Перспективы реализации политики импортозамещения в условиях санкций

№37-1,

экономические науки

Данная статья посвящена вопросам, связанным с осуществлением процесса импортозамещения. Рассмотрена необходимость вытеснения иностранных производителей из различных рыночных сегментов, в том числе при изменении международных отношений между несколькими зарубежными государствами. Также, представлены первые результаты осуществления политики импортозамещения.

Похожие материалы

Санкции – как политические, так и экономические – один из самых известных и эффективных методов оказания влияния одних государств на другие. Это своеобразное «наказание» для тех, кто нарушает условия и требования международных соглашений, способное вынудить страну отказаться от принятых ранее решений. В отличие от кровопролитных, разрушительных и экономически невыгодных войн, санкции являются гораздо более привлекательным способом решения международных конфликтов и споров.

После обострения ситуации на Украине весной 2014 года, многие западные страны ввели санкции против РФ, целью которых является корректировка политики России в отношении украинской столицы. Подобные экономические ограничения в самых разных отраслях также ввели США, Япония, Канада, страны Евросоюза и некоторые другие государства. В качестве ответа Российская Федерация также ввела ряд санкций, ограничивающих ввоз продовольствия из стран Евросоюза и Соединенных Штатов Америки. Подобное обоюдное «охлаждение» в международной торговле привело к активизации процессов импортозамещения по всей России. Действительно, как отмечают исследователи и экономисты, именно импортозамещение является наиболее действенным антикризисным рычагом в сложившейся ситуации.

Что же понимается под импортозамещением? По сути, это - значительное сокращение или полное прекращение поставок из-за рубежа импортных товаров за счет выпуска аналогичной продукции силами отечественных компаний-товаропроизводителей, осуществляющих производственную деятельность внутри страны [6]. Для стимулирования процессов импортозамещения широко применяется тарифное (в виде пошлин) и нетарифное (в виде лицензирования ввоза и введения квот) регулирование, а также субсидии, направляемые в те или иные сферы производства внутри страны. Кроме того, может использоваться такой механизм, как прямой запрет на импорт ряда товаров из-за рубежа.

Процессы импортозамещения можно разделить на две большие группы:

  1. Реактивное – связано с постепенным вытеснением с тех или иных рыночных сегментов иностранных производителей с помощью государственного участия, например, с помощью утверждения административных запретов на ведение бизнеса, которые касаются только иностранных производителей.
  2. Упреждающее – представляет собой результат конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными производителями, при котором на рынке остаются местные компании, сумевшие доказать потребителям, что их продукция является не менее качественной, а также заметно более дешёвой, чем аналогичная продукция иностранных производителей.

Необходимо отметить то, что результат стратегии введения импортозамещения нельзя назвать однозначно успешным. Одни экономисты считают, что для отечественных производителей такая ситуация является отличным шансом заявить о себе и вытеснить импортный товар с внутреннего рынка, а более критично настроенные ученые считают модель импортозамещения заранее обреченной на провал.

В настоящее время, когда Россия оказалась в непростой и далеко не стабильной экономической ситуации, когда многие отрасли промышленности зависят от зарубежных поставщиков, перед страной встает ряд ключевых вопросов:

  • Станет ли импортозамещение главным фактором экономического роста в стране?
  • Какой путь выберет российское Правительство – закрытую экономическую модель, при которой все производство ориентировано на внутренний рынок, или все же сохранит свою позицию в глобальной экономической структуре?
  • Удастся ли в таких рыночных условиях и при текущей экономической обстановке вести политику, направленную на поддержку экспорта?

И хотя пока трудно предсказать, какими темпами будет развиваться импортозамещение в РФ, очевидно одно – реализовывать данное направление выхода из кризиса, несомненно, нужно. И это несмотря на то, что внешнеэкономическое сотрудничество с иностранными поставщиками длится годами, да и россияне привыкли ко многим наименованиям ассортимента импортных товаров. Тем не менее, санкции, принятые в обоих направлениях вынуждают искать и находить нестандартные пути выхода из кризиса и, более того, дают отличный шанс для российской экономики стать одним из лидеров на геоэкономическом и геополитическом пространстве.

