Прокси-аукционы в публичных закупках: что теряет экономика России

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В соответствии с положениями закона №44-ФЗ основным способом публичных закупок в России является электронный аукцион. Длительность публичного электронного аукциона в России может достигать 17 часов. Это представляется крайне неэффективным решением, влекущим неоправданные экономические издержки. Еще в 1998 г. известный мировой аукционный сайт eBay стал использовать прокси-аукцион, который исключает указанные издержки и обеспечивает доминирующую стратегию для участника торгов указывать реальную ценность для него контракта. Автором предлагается обеспечить скорейшее внедрение прокси-аукционов в российскую практику публичных закупок.

Ключевые слова

ГОСЗАКУПКИ, КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА, ЗАКАЗЧИК, ПОСТАВЩИК, ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН, 44-ФЗ, ПРОКСИ-АУКЦИОН

Текст научной работы

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон №44-ФЗ).

В соответствии с положениями закона №44-ФЗ основным способом публичных закупок в России является электронный аукцион. Согласно ч. 4 ст. 24, ч. 1 ст. 59 указанного закона электронный аукцион (аукцион в электронной форме) - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта. Заказчик обязан проводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, установленный Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р и включает практически все возможные потребности публичных заказчиков.

Согласно данным Росстата в 2013 г. на электронный аукцион приходилось 70% общей стоимости контрактов и договоров, заключенных для государственных нужд по результатам проведения открытых торгов и запросов котировок, в 2014 г. – 61% [1].

Порядок проведения электронного аукциона регламентирует статья 68 Закона N 44-ФЗ. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

С учетом изложенного длительность публичного аукциона в России может достигать 17 часов, исходя из допущения о снижении начальной (максимальной) цены на 50% – 100 ставок с минимальным «шагом аукциона» 0,5% и десятиминутной задержкой между ставками. Причем такое снижение начальной (максимальной) цены может встречаться достаточно часто с учетом того, что методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, допускается формирование завышенной на 48,7% начальной (максимальной) цены контракта [2].

Длительность публичных аукционов, требующая 17-часового участия в них специалиста поставщика, представляется крайне неэффективным решением, влекущим неоправданные экономические издержки, к числу которых можно отнести непродуктивные затраты труда специалиста поставщика, влияние негативных экстерналий на результат аукциона (потеря доступа к интернету, поломка компьютера, невозможность подачи ставки в силу внезапно возникшего физиологического состояния специалиста и т.д.), а также невозможность одновременного участия специалиста поставщика в большом количестве аукционов.

В то же время, еще в 1998 г. известный мировой аукционный сайт eBay стал использовать прокси-аукцион, в котором каждый участник аукциона представляет свою оценку контракта прокси-агенту. Прокси-агенты делают ставки итеративно по правилам английского аукциона, повышая цену на установленный «шаг аукциона» до тех пор, пока не выиграют контракт или не достигнут максимальной оценки контракта участником. Аукцион заканчивается, когда прекращаются ставки. Сегодня таким аукционы используют и другие крупные интернет-аукционы Yahoo и Amazon.

В частности, на eBay указанная система объясняется следующим образом: “Представьте, что у Вас есть маленький волшебный эльф, который делает ставки в аукционе вместо Вас. Все, что Вам нужно сделать, это рассказать своему эльфу, сколько максимально вы готовы потратить на предмет конкретного аукциона, а он будет сидеть и перекупать других эльфов для Вас до указанного Вами предела.” [3]. Таким образом, на eBay внедрен программный продукт в виде прокси-машины, в которой участник может ввести наивысшую ставку, которую он готов заплатить. Эта сумма держится в секрете от других участников торгов и самого продавца. Прокси-машина сравнивает свою ставку со ставкой текущего победителя и увеличивает цену до тех пор, пока либо участник не останется единственным участником аукциона готовым платить эту цену, либо пока предельная его ставка не будет перебита кем-то другим. Если предельная ставка участника была перебита, он может выбрать другую предельную ставку, если аукцион еще не завершился. Участник аукциона может также пересмотреть свое предложение в любое время, опустив предельную ставку, но не ниже текущей цены аукциона.

Вот как это может работать на примере закупочного аукциона. Предположим, что продавец просит выполнить государственный контракт за 100 тыс. руб. Минимальный «шаг аукциона» в российских публичных закупках составляет 0,5%. Если участник воспользовался прокси-машиной, она сделает ставку 99,5 тыс. руб. Предположим, что участник Б перебивает эту ставку и подает заявку в размере 99 тыс. руб. Тогда прокси-машина сразу же (или по истечении заданного времени) обновит ставку до 98,5 тыс. руб. Прокси-машина будет обновлять ставки автоматически, пока они будут перебиваться другими участником торгов. Если будет достигнута предельная минимальная цена, установленная участником для контракта, он будет уведомлен по СМС или электронной почте, и успеет обновить свою заявку до окончания аукциона.

В результате применения прокси-машины аукцион получает сильное сходство с аукционом Викри. Уильям Викри отмечает, что в аукционе второй цены, доминирующей стратегией для участника торгов является указание реальной ценности для него контракта [4]. Если ставка будет меньше, чем их реальная ценность, есть вероятность, что участник проиграет аукцион. При этом размер платы за контракт будет равен не указанной участником ставке, а второй по величине ставке другого участника.

Согласно данным Росстата в 2014 г. в на публичные электронные аукционы в России было подано более 4 млн. заявок поставщиков. Если предположить, что пятая часть данных участников могла быть вынуждена участвовать в 10 часовом аукционе (снижение начальной (максимальной) цены на 30% – 60 ставок с минимальным «шагом аукциона» 0,5% и десятиминутной задержкой между ставками), непродуктивные затраты на оплату труда данных специалистов составили более 1 млрд. рублей.

С учетом изложенного, представляется целесообразным скорейшее внедрение прокси-аукционов в российскую практику публичных закупок.

Читайте также

Список литературы

  1. Показатели закупочной деятельности [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Государство, общественные организации. – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#
  2. Хвалынский Д.С. Новая контрактная система: сохраним ли триллион? // Экономика и социум. – 2014. – № 2-5 (11). – С. 211-213.
  3. Lucking-Reiley David. Auctions on the Internet: What’s Being Auctioned, and How? // Journal of Industrial Economics, 1999. – Вып. 48. – №3. – С. 227-252.
  4. Vickrey W. Counterspeculation, Auctions, and Competitive Sealed Tenders // Journal of Finance, 1961. – Вып. 16. – С. 8-37.

Цитировать

Хвалынский, Д.С. Прокси-аукционы в публичных закупках: что теряет экономика России / Д.С. Хвалынский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3636 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться