Концепция информационной революции Лучано Флориди: онто-гносеологический подход

NovaInfo 36, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В представленной статье рассматривается теория четырёх революций профессора Лучано Флориди, одного из всемирно известных информационных теоретиков. Три революции, которые человечество пережило, - это революция в физике (Н. Коперник), в биологии (Ч. Дарвин) и в психологии (З. Фрейд). Теперь человечество, по мысли Л. Флориди, переживает четвертую революцию, которая изменяет всю нашу жизнь и нас самих. Выражается это в том, что люди создают себе новую окружающую среду, - «информационную сферу» или «инфосферу». Профили личности, которые мы создаём в режиме онлайн, начинают всё больше вплетаться в нашу повседневную жизнь, человек превращается в «информационный организм» или «инфорг».

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ, НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Текст научной работы

Научно-технический прогресс даёт обществу принципиально иное понимание мира по сравнению с тем, что существовало на протяжении веков в обществе традиционном. Но помимо того, что наука меняет наше представление о мире, она меняет и наше представление о нас самих. Изменения, вносимые наукой в наше самопознание, могут быть нечастыми, но они полностью переворачивают наш предшествующий опыт. Лучано Флориди описывает в своей книге [1] четыре научные революции. Его взгляд интересен тем, что отличается от принятых в наших отечественных учебниках теоретических концепций, которые описывают научные революции через смену типов рациональности. Л. Флориди описывает революции гносеологически – через смену эталонов самопознания. Он также выделяет три завершившихся научных революции и четвёртую революцию, как происходящую в настоящее время.

Для первой научной революции Л. Флориди выбирает Николая Коперника, предположившего, что Земля – не есть неподвижный центр Вселенной, и фиксированный центр сферы звезд, вокруг которой вращаются планеты и солнце. Вместо этого, Земля – это лишь одна из нескольких планет в нашей Солнечной системе, сама по себе вращающаяся вокруг Солнца с необычайно высокой скоростью. С современной позиции трудно понять насколько сокрушительной была эта теория для самопознания. Большая часть человечества того времени считала себя настолько привилегированными, что они необходимо существовали в самом центре Вселенной, созданной исключительно для них: Вселенная сосредоточилась на них и буквально вращалась непрерывно вокруг них. Только со временем эмпирические данные стали настолько убедительными, что коперниканское воззрение стало общепринятым.

Вторую научную революцию, как считает Л. Флориди, ознаменовали идеи Чарльза Дарвина. В то время как люди вынуждены были признать, что они жили в одном историческом измерении среди многих других живых видов на планете, они продолжали себя считать радикально отличающимися от остальных тем, что явно превосходили их в свой способности изменять мир вокруг себя. Это наводило людей на мысль о том, они должны иметь совершенно другое происхождение даже в сравнении с самыми умными животными. Ч. Дарвин развенчал эти представления. Теория эволюции показала, что всё живое на земле произошло от нескольких общих предков путём постепенных видоизменений на протяжении многих миллионов лет.

Оправившись от дарвиновской революции, общество утешало себя новой мыслью о том, что человек так сильно изменился с момента его появления, что теперь он отличается от других живых существ умением быть рациональным и способностью к высокими помыслами, которые делают его независимым от низменных инстинктов. Но эти представления попали под удар третьей научной революции, которую произвели идеи Зигмунда Фрейда. Он, и его сторонники убедили общество в том, что люди не являются полностью рациональными, и наши помыслы не прозрачны для нас самих, т.к. мы до сих пор находимся во власти животных инстинктов. Инстинкты и наш разум не подвластны нам, так что мы не всегда можем быть уверены в том, что мы осознаём свои собственные действия и можем понять самих себя.

В совокупности эти три революции за пять столетий коренным образом преобразовали наше представление о нас самих. Но наука не останавливается в своих достижениях. Поэтому наше понимание мира находится в постоянном движении, и даже сам мир меняется, потому что мы меняем его. И в наше время общество стоит на пороге четвёртой революции, - революции информационной.

