Ситуация появления в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нарушает эмоциональные ожидания женщины, связанные с новой социальной ролью матери, а характер и тяжесть детской патологии оказывают непосредственное влияние на психологическое состояние и поведение матери. Устоявшиеся ценностные ориентиры женщины претерпевают изменения, трансформируя прежние представления о собственной жизни, её уклад, переоценивается прошлое, приходит осознание того, что выстроенные планы на будущее потеряли свою актуальность. Появляется необходимость в планировании жизненной перспективы ориентироваться на решение вопросов, связанных с болезнью ребёнка, нарушается непрерывность внутреннего существования и целостность душевной жизни матери. В этом контексте ценным оказывается умение женщины управлять временем своей жизни, основываясь на хорошо спланированной семейной перспективе, которая определяет ее психологическое благополучие в настоящем.
И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова, О.С. Гурова и Т.С. Середина определяют семейные перспективы человека как его представление о будущей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающееся на ценностные ориентации, опосредующее семейное самоопределение и способствующее актуализации соответствующего поведения в семье и браке.
Семейные перспективы рассматриваются как системное образование, основными измерениями которого являются: ценностно-смысловое, эмоционально-оценочное, когнитивное и организационно-деятельностное. Ценностно-смысловое измерение представляет собой систему ценностных ориентаций личности, лежащих в основе построения планов на предстоящий период семейной жизни. Как указывают И.А. Ральникова и Е.А. Ипполитова, функция ценностных ориентаций как осознанных смыслов усматривается в определении главных, относительно постоянных отношений человека к основным сферам жизни, в том числе к семье, и построении на этой основе первоначального эскиза семейной перспективы, предсуществующего его реальному воплощению. Эмоционально-оценочное измерение характеризуется эмоциональным отношением к семейному будущему. Когнитивное измерение представляет собой совокупность ожидаемых и планируемых событий в сфере семьи. Организационно-деятельностное измерение включает стили, стратегии, формы поведения человека в настоящем в брачно-семейной сфере.
Семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, также рассматриваются через данные компоненты.
Ценностно-смысловое измерение является основой семейных перспектив. В его рамках ценностные ориентации, мотивы, личностные смыслы обретают узкую направленность на ребёнка, на его состояние и потребности.
Как указывает Е.Е. Руслякова, семьи, в которых растет ребёнок с ОВЗ, чаще всего проходят через «классический» паттерн: матери чрезмерно вовлечены в воспитание ребёнка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически.Следовательно, именно мать, как правило, принимает большее участие в воспитании ребёнка, несёт на себе всю моральную нагрузку по его лечению, образованию и воспитанию в целом.
По мнению А.А. Вильшеватой, ребёнок с нарушением становится центральным пунктом, и на многие другие составляющие семейной жизни не остаётся времени и сил. Кроме того, чтобы сохранить семью, матери приходится больше контролировать свои эмоции и понимать других членов семьи, чувствуя при этом невозможность выразить свои переживания. Она испытывает чувство вины и собственной неполноценности, у неё усиливается самокритика, растет чувство неудовлетворенности собой. Мать ощущает постоянную зависимость от потребностей ребенка и испытывает одиночество в связи с недостаточным качеством и количеством социальных контактов, а также в связи с непринятием самой себя. Кроме того, друзья и родственники, которые, казалось бы, должны прийти на помощь, также оказываются в состоянии кризиса. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью. Этот фактор ещё больше усиливает возникающие ценностно-смысловые конфликты.
Таким образом, объектом работы являются семейные перспективы человека, предметом – семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ОВЗ.
Цель работы – выявить особенности семейных перспектив женщин, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования – вероятно, семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, характеризуются наличием ценностно-смысловых конфликтов.
В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер».
Выборку составили 12 женщин в возрасте от 25 до 45 лет, имеющих детей с ОВЗ в возрасте 4-8 лет. Исследование проводилось на базе КГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" г. Барнаула "Журавлики".
По результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что у всех 12 опрошенных женщин дети являются наивысшей ценностью. Примерно на одном уровне имеют высокое значение ценности «верность», «доверие», «поддержка», «взаимопонимание» и «уважение». Ценности «свобода как независимость в поступках и действиях», «разнообразное времяпрепровождение», «сексуальная удовлетворённость», «общность интересов» и «материальное благосостояние» имеют низкую выраженность. Это означает, что для женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, характерна высокая потребность в детях, верности, доверии, поддержки, взаимопонимании и уважении. Следовательно, для них комфортный психологический климат, основанных на данных ценностях, является наиболее важным.
Также выявлены ценностно-смысловые конфликты относительно «доверия», «сексуальной удовлетворённости», «верности», «материального благосостояния» и «свободы как независимости в поступках и действиях». «Доверие», «верность» и «материальное благосостояние» являются менее доступными, чем ценными. Следовательно, женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в повышении доступности данных ценностей. «Сексуальная удовлетворённость» и «свобода как независимость в поступках и действиях» являются более доступными, чем ценными. Следовательно, женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, ощущают избыток доступности данных ценностей, что также негативно влияет на психологический климат.
Таким образом, выделяется необходимость оказания психологической помощи женщинам, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания комфортного психологического климата и решения их социально-психологических проблем.