Система работы социального педагога по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды

NovaInfo 44, с.318-321, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 3

Аннотация

В данной статье дано понятие образовательная среда, раскрыта психологическая безопасность образовательной среды, описана система работы социального педагога по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Текст научной работы

Образовательная среда является сложно организованной системой, в которой решаются не только образовательные задачи, но и происходит социализация личности обучающихся. В образовательной среде протекает значительная часть человеческой жизни: детство, подростковый возраст, юность. Все это объединяет взаимоотношение ребенка со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми, которые непосредственно относятся и влияют на учебно-воспитательный процесс [1, с. 171].

Одной из актуальных практических задач социального педагога является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Эти задачи отражены в профессиональном стандарте, который предъявляет требования к квалификации социального педагога и одновременно повышает его ответственность за результаты своей профессиональной педагогической деятельности.

Социальный педагог должен обладать личностными качествами и профессиональными компетенциями, которые необходимы для осуществления воспитательной и развивающей деятельности в области социальной безопасности:

  • эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
  • защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка;
  • проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, проводить профилактику различных форм насилия в школе;
  • владеть психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися [2, с. 202].

В своей работе социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:

Принцип безопасности учебно-производственного пространства. Соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима проветривания, санитарно-гигиенических условий воздушной среды, физических параметров и других показателей в учебных помещениях и среды обитания, нормативности пожарной безопасности, электробезопасности, безопасности технических систем и оборудования. Соответствие содержания программ возрастным психофизиологическим возможностям и потребностями обучающихся.

Принцип безопасного поведения. Учащийся должен четко знать, когда, где и в каких безопасных экологически чистых зонах можно заниматься учебой, работой и отдыхом. Соблюдение личной и общественной безопасности, алгоритма безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, безопасности жизни.

Принцип безопасности жизнедеятельности (жизни, здоровья и деятельности). Понимание экологичесности образовательной среды, соответствующей среде обитания жизни учащегося, которая обеспечит ему хорошее здоровье, высокую трудоспособность и долголетие, безопасность здоровья. Соблюдение режима дня, сна, питания, активный двигательный режим должны быть приоритетными мотивационными действиями обучающихся. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Социальная безопасность [3].

Реализацию этих принципов можно считать критериями безопасности.

В основе системы работы по созданию условий безопасной образовательной среды лежит формирование такого человека, который осознает самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремиться жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетает в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готового к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляющего заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики. Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к

укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках русского языка и литературы, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни; созданию методического банка, в который вошли планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения, дыхательная гимнастика, аудиозаписи для релаксации, виды рефлексий [1, с. 184].

Таким образом, образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности обучающегося в обществе, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.

Читайте также

Список литературы

  1. Дмитриевский, В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях.– Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.
  2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. К. К. Платонова. – СПб. : Речь, 2006. – 271с.
  3. Регуш, Л.А. Безопасность обучения школьников. // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27 – 28 ноября 2003). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://developpsy.ru/DOC/sbornik85.pdf.

Цитировать

Лященко, К.В. Система работы социального педагога по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды / К.В. Лященко, В.И. Фадеев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 318-321. — URL: https://novainfo.ru/article/5628 (дата обращения: 08.06.2023).

Поделиться