Проблема нулевой ценности денег в российских публичных закупках

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Одной из основных проблем российских публичных закупок является нулевая ценность оставления объекта данных правоотношений у заказчика. На рынке российского государственного заказа покупатель в настоящее время находится в менее выгодных условиях, чем поставщик. Это связано с тем, что продукция по государственному заказу приобретается для обеспечения «срочных» публичных нужд, удовлетворение которых публичные заказчики не могут отложить на более поздний период, подобно частному потребителю. Заказчика, получившего лимиты бюджетных ассигнований, сегодня намного больше интересует своевременность поставки общественно-значимой продукции, чем экономия бюджетных средств. В настоящее время в закупочной деятельности государственных организаций и предприятий используется разновидность английской модели аукциона - обратный (реверсивный) аукцион. В условиях слабой конкуренции, отмечаемой на российском рынке государственного заказа, голландская модель аукциона имеет преимущество перед английской в случае проведения аукциона в электронной форме и сокрытия от участников информации об общем количестве участников и может позволить сэкономить около 1,3 трлн. рублей бюджетных средств.

Ключевые слова

ЗАКАЗЧИК, ПОСТАВЩИК, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН, КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА, ГОСЗАКУПКИ

Текст научной работы

Одной из основных проблем российских публичных закупок является нулевая ценность оставления объекта данных правоотношений у заказчика. На рынке российского государственного заказа покупатель в настоящее время находится в менее выгодных условиях, чем поставщик. Это связано с тем, что продукция по государственному заказу приобретается для обеспечения «срочных» публичных нужд, удовлетворение которых публичные заказчики не могут отложить на более поздний период, подобно частному потребителю. При этом общественно-значимые нужды финансируются государством в необходимом объеме за счет бюджетных средств еще до осуществления реальной закупки, т.е. исходя из расчетной, а не реальной стоимости приобретаемой продукции.

В результате, заказчика, получившего лимиты бюджетных ассигнований, сегодня намного больше интересует своевременность поставки общественно-значимой продукции, чем экономия бюджетных средств. Такой же, позиции, видимо придерживается и российский законодатель. В частности, вновь принятым законом № 44-ФЗ в целях повышения эффективности публичных закупок предусмотрены методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены методические рекомендации по применению данных методов. Согласно принятым рекомендация заказчик должен определять начальную (максимальную) цену контракта на уровне средней величины по всем полученным от коммерческих организаций офертам, при этом коэффициент вариации цен по ним не должен превышать 33%.

Следует отметить, что коэффициент вариации равен 32.96% при использовании в соответствии с методическими рекомендациями для расчета трех предложений поставщиков о выполнении государственного контракта за 100, 148 и 198 млн. руб. соответственно. При этом заказчику, в соответствии с утвержденной методикой, рекомендуется формирование начальной (максимальной) цены контракта на уровне среднего значения ценовых предложений, т.е. в размере 148,7 млн. руб. В результате, если заказчик может без проведения аукциона закупить товар за 100 млн. рублей и получил на это согласие поставщика, начальную цену на аукционе ему рекомендуется поставить 148,7 млн. рублей. Если на такой аукцион будет подана только 1 заявка поставщика, то контракт должен быть заключен на 148,7 млн. рублей, и бюджетная система потеряет 48,7 млн. рублей в результате законопослушного соблюдения заказчиком положений методических рекомендаций.

Полагаем, что потери около 1,3 трлн. рублей бюджетных средств [1] от применения указанной методики формирования начальной (максимальной) цены контракта возможно избежать посредством изменения правил проведения электронных аукционов в России.

В настоящее время в закупочной деятельности государственных организаций и предприятий используется разновидность английской модели аукциона - обратный (реверсивный) аукцион. Цена в этом аукционе последовательно снижается участниками, начиная от начальной (максимальной) цены, установленной заказчиком, пока не остается один претендент. Соответственно, если на такой аукцион будет подана только 1 заявка поставщика, то контракт должен быть заключен по начальной (максимальной) цене, установленной заказчиком [2].

Вместе с тем, в мировой практике широко используется также другая модель аукциона – голландская. В таком аукционе аукционист начинает закупку объекта с очень невыгодной для участников низкой цены и сам последовательно повышает ее для участников, пока один из них не объявляет, что он готов принять текущую цену контракта. Этот претендент выигрывает аукцион по последней объявленной цене.

Полагаем, что голландская модель аукциона имеет преимущество перед английской в случае проведения аукциона в электронной форме и сокрытия от участников информации об общем количестве участников. Каждый участник голландской модели аукциона пытается определить, в какой момент он должен сделать ставку, так как для получения наибольшего дохода необходимо делать ее в самый последний момент, но до того, как ее сделают другие участники. Таким образом, участник в голландском аукционе должен принимать во внимание информацию, которой он обладает относительно вероятных ставок других участников. Чем дольше участник будет ждать, пока цена будет подниматься аукционистом, тем меньше будет вероятность выигрыша и тем больше будет вероятность убытков для участника (неполучение участником контракта приносит участнику нулевую полезность, а время и средства, затраченные на участие в аукционе, приводят к реальным убыткам). В результате, даже в аукционе с единственным участником последний будет вести себя так, как будто участников аукциона несколько, и будет предлагать реальную рыночную цену контракта аукционисту, а не ждать пока цена контракта достигнет максимальной цены аукциона.

Читайте также

Список литературы

  1. Хвалынский Д.С. Новая контрактная система: сохраним ли триллион? // Экономика и социум. – 2014. – № 2-5 (11). – С. 211-213.
  2. Хвалынский Д.С. Новая контрактная система: проблема закупки по минимальной цене. // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2014. – № 5 (37). – С. 26-27.

Цитировать

Хвалынский, Д.С. Проблема нулевой ценности денег в российских публичных закупках / Д.С. Хвалынский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3605 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться