В психологической науке в современный период её бурного развития появляется большое количество теоретических конструктов, которые не имеют однозначной трактовки. Одним из примеров такого явления представляется понятие психологической безопасности. На данный момент развиваются несколько точек зрения для рассмотрения данного феномена. Например, предлагается анализировать психологическую безопасность с точки зрения среды, деятельности или личности [11]. Но в основном психологическая безопасность раскрывается именно через человека и его окружающую среду [1,4]. На наш взгляд, термин «психологическая безопасность» требует разработки как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Учитывая неоднозначность и масштабность данного конструкта, была предпринята попытка рассмотреть психологическую безопасность в контексте образовательной среды вуза и конкретно через самосознание студентов. Мы выдвинули гипотезу о том, что студент, обладающий развитым самосознанием, будет воспринимать среду как психологически безопасную.
Для теоретического анализа понятия «психологическая безопасность» мы рассмотрели работы И.А.Баевой, Б.А.Еремеева, В.П.Соломина и др. Интегрировав точки зрения различных авторов по данному вопросу, мы определили, что психологическая безопасность – это субъективное переживание личностью условий среды как не несущих в себе угроз психологическому здоровью человека, а также способствующих его гармоничному развитию [1,4]. Одним из главных факторов психологического здоровья Л.Д.Демина и И.А.Ральникова называют субъектность личности [3]. А.К.Осницкий считает, что субъектность – это целостная характеристика активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека [7]. Субъектность детерминирует активность, позволяя личности ставить цели и добиваться их. Проявляя субъектность, человек свободно изъявляет собственную волю и принимает на себя ответственность за своё поведение. Также проблему субъектности рассматривал С.Л.Рубинштейн, который понимал под данным феноменом позицию человека как творца собственного жизненного пути. Субъектность, по его мнению, инициирует все виды человеческой активности, способствует её результативности [9]. В.А.Петровский под субъектностью понимает конституирующую характеристику личности и предлагает изучать её посредством метода отраженной субъектности, имея ввиду, что человек может почувствовать собственную субъектность через «отражение» в других людях [6].
Субъектность будет неотъемлемой частью сознания, проявляющейся в отношение к ситуации и среде, то есть в личном переживании человеком чего-либо. Л.С.Выготский говорит, что переживание есть динамическая единица сознания, из которой складывается сознание и где основные свойства сознания даны как таковые [2]. Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Как было указано выше, студент (предполагаемая психологически здоровая личность) есть часть социальной ситуации (психологически безопасной образовательной среды). Силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию человека. То есть появляется необходимость в глубоком внутреннем анализе переживаний: изучение среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого человека, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни. На наш взгляд анализ внутренних переживаний возможен посредством изучения самосознания человека. Для анализа феномена самосознания мы обратились к работам В.В.Столина, Реан А.А., Т.Н.Овчинниковой и др. В данной работе самосознание – это результат сложной психической активности, представляет собой единство познавательной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой сфер [10].
Для выявления взаимосвязи между психологической безопасностью и самосознанием студентов было проведено эмпирическое исследование. В ходе работы применялся анализ научной литературы по данной теме, а также психологическая диагностика с помощью психологических тестов. В исследовании принимало участие 40 человек, студенты первого и второго курса факультета психологии и педагогики АлтГУ в возрасте от 18 до 23 лет, выборка была случайная.
С помощью методики «Уровень субъективного контроля» Дж.Роттера (адаптация Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А. М.) [5]. Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля. Данная методика имеет шесть шкал: общая интернальность, интернальность достижений, интернальность неудач, интернальность в производственных отношениях, интернальность в межличностных отношениях и интернальность здоровья. С помощью такого психологического инструмента мы хотели выяснить, насколько студенты контролируют события собственной жизни, готовы ли они брать на себя ответственность как за успехи, так и за неудачи.
Вторая методика называлась «Построй свою Вселенную», автором которой является Е.Е.Вахромов [8]. Он предложил данную методику, опираясь на проективную методику исследования личности Б. Лонга, Р. Циллера и Р. Хендерсона «Рисование кругов». Данная методика позволяет рассмотреть самосознание человека через проекцию на рисунок. Также преимуществом такой методики было ощущение безопасности опрашиваемых, возможность перенесения внимания непосредственно с проблемы самосознания на рисунок.
После обработки данных с помощью методов математической статистики была обнаружена положительная корреляция шкал общей интернальности и шкалы Сила Я (r=0,354; p<0,05), т.е. человек обладающий силой Я готов брать на себя ответственность в делах, он более уверен в том, что достигнет поставленной цели. Анализ рисунков по проективной методике показал, что большинство студентов (55%) ощущают некоторую психологическую угрозу от других объектов, и только 20% обозначали эти объекты как структуры университета. Предположительно, это говорит о предании большей значимости университету, чем себе или чувстве некоторой беспомощности относительно учебного процесса, следовательно, образовательная среда частично или полностью воспринимается данными студентами не как психологически безопасная.
В ходе исследования нам удалось выявить, что самосознание (Сила Я) связано с психологической безопасностью (локус контроля) на когнитивном уровне, что позволяет в дальнейшем проводить работу со студентами, способствующую развитию самосознания. Развитое самосознание позволит студентам повысить уровень осознанности при построении жизненной перспективы в будущем, понять свои желания, стремления и цели, которых они хотят достичь. Конечно, студенты смогут предвосхищать события на основе осознавания выбора в ту или иную сторону в ситуации неопределенности.