29 мая 2014 года в столице Казахстана Астане был подписан договор между Россией, Казахстаном и Белоруссией о формировании нового торгового блока — Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Уже 10 октября 2014 к данному объединению присоединилась бывшая советская республика Армения и с 1 января 2015 года планирует вступить Киргизия. Данный союз придет на смену «не оправдавшему ожиданию ЕврАзЭС». Документ вступит в силу с 1 января 2015 года.
Это очень значимое событие, имеющее историческое значение и открывающее широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан этих стран.
Цель создания Евразийского экономического союза состоит в формировании крупнейшего рынка, который был бы более конкурентоспособен в современной глобальной экономике, а также использование позитивного опыта других стран, в частности опыта экономического регулирования Казахстана, для создания стимулов по трансформированию различных российских ведомств в условиях обострения конкуренции. Чтобы выиграть в этом конкурентном соревновании, необходимо обладать определенными конкурентными преимуществами, быть конкурентоспособным. Успех в экономическом развитии определяющим образом зависит от степени конкурентоспособности каждой из стран [1]. Предполагается, что создание конкурентных условий внутри такого крупного региона позволит участникам рыночных отношений выбирать ту страну, которая предложит наиболее удобные условия для бизнеса. Это означает, что больше инвестиций будет привлечено в данную страну, а вслед за инвестициями поедут и люди.
Некоторые аналитики заявляют, что создание этого союза носит, скорее всего, политический, а не экономический характер. «Евразийский союз — это реализация геополитической мечты Путина», — заявил Николай Петров из московского Карнеги-центра изданию Bloomberg News, добавив, что он является «демонстрацией того, что Россия не одинока»[2].
Немного истории
Рассмотрим, как развивались интеграционный процессы на постсоветском пространстве (рис.1). Ха последние 23 года мы прошли достаточно сложную эволюцию, начиная от создания СНГ с 12 членами путем сложной трансформации и длительных переговорных процессов до Евразийского экономического союза [4].
Год основания | 1991 | 1996 | 2000 | 2007 | 2007& 2011 | 2014 |
Год вступления | 1991-1994 | 1996 | 2001 | 2010 | 2012 | 2015 |
Документ | Соглашение о создании СНГ | Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях | Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества | Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза | Декларация о Евразийской экономической интеграции | Договор о Евразийском экономическом союзе |
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) | ||||||
Единое экономическое пространство (ЕЭП) | ||||||
Таможенный союз (ECU) | ||||||
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) | ||||||
Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях | ||||||
Содружество Независимых государств (СНГ) |
Форма торгово-экономической интеграции в виде Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном и Россией предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и другие ограничения экономического и торгового характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами, не входящими в данное интеграционное объединение.
Основными целями создания Таможенного союза являлись — получение конкретных экономических, геополитических выгод; рост торгового оборота и делового сотрудничества, улучшение благосостояния населения, создание конкурентной среды, улучшение предпринимательского климата для государств — участников.
В таблице 2 приведён анализ внешней торговли (экспорт и импорт) Российской Федерации со странами ТС и Арменией с 2000 по 2013 гг.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Экспорт | |||||||||
Всего: | 7843 | 16833 | 29781 | 37498 | 26485 | 29471 | 39814 | 39900 | 38470 |
Беларусь | 5568 | 10118 | 17205 | 23507 | 16726 | 18081 | 24930 | 24422 | 20020 |
Казахстан | 2247 | 6524 | 11920 | 13299 | 9147 | 10690 | 14099 | 14558 | 17460 |
Армения | 28 | 191 | 656 | 692 | 612 | 700 | 785 | 920 | 990 |
Импорт | |||||||||
Всего: | 5954 | 9042 | 13668 | 17136 | 10527 | 14562 | 21297 | 19476 | 22918 |
Беларусь | 3710 | 5716 | 8879 | 10552 | 6719 | 9954 | 14509 | 11305 | 13555 |
Казахстан | 2200 | 3225 | 623 | 6380 | 3697 | 4449 | 6579 | 7870 | 9011 |
Армения | 44 | 101 | 166 | 204 | 111 | 159 | 209 | 301 | 352 |
Товарооборот | |||||||||
Всего: | 13725 | 25583 | 43449 | 53739 | 36289 | 43174 | 60115 | 58155 | 61388 |
Беларусь | 9278 | 15834 | 26084 | 34059 | 23445 | 28035 | 39439 | 35727 | 33575 |
Казахстан | 4447 | 9749 | 16543 | 19679 | 12844 | 15139 | 20676 | 22428 | 26471 |
Армения | 72 | 292 | 822 | 896 | 803 | 859 | 994 | 1121 | 1342 |
На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы:
- Товарооборот Российской Федерацией со странами Таможенного Союза и Арменией, как будущим членом ЕЭС, за период с 2000 по 2013 годы вырос в 4,9 раза номинальных ценах, что свидетельствует о взаимной заинтересованности в усилении внешней торговли;
- Интересным является тот факт, что Российская Федерация экспортирует товаров и услуг больше, чем импортирует. В 2013 году положительное сальдо составило 15552 млн. долларов США или 40,48%. Это объясняется тем, что порядка 45% экспорта составляют минеральные продукты, а ввозятся в основном машины и оборудование, а также продукты питания.
Насколько вовлечены страны во взаимную торговлю, показано на рис. 1 [4]. Наибольший удельный вес во взаимной торговле в структуре внешней торговли страны имеет Беларусь — 50,7%, а наименьший, как ни странно Россия — всего 7,5%. Основным торговым партнером России в 2013 году являлся Евросоюз — около 50% объема внешней торговли. В условиях экономических санкций такая позиция оказалась очень уязвимой, поэтому теперь приходится прилагать колоссальные усилия по поиску новых внешних контрагентов, в том числе и в странах-членах Евразийского экономического союза и в азиатских странах.

При этом товарная структура внешней торговли в рамках Таможенного Союза, остаются примерно такой же, как и с другими странами. На наш взгляд, целевой установкой создания Таможенного Союза для интересов Российской Федерации должна стать возможность выхода отечественных производителей промышленной продукции на данный рынок, увеличение объемов продаж за счет расширения рынка сбыта в Белоруссии и Казахстане, приобретение опыта работы на внешних рынках, рост деловой репутации.
При этом бизнес всегда ищет наиболее выгодные условия для своего существования. Та страна, которая создаст их для него, будет получать наибольшие экономические выгоды, ведь в условиях Таможенного Союза, как формы экономической интеграции, административные и запретные методы становятся малоэффективными.
Существующий рейтинг Всемирного Банка Doing Business измеряет нормы регулирования, применимые к местным предприятиям, в 189 странах и определяет рейтинг стран по 10 направлениям регулирования предпринимательской деятельности, таким как создание предприятий, разрешение неплатежеспособности и осуществление внешнеторговой деятельности [7].
В таблице 3 представлено изменение рейтинга стран-участников Таможенного союза с 2009 по 2015 годы.
Страна | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Россия | 118 | 120 | 124 | 120 | 112 | 92 | 62 |
Беларусь | 82 | 58 | 91 | 69 | 58 | 63 | 57 |
Казахстан | 64 | 63 | 58 | 47 | 53 | 50 | 77 |
Армения | 44 | 43 | 48 | 55 | 32 | 37 | 45 |
Из приведенного рейтинга стран-участниц Таможенного Союза лидирующее место занимает Армения, занимающий в 2014 году 45-е место в мире из 189 стран, Белоруссия занимает 57-е место, а Россия, благодаря колоссальным усилиям по борьбе с коррупцией, проведением ряда реформ в банковской сфере, сфере налогообложения, образования и т.д., всего лишь 62—место, находясь между Грецией и Молдовой. Казахстан утрачивает свои позиции, так как рейтинг упал с 47 места в 2012 году до 77 места в 2015 году.
