Совершенствование управленческого кадрового потенциала организации (на примере Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова»)

№35-1,

Социологические науки

Статья определяет управленческий кадровый потенциал и раскрывает особенности проведения анализа научной деятельности управленческого руководства на основе наукометрических измерениях.

Похожие материалы

Сегодня в условиях интеграции в мировое научное пространство, обусловленной в утвержденной распоряжением Правительства РФ «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и в указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года, особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с развитием системы образования и повышением его качества. Вместе с тем, решение проблемы перехода на новый качественный уровень образования невозможно без обеспечения повышения качества кадрового потенциала образовательных учреждений.

Кадровый потенциал вузов характеризует способность вуза к решению проблем инновационного развития образования на основе высокого интеллекта, компетентности, профессионализма деловой активности, профессиональной мобильности и качества деятельности. По уровню управленческого кадрового потенциала можно судить о качестве и эффективности деятельности вуза. [1]

В нашей статье основой исследования является персонал такой категории, как управленческое руководство Северо-Восточного федерального университета.

Для проведения исследования оценочной характеристики деятельности отдельных ученых университета, нами был проведен сравнительный анализ по показателям Российского индекса научного цитирования за 2010-2014 годы.

В методике проведения исследования в качестве основных параметров измерения нами были выбраны следующие показатели: категория персонала, ученое звание и степень персонала, количество публикаций, цитируемость и индекс Хирша. Все оценки научной деятельности базируются на статистических данных, заимствованных из внутренней документации организаций, внешних источников информации и научной электронной библиотеки (РИНЦ).

Индекс Хирша характеризует масштабность и успешность исследовательской и публикационной деятельности образовательного учреждения и отражает усредненную публикационную активность ученых.

На этапе анализа была проведена сравнительная оценка управленческого кадрового потенциала федеральных университетов. При анализе нас интересовали следующие критерии оценки:

  • Категории руководства образовательных учреждений
  • Ученые звания и степени руководства федеральных вузов;
  • Количество опубликованных статей управленческого руководства;
  • Цитируемость публикаций управленческого руководства;
  • Индекс Хирша.

В нашем исследовании руководство представлено: ректорами, проректорами, директорами и деканами университетов (Таблица 1.)

Таблица 1. Категории исследуемого руководства

Категория управленческого персонала

Северо-Восточный федеральный университет [1]

Дальневосточный федеральный университет [2]

Сибирский федеральный университет [3]

Ректор

1

1

1

Президент

-

-

1

Проректор

10

6

9

Директор

13

9

19

Декан

5

30

12

Всего

29

46

42

Исходя из данной таблицы 1., мы видим, что структура управления исследуемых образовательных учреждений разная. Большее количество сотрудников руководства в Дальневосточном федеральном университете, в Северо-Восточном федеральном университете самое наименьшее количество руководства.

В таблице 2. приведено распределение исследуемого управленческого руководство федеральных университетов по ученым степеням и званиям.

Таблица 2. Распредление управленческого персонала федеральных университетов по ученым степеням и званиям

Наименование показателя

Северо-Восточный Федеральный университет

Дальневосточный федеральный университет

Сибирский федеральный университет

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Общее количество управленческого персонала

29

100

46

100

42

100

Количество управленческого персонала с учеными степенями, в том числе:

23

79,3

31

67,4

41

97,6

Докторов наук

10

34,5

12

26,1

23

54,8

Кандидатов наук

13

44,8

29

63,1

18

42,9

Количество управленческого руководства с учеными званиями, в том числе:

23

79,3

33

71,7

35

83,3

Академик

2

6,9

4

8,7

2

4,8

Член-корреспондент

4

13,8

1

2,2

1

2,4

Профессор

3

10,4

17

36,9

19

45,2

Доцент

13

44,8

11

23,9

13

30,9

Старший научный сотрудник

1

3,4

-

-

-

-

Исходя из данных таблиц 2., мы видим, что в Сибирском федеральном университет практически все управленческое руководство имеет ученые степени. В Сибирском федеральном университете докторов наук больше, чем кандидатов, тогда как в Северо-Восточном и Дальневосточном федеральных университетах наоборот преобладают кандидаты, чем доктора наук.

По количеству управленческого руководства с ученым званием академик на первом месте идет Дальневосточный Федеральный университет. По количеству членов-корреспондентов – Северо-Восточный федеральный университет.

В Северо-Восточном федеральном университете доля управленческого руководства с учеными степенями и учеными званиями - 79, 3%.

Стоит отметить, что начиная с советского периода времени в социальной структуре населения Якутии быстрее увеличивалась доля работников умственного труда среди якутов в сфере управления, образования и науки, культуры, искусства и сложнее обстояло с их участием в промышленности. В России в 1989 году по распределению занятости преимущественно умственным трудом (удельный вес) якуты среди 40 коренных и наиболее многочисленных национальностей входили в первую десятку, первенство занимали евреи (78,1). И в настоящее время в таких важнейших отраслях экономики республики, как алмазо- и золотодобыча работают в основном специалисты из других регионов [5].

В Дальневосточном федеральном университете доля управленческого руководства с учеными званиями составляет – 71,7%. Данные показатели находятся на высоком уровне в Сибирском федеральном университете, где все управленческое руководство с учеными степенями (97,6 %). Также большая доля ученого руководства с учеными званиями профессоров. Это говорит о положительном кадровом потенциале управленческого руководства.

Сводные показатели по количеству публикаций и цитирований руководства федеральных университетов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Сводные показатели по количеству публикаций и цитирований руководства

Наименование показателя

Северо-Восточный федеральный университет

Дальневосточный федеральный университет

Сибирский федеральный университет

Количество управленческого персонала, чел.

29

46

42

Всего публикаций, ед.

380

890

1554

Всего цитирований, ед.

949

4622

8442

Индекс Хирша характеризует масштабность и успешность исследовательской и публикационной деятельности организации и отражает усредненную публикационную активность исследователей.

По индексу Хирша можно установить примерные ориентиры соответствия научной активности:

  • Индекс Хирша от 0-2 по РИНЦ - соответствует научной активности начинающего ученого (соискателя ученой степени, аспиранта);
  • Индекс Хирша от 3 до 6 по РИНЦ - соответствует научной активности кандидата наук;
  • Индекс Хирша от 7 до 10 по РИНЦ - соответствует научной активности доктора наук;
  • Индекс Хирша от 11 до 15 - соответствует научной активности известного ученого (члена диссертационного совета, основателя научной школы);
  • Индекс Хирша от 16 и выше - соответствует научной активности ученого с мировым именем (руководителя научной организации, председателя диссертационного совета) [4].

Исходя из вышеизложенного, нами были установлены соответствия научной активности руководства. В Северо-Восточном федеральном университете ни один из руководства не соответствует научной активности по ученому званию и степени. В Сибирском федеральном университете 12 человек (28,6 %) соответствуют научной активности и в Дальневосточном федеральном университете – 5 человек (10,9%).

Поэтому для совершенствования управленческого кадрового потенциала были предложены следующие мероприятия:

  • Увеличить вовлеченность управленческого руководства в научной деятельности университета для увеличения индекса Хирша;
  • Расширить вовлечение управленческого руководства университета в международное сотрудничество, а именно, усилить контакты с представителями управленческого руководства зарубежных компаний и организаций;
  • Увеличить международную цитируемость управленческого руководства университета;
  • Создать «центр переводов» в отделе публикаций;
  • Внести изменения во внутренние регламентированные документы учреждения и действующие трудовые контракты ректора и проректоров, предусматривающих обязательное опубликование статей, индексируемыми в ведущих системах, таких как WOS, Scopus;
  • Увеличить материальное стимулирование управленческого руководства за публикации в международных индексируемых журналах (Web of Science, Scopus);
  • Проводить постоянный мониторинг и сравнительный анализ по индексу Хирша управленческого руководства федеральных университетов (с периодичностью 1 раз в год);
  • Проводить постоянную оценку эффективности деятельности управленческого руководства с помощью наукометрических показателей.

Список литературы

  1. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова [Официальный сайт] / Структура университета. – Якутск, 2015. – Режим доступа: http://www.s-vfu.ru;
  2. Дальневосточный федеральный университет [Официальный сайт] / Структура университета – Красноярск, 2015. – Режим доступа: http://www.dvfu.ru;
  3. Сибирский федеральный университет [Официальный сайт] / Структура университета – Владивосток, 2015. – Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru;
  4. Научная электронная библиотека [Официальный сайт] / Авторский указатель – Москва, 2015. - Режим доступа: http://www.elibrary.ru
  5. Борисова У.С. Этнокультурное образование: историко - социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - СПб., 2006.