Профессиональное отчуждение начальников отрядов исправительных учреждений: особенности психологической профилактики в процессе профессионального образования и подготовки

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются возможности психологической профилактики профессионального отчуждения начальников отрядов исправительных учреждений в процессе профессионального образования и подготовки сотрудников в образовательных организациях ФСИН России.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СОТРУДНИКИ ФСИН РОССИИ, ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Текст научной работы

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) особое внимание уделяется профессиональной деятельности начальников отрядов исправительных учреждений, в том числе психологическому сопровождению их профессиональной деятельности [1]. Эта должность, по мнению руководства ФСИН России, является ключевой фигурой в исправительном учреждении (далее – ИУ). На начальника отряда ИУ возложена значительная часть работы по исправлению осужденных, от него во многом зависит, будет ли и в дальнейшем осужденный придерживаться криминальной линии поведения или станет законопослушным гражданином [2]. При этом начальники отрядов ИУ в первую очередь подвергаются влиянию негативных факторов, приводящих к профессиональным деструкциям [3].

Результаты ряда исследований, проведенных ФКУ НИИ ФСИН России, показали, что одной из серьезных проблем в деятельности учреждений УИС является недостаточная работа по подбору личностно и профессионально сформированных специалистов и их последовательному сопровождению при профессиональном становлении. На службу в подразделения, непосредственно взаимодействующие с осужденными, в том числе на должности начальников отрядов ИУ, нередко принимаются молодые сотрудники с несформированной в силу возраста жизненной позицией, незначительным собственным жизненным опытом, недостаточным уровнем профессионального образования, профессиональной культуры и мастерства [4], несформированной базой духовно-нравственных ценностей и смыслов [5, 6], что не позволяет молодому сотруднику правильно организовать свою служебную деятельность, сформировать профессиональный авторитет и нередко создает почву для манипуляций со стороны спецконтингента, возникновению конфликтных ситуаций и деструктивных явлений [7].

Перед образовательными организациями ФСИН России стоит задача подготовки опытных, грамотных профессионалов, соответствующих требованиям международных стандартов, высококвалифицированных, широко образованных, обладающих гражданской зрелостью и высокими морально-нравственными качествами. Недостаточная готовность к профессиональной деятельности по различным причинам (неудовлетворительная подготовленность, низкий уровень способностей, состояние здоровья, психологическая несовместимость с профессией и т.д.) может привести к неудовлетворительным результатам труда, снижению надежности, межличностным конфликтам, неудовлетворенности избранной профессией, профессиональным деструкциям, в том числе профессиональному отчуждению [8], и другим негативным явлениям.

Нужно отметить, что проблемы профилактики профессиональных деструкций, в том числе профессионального отчуждения, в целом изучались как в психологии труда, педагогической психологии (Климов Е.А., 1996; Зеер Э.Ф., 2003; Шнейдер Л.Б., 2001; Волков Д.А., 2004; Сыманюк Э.Э., 2005; Егорова Н.Н., 2007 и др.), так и в юридической психологии (Папкин А.И., 1984; Сухов А.Н., 1992; Поздняков В.М., 2000; Лафуткин А.М., 2006; Ушатиков А.И., 2003; Караваев А.Ф., Марьин М.И., Петров В.Е., 2007; Ицкович М.М., 2008; Сочивко Д.В., 2009; Волков A.A., 2010, Старостин С.Н., 2011 и др.). В ряде работ пенитенциарных психологов, посвященных проблемам профессионального становления и развития сотрудников УИС, формирования профессиональной идентичности, направленности, мотивации и др., затрагивались и вопросы психологической профилактики профессионального отчуждения (Аксенов А.А. и др., 2011; Кравцова Ю.Н., 2005; Коданева М.С., 2008; Рожков О.А., 2013 и др.).

Профессиональное отчуждение – это деструкция профессиональной направленности личности, характеризующаяся обособлением профессиональных характеристик личности, личностной позицией непричастности и ментальной непринадлежности к общественно приемлемой для данной профессии морали [9]. Характерными поведенческими признаками профессионального отчуждения являются закрытость в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов или заведомая ложь, преувеличение своих заслуг, цинизм, что делает сотрудника функционально непригодным к выполнению профессиональной деятельности.

Потеря профессиональной идентичности, формирование профессионального отчуждения искажает профессиональную направленность личности начальника отряда ИУ, снижает профессиональную активность, разрушает социально значимую сложившуюся структуру профессиональной деятельности и отношений в профессиональном коллективе, что, несомненно, отрицательно сказывается как на качестве профессиональной деятельности отдельных сотрудников, так и на эффективности деятельности исправительного учреждения в целом. В связи с этим профилактика профессионального отчуждения как деструкции профессиональной направленности личности заключается в формировании профессиональной идентичности начальников отрядов ИУ, что, в первую очередь, должно осуществляться в процессе профессионального образования и подготовки [10].

Формирование профессиональной идентичности начальников отрядов ИУ в рамках учебного процесса образовательных организаций ФСИН России необходимо осуществлять в рамках личностно-позиционного подхода через творческую познавательную активность, теоретическую и практическую подготовку по конструированию профессиональных ситуаций (Я и Дело), отношений (Я и Другие), развитие саморефлексии (образ Я) и через самоорганизацию путем усвоения и переработки профессиональных ритуалов, моделирования образов будущей профессиональной деятельности и себя в этой деятельности. Достижение этой цели наиболее эффективно реализовывать в практико-ориентированном образовательном процессе. Необходимыми условиями формирования профессиональной идентичности являются практика профессиональных взаимодействий, личностное включение начальников отрядов ИУ в освоение или совершенствование профессиональной деятельности, профессиональный опыт самостоятельной деятельности в процессе обучения, использование диалогического подхода во взаимодействиях преподавателей и слушателей, обеспечивающего передачу эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта обучающимся.

Эффективной формой достижения профессиональной идентичности начальников отрядов ИУ является тренинг профессиональной идентичности сотрудников УИС с использованием личностно-ценностных и профессионально-ситуативных компонентов, разработанный в ФКУ НИИ ФСИН России в 2014 году [11]. За основу взята программа тренинга профидентичности Л.Б. Шнейдер [12], добавлены методики и упражнения, соответствующие специфике служебной деятельности сотрудников УИС. Тренинг формирования профидентичности базируется на основе понимания профессиональной идентичности как многомерного, интегративного психологического феномена, который обеспечивает человеку целостность, тождественность и определенность, развивается в процессе профессионального обучения одновременно с профессиональным самоопределением, самоорганизацией и персонализацией начальников отрядов в профессиональном сообществе. Задачи тренинга решаются путем развития рефлексии («Что я делаю и в чем смысл того, что я делаю?»), привлечения когнитивных ресурсов для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осознания и осмысления собственной профессиональной позиции.

Программа тренинга профессиональной идентичности сотрудников УИС прошла апробацию в группах начальников отрядов ИУ, повышающих свою квалификацию на базе образовательных организаций дополнительного профессионального образования ФСИН России, разослана во все территориальные органы и образовательные организации для использования в практической деятельности психологами УИС.

Читайте также

Список литературы

  1. Решение коллегии ФСИН России «Особенности организации и перспективы развития психологической работы с личным составом уголовно-исполнительной системы в рамках реализации положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»: приказ ФСИН России от 07.12.2012 «Об объявлении решений коллегий Федеральной службы исполнения наказаний».
  2. Железная Ю.Ю., Федорова Е.М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних осужденных // Научные дискуссии. 2015. Т. 1. С. 50-54.
  3. Федорова Е.М. Профессиональные кризисы как один из факторов формирования профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научные дискуссии. 2015. Т. 1. С. 55-59.
  4. Федорова Е.М. Повышение уровня профессионального мастерства начальников отрядов исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная система в современном обществе и перспективы ее развития (посвящается 135-летию уголовно-исполнительной системы и 80-летию Академии ФСИН России): сборник тезисов выступлений участников Международной научно-практической конференции (Академия ФСИН России, ноябрь 2014, г. Рязань). Рязань: Академия ФСИН России, 2014. Том 2. – С. 408–410.
  5. Федорова Е.М. Пути духовно-нравственного формирования личности как необходимого компонента профессиональной культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 5. С. 32-35.
  6. Федорова Е.М. Духовно-нравственный аспект профессиональной культуры работника УИС // Закон и право. 2006. № 11. С. 90-91.
  7. Федорова Е.М. Тренинги для начальников отрядов, или как избежать психологических барьеров в работе с осужденными // Преступление и наказание. 2014. № 2. С. 32–34.
  8. Проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы: аналитический обзор с предложениями / Е.М. Федорова [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2014.
  9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
  10. Мешкова Л.В., Федорова Е.М. Об актуальности развития организационной идентичности сотрудников, включенных в резерв руководящих кадров ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 5. С. 17-19.
  11. Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников УИС: методическое пособие / Е.М. Федорова [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН России. – М., 2014.
  12. Тренинг профессиональной идентичности: руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / автор-составитель Л.Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

Цитировать

Федорова, Е.М. Профессиональное отчуждение начальников отрядов исправительных учреждений: особенности психологической профилактики в процессе профессионального образования и подготовки / Е.М. Федорова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3585 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться