Основные аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности России

№45-1,

Экономические науки

Данная работа посвящена основным направлениям обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности Российской Федерации, выявлены предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Используя возможности результатов анализа импортозамещения в России. Проанализирована статистика импорта, экспорта РФ в соответствии с данными Росстата и Федеральной Таможенной Службы. Из проделанного анализа сделаны соответствующие выводы и рекомендации по реализации процесса замещения импорта.

Похожие материалы

За последние 20 лет новые возможности глобализации позволили сформировать и стабилизировать условия для торговли между странами и международного бизнеса, которые улучшились к настоящему времени. Были существенно изменены много правил и требований политических, экономических, идеологических и связанных с таможней границ между странами и областями мира [21].

На протяжении веков политика, являясь концентрированным выражением экономики, под воздействием интересов и амбиций правителей всегда пыталась ущемить национальные экономические интересы неугодных им государств, делая их более послушными и сговорчивыми, вводя различного уровня и масштабов экономические санкции. В настоящее время санкции, например, действуют против Ирака, Кубы, Северной Кореи и т.д. Что без сомнения сказывается на эффективности мировой торговли, национальной и международной логистики, товаропроводящих и торговых сетях [1,2].

С началом кризиса в Украине США и Евросоюз, а также другие страны ввели антироссийские санкции для изменения позиции Российской Федерации по крупным международным вопросам. Россия незамедлительно в ответ ввела санкции, установив запрет на ввоз некоторой продукции из США и стран ЕС. В связи с изменением торговых международных отношений со западными странами, в России с целью обеспечения своей внутренней и внешней экономической безопасности постепенно начал активизироваться процесс импортозамещения. Поэтому в связи со сложившейся ситуацией многие ученые и исследователи утверждают, что процесс замещения импорта нужно обязательно стимулировать и гарантировать обеспечение различных условий, в том числе налоговых для инвесторов, готовых делать свой вклад в импортозамещение, например, президент предложил дать право регионам сократить до нуля налог на прибыль в инвестоконтрактах [3-9]. На сегодняшний день, доля импорта в российской экономике крайне высока. Согласно данным Росстата Россия импортирует товары основных отраслей промышленности:

  • Машины, оборудование и транспортные средства (25484.2 млн. долл. США)
  • Текстиль, текстильные изделия и обувь (5029.7)
  • Продукция химической промышленности, каучук (12148.5)
  • Продовольственные товары и сырье (4921.1)
  • Металлы и изделия из них (1969.3) и др.

Можно сделать вывод, что процесс импортозамещения черезвычайно необходим, чтобы обрести независимость нашей страны. Импортозамещение - это уменьшение или прекращение ввоза определенного товара, установленного государством, путем производства в стране такого же товара или схожего с ним по характеристикам товар. Целями замещения импорта являются [10]:

  1. Установление национальной и государственной безопасности РФ.
  2. Обретение независимости в технологиях в слабо развитых областях производства.
  3. Способствование формированию положительной разницы между денежными поступлениями и расходами торгового баланса.
  4. Формирование национальных лидеров для успеха на внешнем рынке.

Вопрос импортозамещения зависит также от решения ряда проблем [9]:

Первая - Усиление промышленной базы. Для того, чтобы заменить какой-то продукт, необходимо произвести внутри страны аналог, который, как минимум, не уступал бы его зарубежным аналогам по качеству и характеристикам.

Вторая – это однобокость экспортируемых продуктов. В основном Россия экспортирует сырье. Падение цен на нефть показало слабость нашего экспорта, и появилась необходимость в разнообразии экспортируемых продуктов.

Третья - Неразвитость инфраструктуры. Отсутствие качественных автомобильных и железных дорог приводит к дороговизне товаров, которые производятся внутри России. Отсюда выходит, что проще купить импортный аналог, так как он дешевле сам по себе, чем отечественный продукт.

Четвертая – кадровый дефицит. Конечно, в первую очередь речь идет о строителях, работниках на производстве и работниках сельского хозяйства. Российское образование воспитало работников офиса, которые почти не способны к серьезному труду, в том числе интеллектуальному, не говоря уже о физическом. К сожалению, в России на сегодняшний день сильная нехватка инженеров и сельскохозяйственных рабочих.

Пятое – изношенность станков и заводов. Многие заводы находятся в заброшенном состоянии, большинство из них построены еще с советских времен. Машиностроение в стране отсутствует, и сейчас нет возможности обновить станочный парк, кроме как покупая зарубежные средства производства.

