Опыт российских компаний в области инновационного менеджмента

NovaInfo 35, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье исследовано понятие инновационного менеджмента и проведен анализ деятельности предприятий в этом направлении

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ИННОВАЦИИ, R&D

Текст научной работы

В начале столетия произошел качественный скачок в области науки и техники, который повлек за собой не только глобальные изменения во всех сферах жизни общества, но и коренной переворот в области производства. Рынок был вынужден перестроиться и начать играть по новым правилам, по этим же правилам отныне должны были играть и различные предприятия.

Появилась необходимость проведения на предприятии различных действий, нацеленных на поддержания необходимого уровня конкурентоспособности с помощью различных механизмов. Данный комплекс мер получил название инновационного менеджмента, который должен управлять различными инновациями и инновационными процессами.

Актуальность данной статьи состоит в том, что полученные за последние годы знания и навыки необходимо систематизировать, ведь понятие инновационного менеджмента включает в себя экономические, технологические, организационно-управленческие, нормативно-правовые и многие другие аспекты функционирования предприятий.

В современных условиях многие предприятия выбирают инновационный тип развития, который принято связывать с эффективной организацией инновационных процессов и грамотным управлением этими процессами. Все это требует грамотного системного управления, поэтому на предприятиях создаются специальные подразделения R&D(research and development), которые включают в себя различные комитеты и рабочие команды под руководством R&D менеджера. В зависимости от размера предприятия эти менеджеры имеют различные наименования должностей, но суть остается одна, в их обязанности входит разработка стратегий, поиск новых разработок и модернизация уже существующего производства.

R&D подразделения успешно работают в различных российских компаниях, как частных, так и государственных: «Росатом», «Русгидро», «РЖД», «Сибур», «Камаз» и многих других. В более продвинутых с точки зрения технологий компаниях данные отделы могут включать в себя и несколько десятков человек. Так, например, в «Лабаратории Касперского» данный отдел включает в себя более 800 человек.

Для повышения конкурентоспособности российские организации просто вынуждены создавать такие отделы, особенно сейчас, в 2015 году, когда идет активная политика импортозамещения, и многие ниши на внутреннем рынке можно заполнить отечественными продуктами.Но это возможно лишь в том случае, если производимая продукция будет не только не отставать от западных аналогов, но будет более качественная и технологически совершенная.

Организации, которые начали осуществлять инновационную деятельность, могут пойти по одному из двух направлений организации эффективного управления инновационным процессом:

  1. Интеграция всех стадий инновационной деятельности в непрерывный процесс. Интеграция потребует изменения структуры всех уровней управления и координации на предприятии. Это направление используется в том случае, если организация кардинально меняет вектор развития,и перераспределяет все ресурсы для выполнения конкретной крупномасштабной задачи
  2. Выделение управления инновационным процессом отдельно от управления другими структурами предприятия, которые выполняют традиционные функции. Данное направление используется для модернизации производства.

На практике обычно используются оба подхода с преобладанием одного из них. Зачастую приходится проводить полную реорганизацию научного-производственного комплекса в ответ на различные изменения условий на рынке. Оптимизация данной деятельности является одной из сложнейших задач для руководства, особенно когда понятия инновационной деятельности и конкурентоспособности становятся неразрывно связаны.

Становится понятно, что менеджеры, занимающиеся инновационной деятельностью стали уже необходимостью. Российские предприятия создают специальные отделы, которыми руководят специалисты, государство принимает различные меры для поддержания инновационной деятельности: от прямого финансирования НИОКР до налоговых льгот и законодательных норм, российские ВУЗы создают новые направления, на которых обучаются специалисты по управлению технологическими инновациями.

Читайте также

Список литературы

  1. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.
  2. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 722-724.
  3. Шматко А.Д. Использование методов управления качеством для обеспечения конкурентоспособности инновационных предприятий // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 143-148.

Цитировать

Лапшин, Д.О. Опыт российских компаний в области инновационного менеджмента / Д.О. Лапшин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 35. — URL: https://novainfo.ru/article/3748 (дата обращения: 23.03.2023).

Поделиться