Анкетирование студентов — как лакмус избирательной активности молодежи

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлен анализ знаний избирательного права и электоральной активности студентов младших курсов технологического факультета ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия». Опрос показал, что необходимо проводить мониторинг электоральной активности студентов, как социальной группы молодежи для повышения их правовой культуры

Ключевые слова

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, СТУДЕНТЫ, МОЛОДЕЖЬ, МОНИТОРИНГ, ПРАВО

Текст научной работы

Современная молодежь во многом аполитична, что ставит перед общественными объединениями новые задачи и принципы работы с молодежью, направленные на рост электоральной активности данной социальной группы.

В рамках просветительского проекта «Выборы и студенты» по инициативе Избирательной комиссии Ярославской области для повышения уровня правовой культуры молодежи, стимулирования роста интереса ее к избирательной системе и деятельности избирательных комиссий на территории ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» было проведено анкетирование студентов младших курсов в период с января по март 2015 года членами Молодежной избирательной комиссии под руководством доцента кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы данной организации, к.с-х.н., Ярлыкова Николая Геннадьевича.

Опрос был сплошным, возраст студентов от 17 до 19 лет, всего было проанкетировано 174 человека из 10 групп технологического факультета, в том числе 107 студентов первого курса и 67 студентов второго курса.

В анкетировании не приняли участие студенты, согласно предоставленному деканатом технологического факультета списку численности, которые на период проведения опроса не могли посещать ВУЗ по каким-либо причинам, что составило примерно 15% от общей численности студентов младших курсов технологического факультета (40 студентов из 214 человек).

Анкета была составлена с учетом возраста опрашиваемых, их политической грамотности, и была поделена на два раздела: анализа знаний избирательного права (12 вопросов) и социологического опроса электоральной активности студентов (7 вопросов).

Результаты анкетирования представлены в таблицах 1, 2 и на диаграмме 1.

Таблица 1. Анализ знаний избирательного права

Вопрос в анкете

Количество верных ответов у студентов (в среднем в процентах)

В среднем количество верных ответов у студентов младших курсов технологического факультета (в среднем в процентах)

1 курс

2 курс

1. По достижении какого возраста гражданин РФ имеет право избирать?

99

100

99

2. Когда прекращается предвыборная агитация кандидатов?

64

75

70

3. Назовите документы, на основании которых выдается избирательный бюллетень?

96

96

96

4. Укажите время начала и окончания голосования на выборах?

53

66

59

5. Вы пришли на свой избирательный участок в день голосования, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает Вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком случае следует поступить?

86

86

86

6. Что делать, если Вы при проведении выборов Президента РФ или депутатов Государственной Думы РФ не имеете возможности прибыть в помещение для голосования на том избирательном участке, где Вы внесены в список, в день голосования?

75

79

77

7. Электорат — это?

26

25

25

8. В каком возрасте Вы можете стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?

72

77

74

9. Функции избирательных комиссий?

86

92

89

10. Какой процент избирателей должен принять участие в голосовании на выборах Президента РФ, чтобы выборы были признаны состоявшимися?

54

63

59

11. Можете ли Вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?

75

81

78

12. В каком году состоятся следующие выборы Президента РФ?

54

64

59

Таблица 2. Социологический опрос студентов

Вопрос в анкете

Количество верных ответов у студентов

(в среднем в процентах)

В среднем количество верных ответов у студентов младших курсов технологического факультета (в среднем в процентах)

1 курс

2 курс

1. Как Вы относитесь к выборам?

   

А) положительно

41

35

38

Б) отрицательно

7

1,5

4

В) нейтрально

52

63

57

2. Как часто Вы принимаете участие в выборах как избиратель?

   

а) всегда;

18

26

22

б) изредка;

18

25

22

в) никогда.

64

49

56

3. Почему Вы принимаете или не принимаете участие в выборах?

   

а) нет 18-ти лет;

51

4

27

б) принимаю, это необходимо

11

31

21

в) не получается;

26

43

35

г) не хочу.

12

22

17

4. Испытываете ли Вы недостаток в информации, чтобы сделать свой выбор?

   

а) да;

22

19

21

б) нет;

57

49

53

в) не знаю.

20

32

26

5. Что на Ваш взгляд, нужно для того, чтобы повысить избирательную активность молодежи?

   

а) проводить больше встреч с кандидатами;

27

15

21

б) привлекать студентов к избирательным кампаниям;

32

33

33

в) выдвигать молодых кандидатов с интересными программами.

40

51

46

6. Если в ближайшее воскресенье будут выборы, пойдете ли Вы голосовать?

   

а) да;

47

49

48

б) нет;

26

17

22

в) не знаю.

27

34

30

7. Хотели ли бы Вы принять участие в мероприятиях, посвященных правовой культуре и избирательному праву?