Анализ важнейших секторов экономики Российской Федерации, а также слова Президента РФ в обращении к Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года позволяет дают понимание о том, что многие отрасли экономики необходимо развивать.

В апреле 2015 года Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс и Минэнерго России разработали 19 отраслевых программ замещения импорта на ближайшее время [9]. Намечены мероприятия в определенных отраслях промышленности:

  • Фармацевтическая промышленность;
  • Тяжелое машиностроение;
  • Программное обеспечение (софт) ЭВМ;
  • Самолетостроение;
  • Кораблестроение.

Необходимо отметить, что в экономической изоляции импортозамещение приведет к политике догоняющего развития. Уже сейчас видно, что меры по применению программы замещения импорта вступают в силу, заметна положительная динамика импортозамещения. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на статистику Федеральной таможенной службы и Росстата. Вся статистика исчисляется за январь-октябрь 2015 (в сравнении со статистикой за январь-октябрь 2014) [10,12,14].

Импорт России в январе-октябре 2015 года - 152,1 млрд. долларов США. Для сравнения с этим же периодом предшествующего года он снизился на 38,3%. Ввоз из стран дальнего зарубежья: машины и оборудование - 47,6 % (в 2014 году составлял 50,4%). Стоимостный объем ввоза этой продукции уменьшился по сравнению с предыдущим на 41,4%, в том числе: механического оборудования – на 33,8%, электрооборудования – на 37,6%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 54,7%, инструментов и аппаратов оптических – на 36,1%. Количество импорта легковых автомобилей сократилось на 51,3%, грузовых – на 71,5%.

Удельный вес продукции химической промышленности - 19,3% (в 2014 году – 16,8%). По химической промышленности объем ввоза продукции (стоимостный) понизился по сравнению с 2014 годом на 28,9%, а физический объем – на 16,3%. Количество поставок средств косметики уменьшилось на 15,9%, пластмасс и изделий из них – на 28,3%, каучука, резины и изделий из них – на 24,2%. Доля ввоза продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-октябре 2015 года на уровне 13,5% (13,2 % - 2014 год). Стоимостные и физические объемы поставок продовольственных товаров сократились по сравнению с январем-октябрем 2014 года – на 36,8% и 23,3% соответственно.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-октябре 2015 года -5,8% (в январе-октябре 2014 года – 5,7%). Стоимостный объем данной категории товаров по сравнению с 2014 годом уменьшился на 37,4%, а физический – на 30,8 %.

На рисунке 2 изображен ввоз продовольственных товаров. В валюте он достиг свой минимальный показатель в феврале 2015 г. (56,7% от уровня 2014 г.), после которого продолжился неустойчивый рост: в июле он составил 63,2% от уровня июля 2014 г.

Рис. 1. Импорт сельхозсырья и продовольствия (1-24 ТН ВЭД), 2014-2015 гг. / 2013-2014 гг., %

Рис. 1. Импорт сельхозсырья и продовольствия (1-24 ТН ВЭД), 2014-2015 гг. / 2013-2014 гг., %

По данным Центрального таможенного управления внешнеторговый оборот г. Москвы за 9 месяцев 2015 года составил в текущих ценах 160058.8 млн. долларов и по сравнению с 9 месяцами 2014 года сократился на 37.5%, в том числе экспорт – 106117.5 млн. долларов, сократился на 36.5%, импорт – 53941.3 млн. долларов, сократился на 39.4% [12,13].

Товарная структура экспорта и импорта в страны СНГ и дальнего зарубежья за 9 месяцев 2015 года изображена на таблице 1.

Таблица 1. млн. долларов США

Всего

в том числе

Экспорт

Импорт

дальнее зарубежье

страны СНГ

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Продовольственные товары и сырье