Может быть, данный разрыв и объясняет тот факт, что в России из Беларуси было накоплено инвестиций в 2012 году на сумму 5757 млн. долл. США, а направлено 7101 млн. долл. США, из Казахстана за тот же период было накоплено 1084 млн. долл. США, а направлено 2409 млн. долл. США [3].
Таким образом, российскому бизнесу выгоднее вкладывать свои капиталы в экономику Казахстана и Белоруссии. Однако жить и трудиться приезжают больше в Россию, чем выезжаю из нее, что свидетельствует о более высоких доходах в России, чем в Белоруссии и Казахстане.
Как показывают данные таблицы 4, численность мигрантов из Беларуси в РФ за период с 2005 по 2013 гг. выросло на 8951 человек или на 132%, а численность мигрантов из Казахстана осталась практически прежней, выросла на 13 человек.
2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Прибыло в Российскую Федерацию-всего | 177230 | 191656 | 356535 | 417681 | 482241 |
Беларусь | 6797 | 4894 | 10182 | 16564 | 15748 |
Казахстан | 51945 | 27862 | 36474 | 45506 | 51958 |
Выбыло из Российской Федерации-всего | 69798 | 33578 | 36774 | 12275 | 186382 |
Беларусь | 6034 | 2899 | 2622 | 6315 | 12031 |
Казахстан | 12437 | 7329 | 6176 | 8843 | 11802 |
Численность мигрантов в Белоруссию выросло всего на 5997 человек или на 99%. Численность людей, уехавших в Казахстан, сократилось на 635 или на 5%.
Вполне возможно, данная тенденция объясняется более высокими заработками людей в России, что с одной стороны хорошо, но для предпринимателя более дешевый работник гораздо более выгоден, при условии что квалификация и профессионализм будут примерно одинаковы.
Так среднемесячная заработная плата в 2013 г. в России составила 942 долл. США, в Беларуси — 573 долл. США, а в Казахстане — 714 долл. США [6].
Одним из наиболее перспективных направлений развития экономики стран-членов Евразийского экономического союза является развитие туризма. В ближайшее время, на наш взгляд наиболее динамично должен развиваться деловой туризм. Какова же доля туризма в общей численности международных посетителей — нерезидентов в государства — члены ТС и ЕЭП (рис.3) [6]?

Как показывают данные из рис. 3, в 2015 году из 65 298 выездов 44 475 основной целью имели частные цели, 15 945 туристические и только 1 667 служебные. Можно предположить, что из 44 475 выездов большинство составляют поездки трудовых мигрантов. Однако служебные поездки составляю всего лишь 2,6%. Данная цифра свидетельствует о том, что деловые связи внутри интеграционного союза развиты слабо.
Большое значение для развития туризма имеет развитая инфраструктура: гостиничные комплексы, транспортное сообщение и т.д.
Каким образом распределяются, пассажирские потоки по видам транспорта показано в таблице 4 [6]. За 6 лет общий пассажирооборот вырос на 21%, причем пассажирооборот на железнодорожном транспорте сократился, вырос на автомобильном на 24,4% и на воздушном — на 83,5%.
Виды транспорта | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
все виды транспорта | ||||||
Беларусь | 21,6 | 19,8 | 23,4 | 23,6 | 25,2 | 26,0 |
Казахстан | 127,5 | 130,8 | 149,1 | 188,9 | 211,0 | 233,8 |
Россия | 512,5 | 464,2 | 483,3 | 502,6 | 532,5 | 540,3 |
ТС и ЕЭП | 661,3 | 614,8 | 656,3 | 715,1 | 768,7 | 800,1 |
в том числе: | ||||||
железнодорожный | ||||||
Беларусь | 8,2 | 7,4 | 7,6 | 7.9 | 9,0 | 9,0 |
Казахстан | 14,7 | 14,7 | 16,1 | 16,6 | 19,3 | 20,6 |
Россия | 175,9 | 151,5 | 138,9 | 139,8 | 144,6 | 138,5 |
ТС и ЕЭП | 198,8 | 173,6 | 162,5 | 164,3 | 172,8 | 168,1 |
автомобильный | ||||||
Беларусь | 8,2 | 7,3 | 10,2 | 9,9 | 10,0 | 10,0 |
Казахстан | 106,9 | 110,5 | 126,2 | 164,2 | 184,9 | 203,1 |
Россия | 152,1 | 141,5 | 140,6 | 138,6 | 133,3 | 119,3 |
ТС и ЕЭП | 267,2 | 259,3 | 277,0 | 312,7 | 328,2 | 332,5 |
воздушный | ||||||
Беларусь | 1,3 | 1,3 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,5 |
Казахстан | 5,5 | 5,3 | 6,5 | 7,8 | 8,6 | 9,7 |
Россия | 122,6 | 112,5 | 147,1 | 166,8 | 195,8 | 225,2 |
ТС и ЕЭП | 129,4 | 119,1 | 155,1 | 176,3 | 206,5 | 237,4 |
Для того, чтобы увеличить пассажиропотоки в Евразийском экономическом союзе был разработан ряд мероприятий:
- Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза от 22 июня 2011 года;
- План мероприятий по устранению барьеров (проблемных вопросов) в сфере транспорта;
- Информационный обмен при осуществлении транспортного (автомобильного) контроля в рамках ТС и ЕЭП;
- Решениями Комиссии Таможенного союза от 14 марта 2011 года № 590 и от 16 августа 2011 года № 734 сформирована Рабочая группа для проведения консультаций о регулировании условий предоставления услуг авиационного и автомобильного грузового транспорта в рамках Единого экономического пространства и утвержден ее состав. В составе Рабочей группы сформированы подгруппы по гражданской авиации и по автомобильному транспорту.
Исследования показывают, что государство играет большую роль в развитии частного сектора. Правительства должны оказывать поддержку хозяйственной и предпринимательской деятельности путем создания и обеспечения реализации законов и норм, направленных на более четкое определение прав собственности и снижение трансакционных издержек, связанных с урегулированием споров. Это повышает предсказуемость экономического поведения и обеспечивает лица, состоящие в договорных взаимоотношениях, основными средствами защиты от противоправных действий.
Как показывает зарубежный опыт, страны, показывающие хорошие результаты по легкости ведения предпринимательской деятельности, в среднем характеризуются большей степенью открытости. В данных странах формальные рыночные институты преобладают над неформальными. Это означает, что больше людей имеют доступ и равные права на формальном рынке и могут извлечь выгоду из норм регулирования, относящиеся к социальной защите и правилам охраны труда. Также, в их законодательстве обычно обеспечивается достижение равенства и практическое отсутствие дискриминации.
Открытость отражает желание правительства осуществлять более эффективное распределение ресурсов. Это означает, что производительность предприятий не должна ущемляться формальными чрезмерно жесткими и обременительными правилами.
Чтобы создать более благоприятные условия для ведения бизнеса в России, Правительству необходимо проводить такие реформы, как упрощение и снижение стоимости процедур регулирования или укрепление правовых институтов, связанных с регулированием бизнеса.
В итоге Правительство России извлечет больше выгод в виде экономии средств. Предприятия выигрывают, благодаря наличию более рациональных и менее дорогостоящих процедур или более надежных институтов. B целом, такие меры приводят к созданию новых предприятий, новых рабочих мест, обеспечению роста торговли и динамичной экономики.
Создание торгового объединения и должно было решать поставленные задачи. За последние годы наблюдается свободное передвижение товаров, граждан и капиталов, а также внедрены союзные технические регламенты. Таможенный союз выполнил поставленные перед ним задачи и теперь превращается в базовое интеграционное объединение.