Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях, любой коммерческий банк стремится получить максимальную прибыль, так как она является основой надежности финансового положения и ликвидности банка, увеличения основных фондов, приращения собственного капитала банка, а также роста и усовершенствования качества банковских услуг.
«Сбербанк России» - это мощнейший современный банк, который превратился в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк заметно усилил свое межнациональное присутствие. Банк является главным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46,4% вкладов населения, 34,7% кредитов физическим лицам и 33,9% кредитов юридическим лицам [1].
Так как, для коммерческого банка главной целью является получение прибыли, в таблице 1 рассмотрим показатели доходов и расходов ОАО «Сбербанк».
Таблица 1. Показатели доходов и расходов ОАО «Сбербанк», млн. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Абсолютное отклонение |
2014 г. к 2012 г. (%) |
Процентные доходы, всего |
1094015 |
1478600 |
1837900 |
359300 |
168,0 |
Процентные расходы, всего |
399092 |
587800 |
785100 |
197300 |
197,0 |
По таблице 1 видно, что темп роста доходов снизился, а темп роста расходов, наоборот, увеличился, что приводит за собой уменьшение прибыли.
В таблице 2. рассмотрим показатели прибыли ОАО «Сбербанк».
Таблица 2. Прибыль до налогообложения и после налогообложения ОАО «Сбербанк», млн. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Абсолютное/относительное отклонение |
2014г. к 2012г. (%) |
Прибыль до налогообложения |
474709 |
502789 |
374200 |
-100509 |
79,0 |
Прибыль после налогообложения |
346175 |
377649 |
286700 |
-59475 |
83,0 |
По таблице 2 видно, прибыль до налогообложения и после налогообложения уменьшилась и в связи с этим, рассмотрим мероприятия по ее увеличению.
Для того чтобы, банк получил максимальную прибыль, необходимо:
- увеличить размер активов банка, путем распространения объема совершенных прибыльных операций и роста собственного капитала. Необходимо увеличить количество предоставляемых кредитов физическим и юридическим лицам. К 2014 году кредиты в ОАО «Сбербанк» увеличились на 37,3 %, а активы банка, за год выросли на 38,4 %.
- повысить базу клиентов банка с помощью качественных заемщиков. Качественный заемщик - это тот клиент, который имеет хорошую кредитную историю, без конфликтных ситуаций и просрочек. Поэтому, чтобы привлечь таких клиентов, нужно создать и провести интересную рекламную компанию, также снизить проценты по предоставляемым кредитам;
- необходимо снизить риски связанные с кредитной политикой банка, с помощью приращения собственного капитала и качества активов банка. Главным инструментом уменьшения кредитного риска является наличие обеспечения. Объем применяемого обеспечения зависит от риска заемщика. К хеджированию кредитных рисков банк использует залоговую политику, направленная на улучшение качества обеспечения кредитного портфеля.
Таким образом, если придерживаться этих мероприятий, банк сможет максимально увеличить прибыль, а также укрепить свое финансовое состояние на рынке.