Образовательная среда является сложно организованной системой, в которой решаются не только образовательные задачи, но и происходит социализация личности обучающихся. В образовательной среде протекает значительная часть человеческой жизни: детство, подростковый возраст, юность. Все это объединяет взаимоотношение ребенка со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми, которые непосредственно относятся и влияют на учебно-воспитательный процесс [1, с. 171].
Одной из актуальных практических задач социального педагога является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Эти задачи отражены в профессиональном стандарте, который предъявляет требования к квалификации социального педагога и одновременно повышает его ответственность за результаты своей профессиональной педагогической деятельности.
Социальный педагог должен обладать личностными качествами и профессиональными компетенциями, которые необходимы для осуществления воспитательной и развивающей деятельности в области социальной безопасности:
- эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
- защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка;
- проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, проводить профилактику различных форм насилия в школе;
- владеть психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися [2, с. 202].
В своей работе социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:
Принцип безопасности учебно-производственного пространства. Соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима проветривания, санитарно-гигиенических условий воздушной среды, физических параметров и других показателей в учебных помещениях и среды обитания, нормативности пожарной безопасности, электробезопасности, безопасности технических систем и оборудования. Соответствие содержания программ возрастным психофизиологическим возможностям и потребностями обучающихся.
Принцип безопасного поведения. Учащийся должен четко знать, когда, где и в каких безопасных экологически чистых зонах можно заниматься учебой, работой и отдыхом. Соблюдение личной и общественной безопасности, алгоритма безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, безопасности жизни.
Принцип безопасности жизнедеятельности (жизни, здоровья и деятельности). Понимание экологичесности образовательной среды, соответствующей среде обитания жизни учащегося, которая обеспечит ему хорошее здоровье, высокую трудоспособность и долголетие, безопасность здоровья. Соблюдение режима дня, сна, питания, активный двигательный режим должны быть приоритетными мотивационными действиями обучающихся. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Социальная безопасность [3].
Реализацию этих принципов можно считать критериями безопасности.
В основе системы работы по созданию условий безопасной образовательной среды лежит формирование такого человека, который осознает самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремиться жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетает в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готового к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляющего заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики. Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к
укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках русского языка и литературы, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни; созданию методического банка, в который вошли планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения, дыхательная гимнастика, аудиозаписи для релаксации, виды рефлексий [1, с. 184].
Таким образом, образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности обучающегося в обществе, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.