Служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений (далее – ИУ) часто протекает в стрессогенных условиях, оказывающих негативное воздействие на их психофизическое состояние, в результате чего снижаются успешность и эффективность профессиональной деятельности, возникают профессиональные деструкции [1, с. 109–114]. В связи с этим сотрудник ИУ должен обладать психологической устойчивостью, особой подготовленностью, специальными знаниями, умениями и навыками, помогающими ему противостоять воздействию негативных факторов [2, с. 36–41]. Один из таких наиболее значимых негативных факторов – регулярный контакт с криминогенной средой осужденных. Взаимодействие с осужденными часто описывается сотрудниками, как постоянная провокация, ощущение риска и на физическом, и на психологическом уровне. Это касается и работы с несовершеннолетними осужденными [3]. Нередко сотрудники ИУ оказываются в таких ситуациях, когда осужденные не воспринимают методы воспитательного воздействия или неправильно на них реагируют, при этом создается психологический, или коммуникативный, барьер.
Возникновение коммуникативного барьера характеризуется явным нежеланием осужденного и неумение сотрудника услышать и понять друг друга, взаимной отчужденностью. По содержанию такие барьеры можно разделить на смысловые, эмоциональные и эмоционально-смысловые [4, с. 71–72]. Коммуникативный барьер может возникнуть между сотрудником и одним осужденным либо группой осужденных. Среди причин возникновения коммуникативных барьеров могут быть отсутствие у сотрудника базовых психологических знаний и умений, коммуникативных навыков, его неумение учитывать истинные мотивы поступков и поведения осужденного, ориентация только на внешний результат, что нередко приводит к предвзятости и неправильному применению средств воздействия и как следствие негативным реакциям и протесту осужденного; нарушение профессиональной этики, норм взаимоотношений между сотрудником и осужденными; бестактность, грубость и невыдержанность сотрудника и др.
В целях профилактики возникновения психологических барьеров сотрудникам УИС рекомендуется:
- тщательно изучать индивидуальную социально-психологическую характеристику осужденного, формировать свою оценку его поведения на основе личного общения, а не постороннего мнения и домыслов;
- придерживаться принципов единообразия, стабильности и справедливости при предъявлении требований к осужденным и оценке их действий; несогласованность в требованиях и оценках, предвзятое отношение к отдельным осужденным, противоречия или резкие перепады в требованиях (сначала послабления, затем ужесточение) автоматически вызывают у осужденных внутреннее сопротивление, недоверие, отчуждение;
- словесные воздействия, нравоучения и т.п. необходимо подкреплять конкретным указанием, как надо поступать, что конкретно делать; к многократному повторению одних и тех же нотаций осужденные быстро привыкают и перестают на них реагировать;
- совершенствовать собственные коммуникативные навыки и профессиональную культуру;
- изучать и применять психолого-педагогические методы воздействия на осужденных, проявлять по отношению к ним, их проблемам внимание и заинтересованность.
Эффективными методами формирования у сотрудников ИУ навыков преодоления коммуникативных барьеров в общении с осужденными могут быть как индивидуальное консультирование [5], так и групповая тренинговая работа. Тренинг выступает в качестве «тренажера», на котором сотрудниками ИУ в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются полученные знания, умения и навыки. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника [6]. Основными формами тренинга являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, метод анализа практических ситуаций. Также в психологический тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков, рекомендуется включать упражнения на тренировку произвольного внимания, саморегуляцию эмоционального состояния, снижение уровня личностной тревожности, агрессии и др. [7]. В ходе таких тренингов сотрудники, находящиеся в непосредственном контакте с осужденными, смогут не только получить новые специальные знания в области психологии и социальной педагогики, но и обучиться практическим навыкам работы с осужденными, методам и способам совладания с провоцирующим поведением спецконтингента, противодействия манипулированию, поведения в конфликтных ситуациях, развить свои коммуникативные навыки и др.