Методы преодоления сотрудниками исправительных учреждений коммуникативных барьеров в работе с осужденными

№50-1,

Психологические науки

В статье раскрываются некоторые методы психологической работы с сотрудниками исправительных учреждений по преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии с осужденными.

Похожие материалы

Служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений (далее – ИУ) часто протекает в стрессогенных условиях, оказывающих негативное воздействие на их психофизическое состояние, в результате чего снижаются успешность и эффективность профессиональной деятельности, возникают профессиональные деструкции [1, с. 109–114]. В связи с этим сотрудник ИУ должен обладать психологической устойчивостью, особой подготовленностью, специальными знаниями, умениями и навыками, помогающими ему противостоять воздействию негативных факторов [2, с. 36–41]. Один из таких наиболее значимых негативных факторов – регулярный контакт с криминогенной средой осужденных. Взаимодействие с осужденными часто описывается сотрудниками, как постоянная провокация, ощущение риска и на физическом, и на психологическом уровне. Это касается и работы с несовершеннолетними осужденными [3]. Нередко сотрудники ИУ оказываются в таких ситуациях, когда осужденные не воспринимают методы воспитательного воздействия или неправильно на них реагируют, при этом создается психологический, или коммуникативный, барьер.

Возникновение коммуникативного барьера характеризуется явным нежеланием осужденного и неумение сотрудника услышать и понять друг друга, взаимной отчужденностью. По содержанию такие барьеры можно разделить на смысловые, эмоциональные и эмоционально-смысловые [4, с. 71–72]. Коммуникативный барьер может возникнуть между сотрудником и одним осужденным либо группой осужденных. Среди причин возникновения коммуникативных барьеров могут быть отсутствие у сотрудника базовых психологических знаний и умений, коммуникативных навыков, его неумение учитывать истинные мотивы поступков и поведения осужденного, ориентация только на внешний результат, что нередко приводит к предвзятости и неправильному применению средств воздействия и как следствие негативным реакциям и протесту осужденного; нарушение профессиональной этики, норм взаимоотношений между сотрудником и осужденными; бестактность, грубость и невыдержанность сотрудника и др.

В целях профилактики возникновения психологических барьеров сотрудникам УИС рекомендуется:

  • тщательно изучать индивидуальную социально-психологическую характеристику осужденного, формировать свою оценку его поведения на основе личного общения, а не постороннего мнения и домыслов;
  • придерживаться принципов единообразия, стабильности и справедливости при предъявлении требований к осужденным и оценке их действий; несогласованность в требованиях и оценках, предвзятое отношение к отдельным осужденным, противоречия или резкие перепады в требованиях (сначала послабления, затем ужесточение) автоматически вызывают у осужденных внутреннее сопротивление, недоверие, отчуждение;
  • словесные воздействия, нравоучения и т.п. необходимо подкреплять конкретным указанием, как надо поступать, что конкретно делать; к многократному повторению одних и тех же нотаций осужденные быстро привыкают и перестают на них реагировать;
  • совершенствовать собственные коммуникативные навыки и профессиональную культуру;
  • изучать и применять психолого-педагогические методы воздействия на осужденных, проявлять по отношению к ним, их проблемам внимание и заинтересованность.

Эффективными методами формирования у сотрудников ИУ навыков преодоления коммуникативных барьеров в общении с осужденными могут быть как индивидуальное консультирование [5], так и групповая тренинговая работа. Тренинг выступает в качестве «тренажера», на котором сотрудниками ИУ в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются полученные знания, умения и навыки. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника [6]. Основными формами тренинга являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, метод анализа практических ситуаций. Также в психологический тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков, рекомендуется включать упражнения на тренировку произвольного внимания, саморегуляцию эмоционального состояния, снижение уровня личностной тревожности, агрессии и др. [7]. В ходе таких тренингов сотрудники, находящиеся в непосредственном контакте с осужденными, смогут не только получить новые специальные знания в области психологии и социальной педагогики, но и обучиться практическим навыкам работы с осужденными, методам и способам совладания с провоцирующим поведением спецконтингента, противодействия манипулированию, поведения в конфликтных ситуациях, развить свои коммуникативные навыки и др.

Список литературы

  1. Казберов П.Н., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. О последствиях экстремальных условий деятельности для сотрудников силовых структур / Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 36–41.
  2. Фадеева К.Ф., Федорова Е.М., Кулакова С.В., Мешкова Л.В. Механизмы переживаний и способы совладания с последствиями психотравм сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вопросы науки: воспитание добропорядочного человека и гражданина в современном обществе: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции (22.07.2014, г. Воронеж, Филиал РГСУ). Воронеж: Изд-во «ВЭЛБОРН», 2014. С. 109–114.
  3. Донскова Н.В., Федорова Е.М. Психокоррекция деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных // Психология XXI столетия (Новиковские чтения) (Ярославль, 13-15 мая 2016 г.): сборник по материалам ежегодного Конгресса. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2016. С. 120-121.
  4. Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика): сборник материалов. М.; Томск, 2004. С. 71–72.
  5. Поляков Е.А., Федорова Е.М. Возможности использования рилив-терапии в психологическом консультировании осужденных и сотрудников ФСИН России // Актуальные проблемы межведомственного и межвузовского взаимодействия по повышению конкурентоспособности результатов научной деятельности, ведомственного и социального образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции (26 марта 2015 г., г. Москва, ФКОУ ВПО РГСУ, ФКУ НИИ ФСИН России). Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. С. 101-104.
  6. Федорова Е.М., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Актуальные проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы // Актуальные проблемы психологического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС, исполняющих наказание в виде лишения свободы: сборник докладов межрегионального круглого стола (8–9 июня 2015 г., г. Киров). Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2015. С. 98–102.
  7. Шестерня Н.В. Психологическая подготовка сотрудников отделов специального назначения к действиям в экстремальных условиях: развитие навыков саморегуляции и саморефлексии. М.: ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, 2007. 31 с.