Публично-правовые основы государственного и муниципального управления в рамках бесплатного предоставления земельных участков на территории Омской области

NovaInfo 45, с.241-245
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы реализации предоставления многодетным семьям бесплатных земельных участков на территории Омской области. Проанализированы характерные особенности процесса предоставления земельных участков, рассмотрена деятельность государственных и муниципальных служащих. На основе проведенного исследования предлагаются пути совершенствования предоставления многодетным семьям бесплатных земельных участков на территории Омской области.

Ключевые слова

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Текст научной работы

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 9) одной из основных функций государства является обеспечение охраны и рационального использования земель [1].

В рамках указанной функции, а также принципа социальной защиты граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрена вероятность предоставления земельных участков гражданам и организациям бесплатно в случаях, предусмотренных законодательство Российской Федерации [2].

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства” и Земельный кодекс Российской Федерации» пункт 2 статьи 28 ЗК РФ был дополнен [3] по предоставлению земельных участков бесплатно.

Во исполнение указанной нормы 23 апреля 2015 г. на территории Омской области был разработан и принят Закон № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно». Устанавливает случаи, последовательность и особенности предоставления земельных участков [4].

Согласно действующему законодательству право на бесплатное получение земельного участка имеют:

  • семьи, зарегистрированные в качестве многодетных семей (далее - многодетные семьи) в соответствии с областным законодательством;
  • единственный родитель, воспитывающий несовершеннолетних детей;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет;
  • семьи, члены которых награждены в соответствии с федеральным законодательством орденом «Родительская слава».

При всем этом в приоритете являются многодетные семьи, признанными нуждающимися в жилплощади.

Позволит ли это решить квартирный вопрос? Проблема заключается в том, что землю должны получить нуждающиеся категории населения, а строительство собственного дома под силу людям с более высоким доходом.

Актуальной остается проблема высокая плата за подключение к инженерным сетям (газ, свет, вода и т. д.). По экспертным оценкам, подключение добавляет ещё примерно 3,6–4 тысяч рублей к себестоимости квадратного метра.

В соответствии законодательством, в Омской области продолжается реализация «дорожной карты» по предоставлению бесплатных земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. По данным регионального Министерства имущественных отношений Омской области, каждая третья многодетная семья, принятая на учет для предоставления этого вида поддержки, уже получила землю. Так, к январю 2016 года льготникам, в том числе многодетным семьям предоставлено на бесплатной основе почти 2,6 тыс. земельных участков под строительство, из них 726 участков – в городе Омске, 1872 – в муниципальных районах.

В трех районах – Знаменском, Большеуковском, Седельниковском обеспечены земельными участками все заявители-льготники. В 17 муниципальных районах государственные обязательства выполнены более чем на 50 процентов. Успешно справлялись с работой по бесплатному предоставлению земельных участков Тюкалинского, Черлакского, Называевского, Нововаршавского, Шербакульского районов Омской области. Сейчас муниципалитеты ведут формирование более 400 земельных участков, 100 из которых – в городе Омске.

На коллегии регионального Минимущества проведен анализ по улучшению жилищных условий многодетных семей. Для строительства индивидуального жилья земельные участки должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. За это направление отвечают региональный Минстрой и муниципалитеты. По последним данным отраслевого министерства, линии электропередач протянуты к 1300 участкам. Средний уровень обеспеченности энергоснабжением участков в сельских районах составляет 88%. Обеспечены водоснабжением около 700 участков, газоснабжением – порядка 300, автомобильными дорогами – примерно 1400 участков [5].

Министр имущественных отношений Омской области Борис Смольников подчеркнул, «что в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, расширены полномочия поселений по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, законодатель определяет высокую степень ответственности органов местного самоуправления за реализацию государственной политики в части улучшения жилищных условий льготных категорий граждан».

Далеко не всегда выделенные земельные участки используются под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Почти треть получателей с целью получения средств реализуют бесплатные земельные наделы, которые имеют высокую ликвидность, особенно в Омске. При этом отмечено, что освоение участков достаточно активно ведется там, где имеется инженерная инфраструктура. Члены Межведомственной комиссии проанализировали возможность использования участков под ИЖС и дачное строительство в городе Омске и Омском районе, где проблемы решаются сложнее всего.

