессе профессионального обучения одновременно с профессиональным самоопределением, самоорганизацией и персонализацией начальников отрядов в профессиональном сообществе. Задачи тренинга решаются путем развития рефлексии («Что я делаю и в чем смысл того, что я делаю?»), привлечения когнитивных ресурсов для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осознания и осмысления собственной профессиональной позиции.
Программа тренинга профессиональной идентичности сотрудников УИС прошла апробацию в группах начальников отрядов ИУ, повышающих свою квалификацию на базе образовательных организаций дополнительного профессионального образования ФСИН России, разослана во все территориальные органы и образовательные организации для использования в практической деятельности психологами УИС.