1374.0

4921.1

1264.6

4768.3

109.4

152.8

Минеральные продукты

95735.6

735.4

93492.0

450.7

2243.6

284.7

Продукция химической промышленности, каучук

2002.3

12148.5

1737.0

12030.0

265.3

118.5

Древесина и целлюлозно-бумажные
изделия

189.6

859.1

152.0

695.1

37.6

164.0

Текстиль, текстильные изделия и обувь

74.9

5029.7

58.0

4866.6

16.9

163.1

Металлы и изделия из них

376.1

1969.3

348.9

1850.1

27.2

119.2

Машины, оборудование и транспортные средства

3577.2

25484.2

3420.4

25185.9

156.8

298.3

Итого

106117.5

53941.3

103215.2

52447.3

22902.3

1494.0

Взглянув на эту таблицу можно сделать элементарный вывод, что Россия очень много импортирует из стран дальнего зарубежья (52447.3 млн. долл. США), при маленьком количестве экспорта. Да, общее количество экспорта превышает общее количество импорта, но это только потому, что Россия может “похвастать” только лишь экспортируемыми минеральными продуктами (93492.0 млн. долл. США), которые составляют почти всю долю экспорта РФ. Необходимо стимулировать процесс импортозамещения и выходить на внешние рынки в других отраслях промышленности, и занимать там лидирующие позиции. Процесс замещения импорта в России имеет хорошие перспективы, в том числе это показывает и статистика импорта/экспорта со странами дальнего зарубежья, которая была представлена выше. Связано это с большим количеством причин.

Во-первых, у российских предприятий есть доступ к нужному сырью, природным ресурсам. Ведь Россия славится своими территориями и большими запасами природным ресурсов.

Во-вторых, издержки производства при образовании предприятия в России во многих случаях будут меньше, чем за рубежом, потому что отечественный производитель пользуется дешевизны некоторых природных ресурсов.

В-третьих, в Российской Федерации есть заметный потенциал в сфере технологий. Пока что он реализуется в основном в сфере ВПК.

Четвертая причина – большое преимущество России в природных запасах перед США и странами ЕС.

Из этого всего следует, что России можно и нужно обретать независимость, стимулируя процесс импортозамещения, выходя на новый уровень, экспортируя не только минеральные продукты, но и продовольственные товары, энергооборудование и т.д. А также активизировать логистические потоками со странами Евроазиатского таможенного союза [15,16]. Даная работа выполнена в научной школе кафедры логистики Государственного университета управления [17.18] в соответствии с методическими положениями и рекомендациями [19,20].

Список литературы

  1. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
  2. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.Нильва И.Е, Усачева Т.К. Перспективы развития процессов саморегулирования и импортозамещения, 2014. - 460 c.
  3. Нильва И.Е, Усачева Т.К. Перспективы развития процессов саморегулирования и импортозамещения, 2014. - 460 c.
  4. Рябухин С.Н. Сообщение, посвященное законодательному обеспечению реализации антикризисных мер, 20.02.2015 г. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/51913/Гельбрас В.М. Импортозамещение и экспортная ориентация экономики / В. М. Гельбрас -МЭ и МО. М.- 2013.- 198 с.
  5. Мантуров Д.В. Доклад на совещании об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения, 03.04.2015 г. URL: http://government.ru/news/17521/
  6. Мухетдинова Н.М. “Об инвестиционной составляющей импортозамещения в России” / Сообщение в рамках II Международной научной конференции "Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания", 2015 г. C.2111-2121. URL: http://elib.fa.ru/fbook/alpidovskaya.pdf/download?lang=en
  7. Нильва И.Е, Усачева Т.К. Перспективы развития процессов саморегулирования и импортозамещения, 2014. - 460 c.
  8. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике. Журнал "Экспертный союз" [Электронный ресурс] № 12 (42), 2014 г. URL: http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhurnal-qehkspertnihyj-soyuzq-122014g/item/655-problemy-importozameschenia
  9. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 03.12.2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864
  10. Росстат.Доклад “Социально-экономическое положение России”. 2015/ Росстат. – М., 2015 г. С. 108-138. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/
  11. Рябухин С.Н. Сообщение, посвященное законодательному обеспечению реализации антикризисных мер, 20.02.2015 г. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/51913/
  12. Федеральная Таможенная Служба (ФТС) / Общие итоги внешней торговли Москвы за I полугодие 2015 года, 2015 г. URL: http://ctu.customs.ru/attachments/article/10042/Moscow_2kv_2015.xls
  13. Федоляк Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России / Ф.С.Федоляк - НИЦ Инфра-М.-2014.-320 с.
  14. Воронов В.И., Воронов А.В., Ермаков А.А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. 2014. № 1 (134). С. 90-96.
  15. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» - 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2013. -173 с.
  16. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
  17. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
  18. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  19. Воронов В.И., Можарова Е.Р. Основы научных исследований в логистике (4с.). Актуальные проблемы управления - 2013 [Текст]: Мат-лы 18-й Международной НПК: Вып. 3; - М.: ГУУ, 2013.-282 с.
  20. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c.
  21. Немеш Е.А., Веселова В.Д. Анализ Глобализации в логистике (научная статья). Москва: Изд-во НоваИнфо, 2015 г.