Сегодня в условиях интеграции в мировое научное пространство, обусловленной в утвержденной распоряжением Правительства РФ «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и в указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года, особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с развитием системы образования и повышением его качества. Вместе с тем, решение проблемы перехода на новый качественный уровень образования невозможно без обеспечения повышения качества кадрового потенциала образовательных учреждений.
Кадровый потенциал вузов характеризует способность вуза к решению проблем инновационного развития образования на основе высокого интеллекта, компетентности, профессионализма деловой активности, профессиональной мобильности и качества деятельности. По уровню управленческого кадрового потенциала можно судить о качестве и эффективности деятельности вуза. [1]
В нашей статье основой исследования является персонал такой категории, как управленческое руководство Северо-Восточного федерального университета.
Для проведения исследования оценочной характеристики деятельности отдельных ученых университета, нами был проведен сравнительный анализ по показателям Российского индекса научного цитирования за 2010-2014 годы.
В методике проведения исследования в качестве основных параметров измерения нами были выбраны следующие показатели: категория персонала, ученое звание и степень персонала, количество публикаций, цитируемость и индекс Хирша. Все оценки научной деятельности базируются на статистических данных, заимствованных из внутренней документации организаций, внешних источников информации и научной электронной библиотеки (РИНЦ).
Индекс Хирша характеризует масштабность и успешность исследовательской и публикационной деятельности образовательного учреждения и отражает усредненную публикационную активность ученых.
На этапе анализа была проведена сравнительная оценка управленческого кадрового потенциала федеральных университетов. При анализе нас интересовали следующие критерии оценки:
- Категории руководства образовательных учреждений
- Ученые звания и степени руководства федеральных вузов;
- Количество опубликованных статей управленческого руководства;
- Цитируемость публикаций управленческого руководства;
- Индекс Хирша.
В нашем исследовании руководство представлено: ректорами, проректорами, директорами и деканами университетов (Таблица 1.)
Таблица 1. Категории исследуемого руководства
Категория управленческого персонала |
Северо-Восточный федеральный университет [1] |
Дальневосточный федеральный университет [2] |
Сибирский федеральный университет [3] |
Ректор |
1 |
1 |
1 |
Президент |
- |
- |
1 |
Проректор |
10 |
6 |
9 |
Директор |
13 |
9 |
19 |
Декан |
5 |
30 |
12 |
Всего |
29 |
46 |
42 |
Исходя из данной таблицы 1., мы видим, что структура управления исследуемых образовательных учреждений разная. Большее количество сотрудников руководства в Дальневосточном федеральном университете, в Северо-Восточном федеральном университете самое наименьшее количество руководства.
В таблице 2. приведено распределение исследуемого управленческого руководство федеральных университетов по ученым степеням и званиям.
Таблица 2. Распредление управленческого персонала федеральных университетов по ученым степеням и званиям
Наименование показателя |
Северо-Восточный Федеральный университет |
Дальневосточный федеральный университет |
Сибирский федеральный университет |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
Общее количество управленческого персонала |
29 |
100 |
46 |
100 |
42 |
100 |
|
Количество управленческого персонала с учеными степенями, в том числе: |
23 |
79,3 |
31 |
67,4 |
41 |
97,6 |
|
Докторов наук |
10 |
34,5 |
12 |
26,1 |
23 |
54,8 |
|
Кандидатов наук |
13 |
44,8 |
29 |
63,1 |
18 |
42,9 |
|
Количество управленческого руководства с учеными званиями, в том числе: |
23 |
79,3 |
33 |
71,7 |
35 |
83,3 |
|
Академик |
2 |
6,9 |
4 |
8,7 |
2 |
4,8 |
|
Член-корреспондент |
4 |
13,8 |
1 |
2,2 |
1 |
2,4 |
|
Профессор |
3 |
10,4 |
17 |
36,9 |
19 |
45,2 |
|
Доцент |
13 |
44,8 |
11 |
23,9 |
13 |
30,9 |
|
Старший научный сотрудник |
1 |
3,4 |
- |
- |
- |
- |
Исходя из данных таблиц 2., мы видим, что в Сибирском федеральном университет практически все управленческое руководство имеет ученые степени. В Сибирском федеральном университете докторов наук больше, чем кандидатов, тогда как в Северо-Восточном и Дальневосточном федеральных университетах наоборот преобладают кандидаты, чем доктора наук.
По количеству управленческого руководства с ученым званием академик на первом месте идет Дальневосточный Федеральный университет. По количеству членов-корреспондентов – Северо-Восточный федеральный университет.
В Северо-Восточном федеральном университете доля управленческого руководства с учеными степенями и учеными званиями - 79, 3%.
Стоит отметить, что начиная с советского периода времени в социальной структуре населения Якутии быстрее увеличивалась доля работников умственного труда среди якутов в сфере управления, образования и науки, культуры, искусства и сложнее обстояло с их участием в промышленности. В России в 1989 году по распределению занятости преимущественно умственным трудом (удельный вес) якуты среди 40 коренных и наиболее многочисленных национальностей входили в первую десятку, первенство занимали евреи (78,1). И в настоящее время в таких важнейших отраслях экономики республики, как алмазо- и золотодобыча работают в основном специалисты из других регионов [5].
В Дальневосточном федеральном университете доля управленческого руководства с учеными званиями составляет – 71,7%. Данные показатели находятся на высоком уровне в Сибирском федеральном университете, где все управленческое руководство с учеными степенями (97,6 %). Также большая доля ученого руководства с учеными званиями профессоров. Это говорит о положительном кадровом потенциале управленческого руководства.
Сводные показатели по количеству публикаций и цитирований руководства федеральных университетов представлены в таблице 3.
Таблица 3. Сводные показатели по количеству публикаций и цитирований руководства
Наименование показателя |
Северо-Восточный федеральный университет |
Дальневосточный федеральный университет |
Сибирский федеральный университет |
Количество управленческого персонала, чел. |
29 |
46 |
42 |
Всего публикаций, ед. |
380 |
890 |
1554 |
Всего цитирований, ед. |
949 |
4622 |
8442 |
Индекс Хирша характеризует масштабность и успешность исследовательской и публикационной деятельности организации и отражает усредненную публикационную активность исследователей.
По индексу Хирша можно установить примерные ориентиры соответствия научной активности:
- Индекс Хирша от 0-2 по РИНЦ - соответствует научной активности начинающего ученого (соискателя ученой степени, аспиранта);
- Индекс Хирша от 3 до 6 по РИНЦ - соответствует научной активности кандидата наук;
- Индекс Хирша от 7 до 10 по РИНЦ - соответствует научной активности доктора наук;
- Индекс Хирша от 11 до 15 - соответствует научной активности известного ученого (члена диссертационного совета, основателя научной школы);
- Индекс Хирша от 16 и выше - соответствует научной активности ученого с мировым именем (руководителя научной организации, председателя диссертационного совета) [4].
Исходя из вышеизложенного, нами были установлены соответствия научной активности руководства. В Северо-Восточном федеральном университете ни один из руководства не соответствует научной активности по ученому званию и степени. В Сибирском федеральном университете 12 человек (28,6 %) соответствуют научной активности и в Дальневосточном федеральном университете – 5 человек (10,9%).
Поэтому для совершенствования управленческого кадрового потенциала были предложены следующие мероприятия:
- Увеличить вовлеченность управленческого руководства в научной деятельности университета для увеличения индекса Хирша;
- Расширить вовлечение управленческого руководства университета в международное сотрудничество, а именно, усилить контакты с представителями управленческого руководства зарубежных компаний и организаций;
- Увеличить международную цитируемость управленческого руководства университета;
- Создать «центр переводов» в отделе публикаций;
- Внести изменения во внутренние регламентированные документы учреждения и действующие трудовые контракты ректора и проректоров, предусматривающих обязательное опубликование статей, индексируемыми в ведущих системах, таких как WOS, Scopus;
- Увеличить материальное стимулирование управленческого руководства за публикации в международных индексируемых журналах (Web of Science, Scopus);
- Проводить постоянный мониторинг и сравнительный анализ по индексу Хирша управленческого руководства федеральных университетов (с периодичностью 1 раз в год);
- Проводить постоянную оценку эффективности деятельности управленческого руководства с помощью наукометрических показателей.