   

а) да, мне это интересно;

31

18

25

б) нет, мне это не интересно;

30

27

28

в) затрудняюсь ответить.

39

55

47

Анализ знаний избирательного права
Рисунок 1. Анализ знаний избирательного права

Анализ по первому разделу показал, что основная часть студентов младших курсов знает о своих избирательных правах, так, например, в среднем более 98% опрашиваемых верно ответили на вопросы о возрасте, с которого граждане РФ имеют право избирать и о документах, необходимых для голосования.

В целом хороший результат, в районе 76-90% верных ответов показали студенты по вопросам затруднительных ситуаций в день выборов, а именно, при отсутствии своей фамилии в списке избирателей и о возможности воспользоваться открепительным удостоверением.

Процедура голосования также не вызвала сильного затруднения у студентов, 75-80% студентов знают, что голосовать необходимо только при наличии специально отведенной кабины для голосования, без присутствия других лиц.

Меньше верных ответов, показали результаты опроса по временным критериям, так только 64% первокурсников и 74% второкурсников, знают о том, когда действительно должна заканчиваться предвыборная агитация кандидатов, и что стать кандидатами на пост президента они смогут только по достижении 35 лет — 72 и 76%, соответственно.

Более того, только половина студентов 1 курса, верно ответили о времени начала и окончания голосования, у студентов 2 курса этот показатель выше — 66%, что видимо, связано с опытом участия их в выборах.

Очень схожие результаты в процентном соотношении дал опрос о кворумном проценте избирателей для признания выборов действительными и знании студентами даты следующих выборов президента РФ — 54 и 63% студентов 1 и 2 курса, соответственно, дали верные ответы. Это говорит о низкой информированности молодежи, что связано со слабым освещением этих вопросов в СМИ.

Понятийный аппарат у студентов младших курсов «хромает», только 25% (1/4) знает, что такое электорат, при этом 86% студентов первого курса и 92% второго курса, верно ответили на вопрос о функциях избирательных комиссий.

В целом, по всем 12 вопросам о знании избирательного права средний процент верных ответов составил 73%, что обусловлено, не юридической направленностью технологического факультета, и тем, что большинство студентов не принимали участие в выборах. Однако, более подробно это, показал анализ второго раздела анкеты. Поэтому необходима плановая и лучше всего в интерактивной форме, работа с молодежью по ликбезу правового и избирательного права.

Не менее интересные результаты показал именно социологический опрос студентов их электоральной активности как будущих и нынешних избирателей.

Так, студенты первого курса относятся скорее положительно к выборам, чем отрицательно: 41% «+» против 7% «–«, а у второкурсников более нейтральное положение (63%), что говорит о слабой мотивационной заинтересованности студентов в этом вопросе.

Из 174 опрошенных только 18 и 26% студентов 1 и 2 курса, соответственно, принимали участие в выборах, остальные не принимали участие, чаще всего либо в силу возраста (многим нет 18-ти лет — 51% студентов 1 курса), либо не хотели или не хотят, то есть «электорально ленивы» (12% студентов 1 курса и 22% студентов 2 курса), что настораживает, поскольку наблюдается тенденция снижения избирательной активности. Хотя, на вопрос, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то более 48% студентов (и 1 и 2 курса) пошли бы голосовать.

При этом большинство студентов 1 и 2 курса, 40 и 50%, соответственно, считают, что необходимо выдвигать более молодых кандидатов для повышения явки молодежи на выборы, а для 33% студентов (в среднем у обоих курсов), интересно участие в избирательных кампаниях.

Радует тот факт, что основная часть опрашиваемых (более 50%), не испытывают недостатка информации, чтобы в решающий день сделать свой выбор, а значит, программы кандидатов открыты и доступны для молодых избирателей.

Поскольку данный опрос был посвящен избирательной и правовой грамотности студентов, нам также хотелось выяснить, готова ли молодежь участвовать в мероприятиях посвященных правовой культуре и избирательному праву. Студенты первого курса оказались наиболее заинтересованы в этом (31%), чем студенты второго курса (18%), что видимо можно объяснить наличием свободного времени у младшего курса и большей способностью впитывать все новое.

В целом, социологический опрос студентов младших курсов технологического факультета ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», проведенный по инициативе Избирательной комиссии Ярославской области, показал, что необходимо проводить мониторинг электоральной активности студентов, как социальной группы молодежи, и организовывать для них интересные мероприятия, чем Молодежная избирательная комиссия и планирует заниматься в ближайшем будущем. Так, по результатам анкетирования проводятся игры-викторины «Голосуй или проиграешь!» для студентов.

Читайте также

Цитировать

Ярлыков, Н.Г. Анкетирование студентов — как лакмус избирательной активности молодежи / Н.Г. Ярлыков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3700 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться