Некоторые проблемы психологического сопровождения сотрудников УИС, состоящих в резерве руководящих кадров

№50-2,

Психологические науки

В статье рассмотрены некоторые проблемы психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), состоящих в резерве руководящих кадров. Представлены результаты экспертного опроса практических психологов психологической службы УИС.

Похожие материалы

Резерв руководящих кадров ФСИН России – это группа перспективных сотрудников ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов ФСИН России, иных предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы, сформированная в установленном порядке для их целенаправленной подготовки и последующего выдвижения на должности руководителей [3]. При отборе кандидатов на зачисление в резерв наряду с другими параметрами учитываются индивидуально-психологические особенности кандидата и уровень психологической готовности к предполагаемой работе, а обязательным элементом программы обучения сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров, является подготовка в области психологии управления. В связи с этим одной из основных задач работы психологической службы уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) является психологическое сопровождение сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров [4].

В юридической психологии достаточно детально разработана концепция работы с управленческим персоналом, в том числе с кадровым резервом. Свое отражение она нашла в исследованиях Н.В. Андреева, Т.Ю. Базарова, В.А. Бакеева, Б.Г. Бовина, В.А. Бодрова, М.Г. Дебольского, Т.С. Кабаченко, А.И. Китова, Л.М. Колодкина, И.О. Котенева, Е.П. Клубова, М.И. Марьина, В.И. Огородникова, А.И. Папкина, В.Е. Петрова, Е.В. Петухова, В.М. Позднякова, И.Б. Пономарева, В.В. Романова, А.Н. Сухова, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкина, А.И. Ушатикова, В.И. Черненилова, И.В. Якушева и др. Ряд диссертационных исследований так же отражают особенности психологической работы с кадрами правоохранительных органов, в том числе с сотрудниками УИС, состоящими в резерве кадров на выдвижение (Гаврина Е.Е., 2004; Птуха Н.И., 2004; Кравцова Ю.Н., 2005; Лобанова Т.В., 2006; Реуцкая И.Е., 2005; Старикова О.В., 2007; Красикова Ю.Ю., 2007; Киселева Р.Н., 2007; Портнягина Н.Ю., 2007; Раков А.М., 2008; Рожков О.А., 2013; Тавтилова Н.Н., 2014 и др.). Результаты ряда исследований по данной проблематике показывают, что готовность сотрудников УИС, состоящих в резерве кадров на выдвижение к назначению на руководящую должность, выше среднего, однако, весьма значимой составляющей работы с данной категорией сотрудников остается психологическая подготовка и сопровождение [1, 2, 6].

В 2015 году ФКУ НИИ ФСИН России проведено научное исследование особенностей психологической работы с сотрудниками УИС, состоящими в резерве руководящих кадров [5]. В процессе исследования в целях выявления особенностей и актуальных проблем психологического сопровождения данной категории сотрудников был осуществлен экспертный опрос начальников психологических лабораторий и практических психологов всех территориальных органов ФСИН России (всего 561 человек). Полученные результаты свидетельствуют о том, что практически все респонденты осуществляют психологическую работу с данной категорией сотрудников, используя при этом достаточный набор психодиагностических методик.

Среди факторов, осложняющих осуществление психологического сопровождения сотрудников данной категории, респонденты отметили следующие: большая нагрузка на одного психолога – 57%; недостаточная регламентация взаимодействия психологов с другими подразделениями (в том числе кадровыми) по вопросам психологического сопровождения сотрудников – 29%; недостаточное методическое обеспечение – 26%; недостаточное материально-техническое оснащение – 25% и др.

Опрошенные эксперты отметили, что для повышения эффективности психологического сопровождения сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров, им в дальнейшей работе необходимы не только методические рекомендации, определяющие алгоритм работы (66%), и программы тренингов (58%), но и теоретические материалы по данной проблематике (29%). В связи с этим в 2016 году запланирована разработка программ и методических рекомендаций по психологическому сопровождению сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров.

Список литературы

  1. Дебольский М.Г. Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на управленческие должности // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 158–168. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=97456 (дата обращения: 11.08.2016).
  2. Кольев А.А. Подготовка резервов руководящих кадров ФСИН России // NovaInfo. – № 46-1. 17.05.2016.
  3. Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров Федеральной службы исполнения наказаний и работе с ним: приказ Минюста России от 5 августа 2005 г. № 127.
  4. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238.
  5. Особенности психологической работы с сотрудниками УИС, состоящими в резерве руководящих кадров: аналитический обзор с предложениями / Е.М. Федорова, И.А. Чурилова, Л.А. Нилова, С.В. Кулакова; ФКУ НИИ ФСИН России. – М., 2015. – 32 с.
  6. Чурилова И.А. Обобщенный психологический портрет современного руководителя территориального органа ФСИН России // Человек: преступление и наказание. – 2008. – № 2. – С. 171–173.