Соотношение физической и духовной свободы

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 21
CC BY-NC

Аннотация

В современном быстро изменяющемся мире, границы нашей свободы претерпевают большие изменения. Имеется ввиду не только физическая свобода, но и духовная. На столько ли мы свободны духовно, на сколько мы себе это представляем?

Ключевые слова

ДУХОВНАЯ СВОБОДА, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, СОЗНАНИЕ, СВОБОДА, ФИЗИЧЕСКАЯ СВОБОДА

Текст научной работы

Проблема свободы встала на первое место с тех пор, как появились первые её ограничения, то есть законы, своды правил поведения, нравственность. С давних времен, когда появилось первое общество, необходимо было как-то организовывать и контролировать взаимодействия между людьми, иначе общества как такового не было бы вообще. Вседозволенность и безнравственность уничтожили бы всю иерархию и стабильность системы.

Первым сводом законов было табу - строгий запрет на совершение какого-либо действия, имея в своей основе религиозное наказание. Позже запреты стали частью социализации и культуры личности, и убийства и прочие нарушения свободы не совершались по моральным соображениям.

В наше время, в эпоху информационного общества наша физическая и моральная свободы расширились, а также приобрели новые границы. С появлением сложной властной иерархии и расслоения общества, появляются и новые правила поведения. На сегодняшний день наша физическая свобода ограничивается законом, а моральная свобода, не ограничена ничем. Однако, мощная пропаганда массовой культуры ставит в тупик сознание человека. Соответственно возникает вопрос, как найти баланс между свободой к действиям и мысли? Актуальность данной проблемы обусловлена расширением и одновременно сужением свободы человека. Принимая во внимание тот факт, что манипуляция человеческим поведением сегодня применяется ежедневно, необходимо научиться контролировать механизмы управления сознанием и научиться быть свободным, чтобы не потерять возможность выбора альтернатив.

Сначала разберемся что такое свобода. Свобода в философии – это универсальная культурная субъективная категория, предполагающая свободу деятельности при отсутствии прямого целеполагания. Человек это не просто элемент общества не постижимого в своей целостности мира, а отдельный микромир, отличающийся своей многообразностью. Большинство свойств человеческого мира как природноосоциальноодуховного существа проявляется и развивается только в контексте его взаимодействия с социальными образованиями, частью которых он является. Социальные образования могут быть представлены любой социальной группой, например семьей, коллективом. Получается, что свобода человека определяется его окружением, формируя личность. Существует два вида свободы: духовная, которая выражается в свободе отражать мир в сознании, и физическая, представляющая собой свободу действия.

Для того, чтобы сравнить физическую и духовные свободы, необходимо разобраться, что из себя представляют эти два похожих, но абсолютно разных понятия.[2] Духовная свобода – это свобода веры, воззрения и убеждения, принципов и иных установок, влияющих на деятельность в повседневной жизни.[4] Эта область свободна от недуховного воздействия извне, насилия грубости. В отличие от физической свободы – духовная не преследуется по закону, то есть «Каждый не ответственен за свои мысли».

Главное отличие физической свободы от духовной это то, что она может проявить себя только в контексте отношений. В структуре этих отношений можно выделить общие категории, в качестве которых выступает система социальных норм и ценностей. Их нельзя охарактеризовать как статичные явления, так как они претерпевают постоянное воздействие со стороны общества. Степень свободы человека зависит от внутренних качеств, внутреннего мира. По своей природе человек наделен богатым внутренним миром, но воплотить в жизнь свои внутренние стимулы возможно только при условии контактов с другими людьми, индивидами и их объединениями.[6]