Новаторская работа по теории информации, начатая такими великими учёными как Тьюринг и Шеннон, привела к созданию информационно-коммуникационных технологий. Информационная революция началась в 1950-х годах с создания необычайно больших и неуклюжих (по современным меркам) компьютеров, но изменившими к нашему времени весь спектр техники, которую люди используют в повседневной жизни (стационарные компьютеры, ноутбуки, планшетные компьютеры, MP3-плееры, электронные ридеры, смартфоны и т.д.), вплоть до соответствующего программного обеспечения, Web-сервисов и приложений, которые также являются частью повседневной жизни (электронная почта, Skype, Facebook и т.д.). В совокупности техника и информационные технологии организуют нашу повседневную и рабочую жизнь: мы читаем электронные книги, смотрим фильмы в online-кинотеатрах, общаемся или обмениваемся электронной информацией через смартфоны, бронируем через Интернет билеты в кино и для авиаперелётов, принимаем входящую корреспонденцию через электронную почту и т.д. В информационной революции решающее значение сыграло появление Интернет. Создание Интернет можно рассматривать как создание абсолютно новой онтологической реальности, которая создаёт новый окружающий человека мир, где доступны новые аппаратные средства, новое программное обеспечение и сервисы. Иными словами создаётся новый тип реальности. Эта новая реальность может быть названа «информационная сфера» или кратко «инфосфера» (infosphere) [2].

Революционные перемены в повседневной жизни сопровождаются созданием огромных объемов данных информации. Меняются способы управления во всех сферах человеческой деятельности. Теперь управляющие компании большую часть рабочих мест размещают в более богатых частях мира, а значительный процент ВВП развитых стран, таких как Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США теперь состоит из информационных товаров, таких как музыка, романы, компьютерные программы и другие запатентованные изобретения (в отличие от материальных товаров, которые выпускаются в производстве или производятся в сельском хозяйстве). По этой причине учёные стали говорить о новой «экономике знаний» или «информационной экономике».

Мы говорили о том, что мир и наши представления о нем изменяются в результате революции. А революционный переворот для сознания является настолько глубокими, что меняет наше представление о нас самих. Поэтому, рассматривая перемены в жизни и сознании современного человека многие философы, занимающиеся проблемами информации, называют «информационной революцией». Флориди считает, что сейчас мы видим мир и наше место в нём новым способом через призму сети Интернет и информационных технологий. Этот новый мир – «инфосфера» (infosphere), а мы – «информационные организмы» или «инфорги» (inforgs), обитающие в пределах этого мира [3]. Это есть настоящая революция, потому, что наше понимание мира меняется. И это новое понимание имеет свои особенности.

Во-первых, вся уникальность мира сводится к единому онтологическому основанию – информации, которая подразумевает информационное взаимодействие всего и вся. Границы между различными предметами и явлениями мира стираются, так как мы видим их основные, наиболее общие характеристики в качестве информационных. Предметы, принадлежащие различным явлениям, могут взаимодействовать, и даже разные типы взаимодействий можно рассматривать как принципиально схожие. Удары камня, падающего с горы, и редактирование программного обеспечения, конечно, имеют свои отличия, но, тем не менее, они оба могут пониматься как информационное взаимодействие, изменение структуры данных.

Во-вторых, теряется и постепенно исчезает ценность уникальности, неповторимости и индивидуальности объекта или явления. Такое явление как Давид Микеланджело уникально. Произведения, подобные произведениям великого мастера, уже не являются ими и не имеют многих его свойств — прежде всего не обладают их ценностью, как эстетической, так и товарно-денежной. Всё больше наша жизнь наполняется массово тиражируемыми произведениями. Мы уже не сильно стремимся слушать живое, уникальное исполнение музыкальных произведений, а покупаем и загружаем файл MP3 песни, которая остается взаимозаменяемой всеми другими файлами MP3 той песни. Это есть переход от материальной субстратной субстанции, уникальный и незаменимый по своей сути, к множественному бытию идеальной информационной субстанции. Через призму этих качеств мы можем рассмотреть и описать новую реальность инфосферы. Флориди называет этот процесс реонтологизацией [3].

