Правовой статус и особенности правового статуса образовательного учреждения

№37-1,

юридические науки

Предлагаемая статья представляет собой исследование действующего российского законодательства на предмет определения правового статуса образовательного учреждения.

Похожие материалы

В современном мире, получая образование, мы привыкли делать выбор в пользу того или иного образовательного учреждения, не углубляясь в вопросы, а что же собой представляет образовательное учреждение и определен ли законодателем для него какой-нибудь правовой статус? Иногда, образовательные учреждения обвиняют в консерватизме, сравнивая при этом их с динамично развивающимся образованием. Многие не понимают, почему законодательство в сфере образования не так динамично в своем развитие и постоянно отстает от всеобщей модернизации процесса, связанного с образованием.

В настоящее время интерес к право положению учреждений образовательного характера занимает весомое место и является очень актуальным, это и не удивительно, ведь проблемы, с которыми они сталкиваются, охватывают все слои общества.

На сегодняшний день регулирование образовательного процесса отдано «в руки» государству. Оно же и создает образовательные учреждения, занимающие особое место в системе социально-общественного развития. Общество в полной мере осознает, что образование в своей правовой концепции, выступает апогеем в правовой системе человека, что закреплено в Конституции Российской Федерации [1]. Не удивительно, что это право стало самородным и реализуется в образовательных учреждениях. Образовательное учреждение – это всеобъемлющее управление, с помощью которого осуществляется развитие общества. Не всегда, Российское государство окружало опекой образование как целостную систему, выделяя развитие образования, как главенствующий зенит. Чаще всего оно недооценивает перспектив дальнейшего вложения и окупаемости на рынке труда кадров. Ведь на самом деле в руках государства находится важнейший инструментарий, с которым происходит реализация в содействие прогрессивному развитию всего человечества. Этим инструментом поистине считается право, ему по силам оказать помочь в решение незадачливых ситуаций в развитии образовательных учреждений, накопленных за долгие годы.

Проведя анализ Закона РФ «Об образовании» [3] и анализ научной литературы, можно заявить, что под правовым статусом образовательного учреждения понимается совокупность правовых норм, обусловленная соответствующей правовой субъектностью образовательного учреждения, его правой обязанностью, то есть компетенцией, а также претворение этих обязательных прав через систему и механизм юридических гарантий [9]. Соответствующую правовую субъектность определяет правовая добротность образовательного учреждения, а именно правоспособность и дееспособность. Они же в свою очередь, характеризуют его как некоммерческую организацию, то есть юридическое лицо как образовательное учреждение; и главное, что они отражают уровень образования и принадлежность образовательного учреждения к типовому разновидности, и различным организационно-правовым формам.

В итоге, правовое положение образовательного учреждения, это взаимосвязь отдельно взятых компонентов, а именно: прав, обязанностей и ответственности, компетенции образовательного учреждения, и конечно особенностей и определений типовой разновидности, и организационно-правовой формы определяющей законодательством. Все эти аспекты характеризуют признаки, влияющие на определение происхождения образовательного учреждения [7].

Важно уметь охарактеризовать наиболее сложные стороны правового положения образовательного учреждения, такие как: конституционно-правовое положение и гражданско-правовое положение образовательного учреждения [8].

Конституционно-правовое положение образовательного учреждения

В ст. 43 Конституции РФ [1] четко прописано содержание и полное значение данного статуса. На законодательном уровне предусмотрено для каждого право на образование. При получении образования любого из выбранных уровней, в данной норме нет ограничений, значение не имеет даже типовой вид образовательного учреждения. В п. 2 ст. 43 гарантируется бесплатность и общедоступность образования, только для дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, если будут соблюдены условия получения образования в некоммерческом, либо лицензированном, то есть государственном образовательном учреждение. В этом пункте четко прописаны типы образовательных учреждений и определен изначально собственник имущества учреждения, они же и в дополнение определены в ст. 11.1 и п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» [3] и в утверждаемых Правительством РФ отдельных положениях. Так же на законодательном уровне вместе с тем возможно получение высшего бесплатно образования, на основе конкурсного отбора, в государственных либо некоммерческих образовательных учреждениях. Для различных видов образования и самообразования государство гарантирует поддержку, причем со всех сторон.

В полной мере можно сказать, что для образовательного заведения конституционно-правовые отношения является субъектом. При получении образования гражданину гарантируется непосредственная реализация конституционных прав. Из-за «хронического недофинансирования» с каждым годом всё больше разрастается проблема образования и в общей сложности, образовательных заведений. В ст. 43 Конституции РФ [1] зафиксированы принципы декларативного характера, что приводит к частым дискуссиям со стороны правительства. Стоит целая проблема, а не вытеснят ли коммерческие учреждения, своим правом на платное образование, бесплатное обучение? Ведь это может способствовать снижению интересов государства, в области образовательных прав граждан, а в дальнейшем и вытеснению бесплатного образования, которое предусмотрено на законодательном уровне и гарантированно Конституцией РФ [1] и законом об образовании [3]. Несомненно, нужно контролировать сохранение принципа в получении бесплатного образования и стремиться соблюдать принцип конституционализма на всех ступенях и звеньях образовательной системы.

Гражданско-правовое положение образовательного учреждения

Характеристика образовательного учреждения как юридического лица связана с его правовым положением и особенностью данного статуса, закрепленного Гражданским кодексом РФ [2], его сепаративными нормами права. Обращаясь к Гражданскому кодексу РФ и закону об образовании [3] можно заметить, что статусное положение образовательного учреждения регулирует именно этот вид правоотношения. Сразу же назревает предложение, а почему бы не принять единый закон, так называемый Образовательный кодекс, в котором рассматривалась бы характеристика объектов и субъектов правоотношений в сфере образования, а так же шло бы обоснование правового положения образовательных учреждений. В кодексе так же можно было бы прописать организационно-правовую форму этих объектов и субъектов, общую классификацию типов, форм и видов, а так же уровней образования. Очень важно в кодекс включить ссылки на нормы ответственности, вместе с уголовной, чтобы родители (опекуны, попечители) за отсутствие учащихся на занятиях, в возрасте, не достигнутом дееспособности (в соответствии с законами гражданского кодекса РФ) [2] были привлечены к ответственности как это происходит в зарубежных странах. Там образовательные услуги занимают очень высокое место на рынке, а система образования приближена к передовым требованиям всего мира. Нашему же российскому образованию нужна модернизация. Не куда не уйти от пересмотра всего образовательного процесса в целом, ведь качества образования должно быть достойным тенденций нынешнего времени.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (в ред. от 21.03.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 12. – Ст. 1093.
  3. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 150.
  4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 145.
  5. Васильев В.И. Правовой статус местного самоуправления: перемены и ожидания // Журнал российского права. – 2014. – № 11. – С. 51-59.
  6. Гутников О.В. Особенности правового статуса организаций, созданных на основании федеральных законов, и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами // Журнал российского права. – 2015. – № 2. – С.44-57.
  7. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 199 с.
  8. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11. – С. 33-35.
  9. Муравченко В.Б. Основные понятия института муниципальной службы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2012. – № 2 (2). – С. 45-50.