Малый бизнес становиться всё более популярным в России. Широко распространена в этой области организация предприятий семейного типа. Но далеко не все организаторы бизнеса прибегают к использованию современных технологий для улучшения качества и повышения производительности, а порой и вовсе отказываются от использования компьютеров, т.к. это влечет дополнительные расходы. Для исследования организаций семейного типа была выбрана сфера оказания спортивно-оздоровительных услуг, а именно фитнес-клуб.
В процессе анализа существующих автоматизированных систем (АС) для автоматизации процессов управления фитнес-клубов, была проведена количественная оценка их функционала и составлена таблица (таблица 1). Представленные цифры — это количество функций, соответствующих заданному разделу.
Клиентская база | База сотрудников | Учет финансов | Расписание занятий | Отчеты | |
1С:ФитнесКлуб | 11 | 6 | 6 | 5 | 21 |
РеБиКа: Фитнес | 10 | 5 | 3 | 4 | 8 |
Кабаре. Фитнес | 8 | 5 | 4 | 4 | 10 |
UNIVERSE-Фитнес | 10 | 6 | 5 | 5 | 24 |
Рассмотренные системы содержат достаточно большой функционал для реализации различных бизнес-процессов. Наличие такого обширного количество функций для малого предприятия является излишним, т.к. большая их часть вовсе не будет применена.
В результате анализа информационных систем и опроса руководителей фитнес-клубов были выявлены следующие основные причины, из-за которых организаторы семейного бизнеса обходят стороной автоматизацию:
- низкая информированность о преимуществах использования АС в компании;
- дороговизна внедрения АС;
- члены семейного бизнеса не являются уверенными пользователями ПК и не видят смысла в приобретении таких программ;
- большинство программных продуктов сложны для понимания и работы даже уверенным пользователям ПК, а тратить значительные средства на внедрение и ещё потом на обучение, по мнению организаторов бизнеса, не является целесообразным.
Цели и задачи
Основываясь на вышеизложенных фактах, можно сформулировать цель данной работы: разработка автоматизированной системы для малого предприятия, оказывающего населению комплекс спортивно-оздоровительных услуг.
Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задач:
- анализ существующих АС для спортивно-оздоровительных комплексов;
- исследование и анализ основных бизнес-процессов организации;
- формирование требований на разработку АС;
- проектирование и разработка АС для малого предприятия.
Определение минимального функционала АС управления фитнес-клубом
Чтобы определиться с необходимым и достаточным набором функций АС для фитнес-клуба, были рассмотрены основные бизнес-процессы предприятия, представленные на рис.1.

На диаграмме определены 7 основных бизнес-процессов предприятия: Управление фитнес-клубом, Добавление новых услуг, Формирование расписания, Консультирование, Запись на услуги, Формирование отчетов, Информирование.
В результате анализа существующих систем и бизнес-процессов предприятия, были сформирован необходимый и достаточный функционал системы.
Функциональные требования. Система должна:
- Иметь разграничение прав доступа;
- Содержать базы данных об услугах фитнес-клуба, клиентах и тренерах;
- Предоставлять возможность добавления, поиска, редактирования и удаления данных;
- Вести учет оплаты купленных услуг клиентами;
- Предоставлять возможность создания и корректировки расписания (добавление, изменение, удаление данных);
- Предоставлять возможность учета посещаемости;
- Предоставлять возможность добавления отзывов о тренерах;
- Формировать в Excel следующие отчеты:.
- наиболее востребованные услуги;
- услуги, не пользующиеся популярностью;
- загруженность тренера и отзывы клиентов;
- дни рождения клиентов;
- расчет скидок по оплате для клиентов, одновременно посещающих 3 и более направлений (услуг);
- отчет о прибыли по каждой услуге и в общем по предприятию;
- расписание занятий;
- состав группы для заданного направления;
- общий отчет: состав групп по всем направлениям.
Особые требования предъявлялись к реализации интерфейса системы.
Требования к интерфейсу:
- Весь текст отображается на русском языке;
- Основные функции работы с базой данных (добавить, удалить и т.д.) должны быть легко доступными (включены в контекстное меню);
- Контекстное меню не должно превышать 5-6 пунктов выбора;
- Пункты контекстного меню должны быть сгруппированы логически;
- Цветовое оформление не должно быть ярким и вызывающим;
- Весь интерфейс должен быть выполнен в одной цветовой гамме (серо-голубой).
Руководствуясь результатами исследования конкретный предприятий семейного бизнеса по оказанию населению спортивно-оздоровительных услуг, было определено, что интерфейс системы должен соответствовать следующим принципам разработки пользовательских интерфейсов:
- Структурный принцип (непротиворечивость);
- Принцип простоты (неизбыточности);
- Принцип видимости;
- Принцип обратной связи;
- Принцип толерантности (гибкость);
- Принцип повторного использования.
По результатам анализа была спроектирована и реализована информационная система для автоматизации управления основными бизнес-процессами фитнес-клуба «Апельсин». Основной функционал АС «Апельсин» представлен на диаграмме активности (рис. 2).

Данная система отличается от тех, что предлагаются на рынке ИС в данной области, конкретной целевой направленностью автоматизации документооборота и бизнес-процессов конкретного предприятия, реализует все выявленные требования, учитывает все пожелания будущих пользователей. Система предлагает следующие функции:
- Разграничение прав доступа (Администратор и Директор);
- Функции для работы с базами данных: добавление, изменение, удаление и поиск данных;
- Учет оплаты купленных услуг;
- Формирование расписания: добавление, удаление занятий;
- Учет посещаемости;
- Учет отзывов клиентов для формирования отчета.
Формируемы отчеты полностью соответствуют перечню отчетов, определенных на этапе формирования требований к АС. Автоматизирован процесс формирования расписания работы предприятия, учитывающий загруженность как тренеров, так и помещений. Некоторые отчеты сопровождаются визуализацией предоставляемой информации (круговые диаграммы), что существенно повысит их ценность и доступность для неподготовленных пользователей, коими являются сотрудники предприятия. На рисунках 3-5 представлены некоторые отчеты формируемые системой.



Интерфейс АС «Апельсин» спроектирован в полном соответствии с определенными принципами разработки интерфейсов для систем такого уровня, и учитывает все пожелания, а так же уровень компетентности конечных пользователей системы. Далее на рисунках 6-9 представлены основные рабочие формы АС для фитнес-клуба «Апельсин»




Разработанная система реализует минимальный, но достаточный для эффективной работы предприятия набор функций, необходимый для автоматизации бизнес-процессов фитнес-клуба «Апельсин». Система очень проста в использовании. Интерфейс интуитивно понятен и разработан в соответствии с основными принципами реализации интерфейсов. Использование данной АС, несомненно, принесет большую пользу и существенно повысит эффективность управления бизнес-процессами предприятия, снизит трудоемкость при ведении базы клиентов и персонала, составлении расписания и формирования разнообразной отчетности.