В целом, нынешняя геополитическая и экономическая обстановка, в том числе инфляция и введенные санкции являются стартовой площадкой для становления импортозамещения как главной задачи развития экономики России. Для реализации этой задачи в 2015-2017 гг. правительство планирует выделить из госбюджета приблизительно 38 млрд.рублей [1].

Особое внимание планируется уделить тем отраслям экономики, в которых слишком велика зависимость от экспортной продукции. В частности, во многом зависят от мирового сообщества такие направления, как:

  1. Обеспеченность Российской Федерации стратегически значимыми товарами – к ним относятся медицинские препараты, сложное оборудование, комплектующие для автомобилей, инновационные технологии и др. Перечисленные отрасли необходимо развивать прежде всего.
  2. Особенно импортозависимым является производство оборудования для промышленных предприятий: для этого необходимо приобретение котлов, запчастей, ядерных реакторов, механического оборудования. На сегодняшний день более 30% необходимой техники, запасных частей и т.п. импортируется из европейских стран и США, а внутреннее самообеспечение в данной сфере пока не представляется возможным для России.

Поскольку импортозамещение уже активно завоевывает свои позиции на российском рынке, отметим ряд положительных тенденций и сдвигов в этом направлении. Импорт продовольственных товаров, поставляемых из дальнего зарубежья, в январе 2015 года снизился на 41,9% по сравнению с январем 2014 года и составил 1,474 млрд.долл.США [4], в частности:

  • Импорт мяса и субпродуктов буквально рухнул, упав на 75,6%, из них ввоз свиного мяса снизился на 91%, мяса птицы – на 33,1%, говядины – на 66,4%,
  • Молочных продуктов стало ввозиться на 78,4% меньше, чем год назад,
  • Объем импортируемой рыбы в январе 2015 года снизился на 58,2%,
  • Импорт овощей снизился на 40,6%, а спиртных и безалкогольных напитков – упал на 48,9%.

Помимо очевидных положительных итогов, импортозамещение может оказаться вполне успешной стратегией государства благодаря ряду благоприятных факторов [5]:

  • Свободный доступ российских производителей к сырью и природным ресурсам,
  • Низкие тарифы на электроэнергию, позволяющие снизить себестоимость аналогичной продукции,
  • Организация производства импортозамещающих товаров в России позволит снизить себестоимость продукции-аналога благодаря тому, что производственные издержки при прочих равных условиях будут значительно меньшими по сравнению с иностранными компаниями – это обусловлено, прежде всего, низкой стоимостью некоторых видов сырья,
  • Значительный научно-технологический потенциал, имеющийся у России, уже находит свое применение в ряде отраслей промышленности, например, в освоении космоса или в военно-промышленной сфере. При этом аналитики уверены, что многие наработки, имеющиеся в данных областях, можно перевести и в самые разные промышленные отрасли.

По предварительным прогнозам, составленным Минпромторгом, при успешной реализации программы импортозамещения зависимость от ввозимой продукции по разным отраслям промышленности и экономики уже к 2020 году снизится с 70%-90% (данные 2015 года) до 50%-60%, а в некоторых сферах возможны и более оптимистичные показатели.

И хотя российская экономика пока ещё достаточно сильно зависима от импортной продукции, сложившая ситуация в области импортозамещения является не только тревожным сигналом, но, в то же время, и уникальным шансом для воплощения в жизнь стратегии стремительного развития отечественного производства во многих отраслях экономики.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в России» // РГ. 2015. 12 января (№1).
  2. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве. Монография. М: Изд. Проспект. 2015. — 184 с.
  3. Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.proatom.ru/ (дата обращения 15.10.2015).
  4. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://customs.ru/ (дата обращения 13.10.2015).
  5. Фролов А. С. Мониторинг и анализ технологического развития России и мира // ЦМАКП, ноябрь 2014. — 30 с.
  6. Экономический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/17877 (дата обращения 09.10.2015).