Физическая свобода подразумевает, что все вправе выбирать свой путь развития и другие не вправе его ограничивать или менять. Не смотря на различные экономические, политические и социальные реорганизации в жизни общества, человек свободен в выборе собственный вектор развития. Свобода деятельности предполагает своевольное осуществление различных поступков. Обращаясь к экзистенциализму Сартра, свобода не является его свойством, это квинтэссенция, сущность. Человек не может быть непосредственно отделен от свободы, как, в свою очередь, свобода не может существовать без ее проявлений. Так как человек свободен, то он может связывать себя с любой целью, и именно эта цель определит его сущность. Целеполагание определяет человека в глазах его коллег, окружающих. Именно с помощью этих целей можно предположить об основных ценностях человека. Значит все то, что случается с человека, что его ждет – исключительно его заслуга. [3]

Сегодняшний век-век информатики и технологий. Я полностью согласна с мнением Владимира Викторова, автора статьи «Антиутопия техногнозиса, или Магический мир Рэя Оззи», что прогресс влияет не только на человека физически, но и морально, духовно. В бесконечном изменяющемся глобальном мире, мире интернетной «паутины», человек «теряется». Он становится роботом в руках прогресса, его этические установки о добре и зле, справедливости и лжи, преступлении и наказании претерпевают сильные изменения.[1] Такого же мнения и В. Ю. Катасонов, говоря о том, что прогресс не приведёт ни к чему хорошему. Он может навлечь на человека страдания, которые он перенести будет не в силах. Конечно, многие скажут, что это не так. Однако, не стоит забывать, что наше сознание отражает реальность в нашей голове. Иными словами, все, что мы видим проходит через призму наших субъективных установок и воспроизводится в сознании. Информацию мы берём в основном из чувственного опыта, то что видим, слышим, ощущаем. Но, стоит задуматься о том, что правдиво ли то, что мы видим? Или мы видим то, что нам нужно видеть? В данном аспекте велика роль СМИ – четвертой власти в обществе. Мы смотрим новости и думаем, что знаем, что происходит в мире. Однако, устройство современного общества таково, что все, что мы видим по телевизору, вокруг, есть ни что иное как инсценировка, игра. Сознание это не универсальный уровень, на котором происходят психические процессы, и, естественно, не все, что видит человек поддается осознанию и может как-то влиять на его поведение. Наряду с известным сознательным уровнем, большое влияние оказывает бессознательная сторона. На это уровне происходят процессы, которые по мнению человека он осознает и пытается аргументировать, однако они не рефлексивны. И именно на бессознательном уровне человек наиболее просто поддаётся влиянию. Ведь сознательное интенционально и предметно, мы сами можем понимать, что мы делаем, зачем и почему. Бессознательное совершается будто по рефлексу, не контролируемо. И именно посредством прежде всего СМИ формируется и рисуется картина мира в сознании человека, которую необходимо нарисовать государству или ростовщичеству. Примером может служить ситуация на рынке финансов, описываемая в фильме «Мировая кабала» В. Ю. Катасоновым. Формируемая культура потребления заставляет людей покупать вещи, ценности, которые не нужны человеку для повседневной жизни, однако мнимые потребности, навязанные государством, заставляют его влазить в долги перед банком и становиться заложником банковской системы.

Наиболее подвержена социальному влиянию молодежь, потому что они представляют собой маргинальный слой общества. Социальное давление это воздействие группы людей или организации на установление норм, ценностей, привычек, соответствующих группе давления. И такими группами могут быть партии, профсоюзы, коллектив, одноклассники, семья и самое главное-государство.

Читайте также

Список литературы

  1. http://lgz.ru/article/12-6408-2013-03-20/antiutopiya-tekhnognozisa-/
  2. http://referatwork.ru/obshestvoznanie/section-28.html
  3. Беляев И. А., Максимов А. М. Свобода целостного человеческого существа в социально-личностном измерении // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 11 (130), ноябрь. — С. 139—145.
  4. Джонсон Д. В., Джонсон Р. Т. // Психологическая энциклопедия
  5. Трофимова И.А. Педагогика и психология. Психология индивидуальности

Цитировать

Грехова, М.Ю. Соотношение физической и духовной свободы / М.Ю. Грехова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3666 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться