Полномочия органов местного самоуправления по предоставлению бесплатного земельного участка отдельным категориям граждан

№37-1,

юридические науки

Автор рассматривает роль местного самоуправления в регулировании вопросов по улучшению жилищных условий граждан, защиту прав гражданина в обеспечении жилых помещений, полномочия органов местного самоуправления по предоставлению бесплатного земельного участка отдельным категориям граждан в Республике Бурятия, проблемы и пути решения.

Похожие материалы

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [8,3]. Это закреплено в Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя государства.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией, согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами [8,11].

Вопросы улучшения жилищных условий регламентированы в первую очередь жилищным кодексом Российской Федерации. Так статья 49 жилищного кодекса РФ устанавливает категорию граждан, имеющих право на предоставление от государства жилого помещения по договору социального найма.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом порядке. Малоимущими гражданами в соответствии жилищным кодексом являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению [1,50].

Таким образом, одним из основных вопросов местного значения у городских и сельских поселений, носящий социальный характер является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством [9,24].

На основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет [1,57].

В связи с отсутствием строительства муниципального жилищного фонда и тем, что большая часть жилищного фонда приватизирована, движение очереди за последние годы небольшое. Обеспечение жильем граждан происходит в основном путем предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов для приобретения жилья категориям граждан, установленным законодательством.

Для решения этого вопроса, 22 мая 2009 года был принят Закон Республики Бурятия «О внесении изменения в часть 2 статьи 1 Закона Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», в котором закреплен порядок бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях [4,2].

Позже был принят Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации», согласно которому многодетным семьям бесплатно должны выделяться земельные участки для ведения подсобного хозяйства или строительства жилья. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации [10,2].

В связи с изданием данного федерального закона, 15 ноября 2011 г. вступил в силу Закон Республики Бурятия «О внесении изменения в Закон Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», которым была добавлена, категория граждан, имеющих трех и более детей, граждан, являющихся приемными родителями, имеющих три и более детей [5,1]. При этом эта категория граждан имеет право на предоставление земельного участка в первоочередном порядке. Тогда как малоимущие граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и вставшие раньше в очередь на земельный участок должны будут долго ждать, пропуская многодетные семьи. А очередь многодетных семей на бесплатное предоставление земельных участков очень большая и в связи с увеличением рождаемости очередь увеличивается.

Если же рассматривать другие субъекты Российской Федерации, то у них иная правовая практика. Например, в Иркутской области, закон о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан от 12 марта 2009 г. не предусматривает многодетной семье первоочередной порядок предоставления земельных участков [3,1]. Также и в Забайкальском крае, в законе от 01 апреля 2009 года «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края» такое право отсутствует [2,1].

На сегодняшний день Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» претерпел изменения, пункты, закрепляющие бесплатное выделение земельного участка с 01 марта 2015 г. утратили силу. На данный момент предоставление бесплатного предоставления земельного участка многодетным семьям теперь регулируется Земельным кодексом в редакции от 20 апреля 2015 г., где определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, в том числе и многодетным семьям, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации [8,39].

Также в федеральном законодательстве появились альтернативные варианты улучшения жилищных условий, помимо бесплатного предоставления земельного участка. Такие как создание многодетным семьям жилищно-строительных кооперативов, которая предусматривает строительство жилья (многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома), получение ипотечного кредита, оформление права собственности на жилое помещение по окончании строительства жилья экономического класса. Также участие в программе «Жилье для российской семьи» - включение в список, заключение договора долевого участия, получение ипотечного кредита, оформление права собственности на жилое помещение по окончании строительства жилья экономического класса. Эти программы в основном ориентированы на улучшение жилищных условий многодетных семей.

Исходя из выше изложенного, мы считаем, что закон Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III « О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» нуждается в доработке для защиты прав и интересов малоимущих граждан, рассмотрение возможности исключения предоставления земельного участка многодетным семьям в первоочередном порядке, так как многодетным семьям земельный участок предоставляется как льгота за рождение третьего ребенка, тогда как у малоимущих граждан остро стоит проблема по улучшению жилищных условий, либо отсутствует жилое помещение.

Список литературы

  1. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 31.12.2014г.);
  2. Закон Забайкальского края от 01.04.2009 г. № 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края» (в ред. от 24.02.2015 N 1129-ЗЗК);
  3. Закон Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» от 12.03.2009 г. № 8 – ОЗ (в ред. от 11.03.2015 г. № 12-ОЗ);
  4. Закон Республики Бурятия № 874-IV «О внесении изменения в часть 2 статьи 1 Закона Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;
  5. Закон Республики Бурятия от 15.11.2011 г. № 2359 - IV «О внесении изменения в Закон Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;
  6. Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III « О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (в ред. от 05.05.2015 г.).
  7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ (в ред. от 20.04.2015 г.);
  8. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);
  9. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30.03.2015 г. № 64-ФЗ);
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 23.06.2014 г.);