Новое познанием мира строится в согласии с новым самопознанием. Как и в предыдущих революциях, стираются различия между человеком и другими объектами и явлениями Вселенной. Мы становимся свободнее от ограничений нашего физического местоположения и нашей биологической организации. Например, наша деятельность уже не ограничивается нашим физическим местоположением, так как большинство населения имеет информационно-коммуникационные средства взаимодействия, оснащенные современным интерфейсом, такие как планшетные компьютеры и смартфоны, позволяя нам осуществлять непосредственный диалог, видя собеседника, к примеру, по Skype, или производить опосредованное общение, к примеру, с помощью электронной почты или социальных сетей. Из-за этого мы больше не воспринимаем Интернет и многочисленные программные средства взаимодействия как нечто чужеродное и неестественное. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Это новые инструменты для того, чтобы делать то, что мы обычно делаем. Также в информационном взаимодействии стало меньше различий между явлениями, которые пребывают в процессе действия и теми, что завершили процесс, между режимами online и offline. Например, не ясно: человек, использующий GPS, находится online или offline. Таким способом категории моделируют новую реальность инфосферы, в основе которой – Интернет, внедряющийся естественным образом в оставшееся пространство нашего опыта. Флориди называет этот новый статус «на (всю) жизнь» (onlife). «Human life is quickly becoming a matter of onlife experience, which reshapes constraints and offers new affordances in the development of our identities» (Человеческая жизнь быстро становится предметом опыта на(всю)жизнь, который изменяет ограничения и предлагает новые возможности в развитии личности, - пер. Черных О.П.), - пишет Флориди [4, p. 550]. Именно из-за этого мы можем рассматривать весь мир как инфосферу и нас как инфоргов.

Процесс четвёртой революции ещё не завершился. Нынешнее взрослое поколение не полностью забыло прошлое и может видеть изменения. Поэтому пока мы ещё не полностью реализовались в инфоргов. Но современные дети, которые используют iPad прежде, чем научатся пальцами переворачивать страницы книги, вырастут, чтобы стать инфоргами, достаточно неосведомлёнными о происшедших в недавнем прошлом изменениях. Они - настоящие дети информационной революции. Изменения информационной революции, так же как и трёх предыдущих революций, необратимы. Если предположить, что мы можем быстро утратить технологии и вернуться к до-информационно-коммуникационному периоду истории, то намного сложнее будет утратить новое понимание самих себя, которое создала информационная революция.

Абстракции Лучано Флориди описывают человеческую природу и информационное общество в ближайшей перспективе очень последовательно и реалистично. Он успешно систематизировал открытые проблемы в философии информации. Но с позиции этики его работы нейтральны, не поднимают морально-нравственных проблем глобальной информатизации, взаимодействия человека и техники и т.п., не обнаруживают диалектических противоречий в ходе развития событий. Для отечественных авторов характерен, возможно, не столь масштабный, но более диалектический и глубокий в нравственном плане и подход при изучении проблемы влияния информационного переворота на сознание, язык, управление и т.д. [см., например, 5-10]. Между тем, для нас является интересным опыт крупного английского философа, выражающего не только собственный оригинальный взгляд, но и тенденции европейской мысли в области философии информации.

Читайте также

Список литературы

  1. Luciano Floridi: Die 4. Revolution. Gebunden, 2015, 314 р.
  2. Floridi, 2011, с. 14ff.). Floridi, L. (2011). A defence of constructionism: Philosophy as conceptual engineering. Metaphilosophy, 42(3), 282-304. doi: 10.1111/j.1467-9973.2011.01693.x. – URL: https://www.academia.edu/9352447/A_Defence_of_Constructionism_-_Philosophy_as_Conceptual_Engineering.
  3. Luciano Floridi, Information: A Very Short Introduction, Oxford: Oxford University Press, 2010, xv+130.
  4. Floridi, L. (2011d). The informational nature of personal identity. Minds and Machines, 21(4), 549-566. doi:
  5. /s11023-011-9259-6. – URL: http://www4.ncsu.edu/~brad_m/research/identity_files/Floridi_informationalId_MM11.pdf
  6. Емельянов М.А., Черных О.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ «ОНТОЛОГИЯ» ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 10. С. 172-179.
  7. Черных О.П. КРИТИКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2011. № 2. С. 41-52.
  8. Черных О.П. ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ КОНКУРЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО МИРОВ // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 10. С. 4-9.
  9. Питько О.А. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК АТРИБУТ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2014. № 1. С. 58-64.
  10. Высочина Ю.Л., Губайдуллина М.С. ЯЗЫК, БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 1. С. 95-103.
  11. Савельев И.А. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Социум и власть. 2015. № 1 (51). С. 23-28.

Цитировать

Терентьева, Е.В. Концепция информационной революции Лучано Флориди: онто-гносеологический подход / Е.В. Терентьева, Н.Г. Терентьева, О.П. Черных. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 36. — URL: https://novainfo.ru/article/3809 (дата обращения: 29.06.2022).

Поделиться