В сельских районах участки многодетным семьям предоставляются на площадках комплексной застройки. Практически в полном объеме обеспечены необходимыми коммуникациями участки под ИЖС в Большереченском, Крутинском, Любинском, Марьяновском, Павлоградском, Полтавском, Саргатском, Таврическом, Тарском, Черлакском и Шербакульском районах. На сегодняшний день 58 многодетных сельских семей уже обживают новые усадьбы на выделенных участках, а еще 115 получателей земельных наделов продолжают строительство домов [6].

В рамках инвестиционной программы МРСК Сибири «Омскэнерго» активно ведется строительство объектов энергоснабжения. Так, в сельских районах линиями электропередач обеспечено более 1,5 тыс. земельных участков для многодетных семей. В городе Омске за счет инвестпрограммы в прошлом году построена трансформаторная подстанция, а в 2016 году планируется подвести кабельные линии к площадке по улицам Кондратюка- 5-я Широтная, где сформировано и предоставлено многодетным 112 земельных участков. В рамках инвестпрограммы «Омскэлектро» формируются технические возможности энергоснабжения четырех земельных массивов на площадках микрорайона «Московка», где в этом году планируется продолжить строительство разводящих сетей. По мнению специалистов, наличие электроэнергии позволит начать освоение под жилищное строительство почти 140 земельных участков.

В регионе на учет для бесплатного предоставления в собственность земельных участков принято более 5 тысяч многодетных граждан, в том числе в городе Омске – более 3 тысяч граждан. За период действия льгот в регионе многодетным семьям, имеющим трех и более детей, и другим категориям льготников предоставлено 1583 земельных участков, в том числе в Омске – 472. Включено в утвержденные перечни 2229 земельных участков, в стадии формирования находится еще 430 земельных участков.

Процесс бесплатного предоставления земельных участков должен быть дополнен комплексом мер, направленных на уменьшение затрат на возведение жилого дома, позволяющих обеспечить дополнительные меры поддержки в целях улучшения жилищных условий. Кроме того, анализ обращений граждан позволяет говорить о том, что на уровне муниципальных образований ведётся недостаточная работа в части информирования населения о порядке и условиях бесплатного предоставления земельных участков [7].

Обобщая все вышесказанное, мы полагаем, что Российской Федерации совместно с субъектами необходимо разработать и принять комплекс мер, направленных на поддержку нуждающихся в улучшении жилищных условий путём не только предоставления земельных участков, но и частичного финансирования, а также оказания консультаций желающим возвести жилой дом на предоставленном участке.

Также следует разработать внятные критерии предоставления земельного участка, учитывать плодородность места, его удалённость от проживания претендента, а также экологическую обстановку [8].

В целом, процесс предоставления земельных участков определённым категориям граждан можно оценить как сложную задачу, но реализуемую и необходимую для достижения социальной стабильности в обществе. Решать указанную задачу следует постепенно, исходя из интересов жителей Омской области, а также предоставленных Конституцией РФ гарантий.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: [с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Рос. газ. 2015. 21 янв. (№ 7).
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 44. - ст. 4147.
  3. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 года № 31) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 25. – ст. 3531.
  4. Закон Омской области от 30 апреля 2015 № 1441-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» // «Омский вестник», № 18, 08.05.2015.
  5. Портал Правительства Омской области: Омская губерния [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://omskportal.ru.
  6. Муравченко В.Б. Правовое регулирование муниципальной службы различными отраслями права // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 3.
  7. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: Дис. … канд. юр. наук. – Омск, 2005.
  8. Муравченко В.Б. Институт муниципальной службы в политической системе общества // Вопросы правоведения. – 2012. – № 1.

Цитировать

Якунина, М.А. Публично-правовые основы государственного и муниципального управления в рамках бесплатного предоставления земельных участков на территории Омской области / М.А. Якунина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 241-245. — URL: https://novainfo.ru/article/5793 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться