Преддверие преждевременной преступности происходит за счет комплексных мер профилактики самой преступности, за исполнение которых, отвечают государственные и муниципальные органы, учреждения, общественные и иные организации и сами граждане. Все они нацелены, на то чтобы предостеречь свершение правонарушения и противоправных деяний несовершеннолетними. Базовая теоретическая часть криминологии в соответствии со стадиями и условиями начала реализации мер предупреждения преждевременной преступности, выделяет некоторые варианты преддверия преждевременной преступности: первоначальное предупреждение, непосредственно-конкретное предупреждение и реверсивное предупреждение или его ещё называют – рецидивное.
Для каждого из этих вариантов предупреждения имеется своя функция для обеспечения и достижения исходной цели, но конструктивность у каждого разница. Причина тому, прямое предупреждение и реверсивное предупреждение, так называемое рецидивом. Для рецидива и его преждевременного предупреждения, характерна более детальная работа с субъектами преждевременной преступности, с целью исключить нарушение закона уже в третий, четвертый и так далее разы. С предполагаемыми нарушителями закона применяются различные формы борьбы для предотвращения преждевременной преступности, с целью соблюдения и поддержания законов в интересах общества, государства и граждан в целом. Эти формы должны привести к исчерпанию фактического желания несовершеннолетних граждан совершать правонарушения. Поэтому с каждым годом повышается функция первоначального предупреждения преступности в отношении несовершеннолетних.
Впервые в теорию криминологии такое понятие как «первоначальная профилактика преступлений несовершеннолетних» ввел Г.М. Миньковский в 60-х гг. Главное целеполагание этой теории, в профилактики правонарушений именно на ранних стадиях преступлений.
Вероятность совершения правонарушений на ранних стадиях предупреждения, составляет прямо-пропорциональное значение психо-эмоциональному и социальному состоянию несовершеннолетних, это подтверждают авторы. Для максимально положительного исхода используемых мер начального предупреждения преступности, лучше всего применять барьер в области социального и психо-эмоционального взросления. А именно в период развития личностных качеств и становления человека как личности в целом, при определении убеждений и взглядом каждого отдельно взятого индивидуума.
Конечно, самым главным аспектом в предотвращение правонарушений несовершеннолетними выступает воспитание. Сюда входит: и создание социального заслона, с целью, оказание социальной помощи именно на ранних стадиях предотвращения правонарушений; и выявление различных отрицательных ситуаций, для устранения криминогенных последствий; оказание помощи в неблагополучных семьях с целью устранения неблагоприятных жизненных ситуаций; профилактика безнадзорности субъектов, групп и конкретных лиц с повышенным риском социальной неустойчивости к девиантному поведению в обществе. Акцент на воспитание не случайно выбран, ведь именно с раннего детства закладываются ориентации в поведение и мотивации действий. В первоначальном или раннем предупреждение можно заблаговременно выявить и принять меры в недопущение правомерных деяний со стороны несовершеннолетних.
Конец XIX – вначале XX вв., главным было искоренение первопричин правонарушений с целью предупреждения преступности через воспитательную среду. Некоторые ученые полагают, что предупреждение ранней преступности должно применятся так же и при уже становление девиантного поведения через моральный аспект, но как такого преступления ещё не совершенно несовершеннолетним.
Субъектом, за которым закреплена главная задача начального предупреждения неправомерного поведения у несовершеннолетних граждан, является Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В этом нормативном и правовом акте находится основа реализации деятельности всех органов государственных, муниципальных, а также учреждений и организаций различного типа, и иных юридических и физических лиц в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетними различных правовых норм и уголовного права тоже.
Статья 4 Законодательного акта представляет собой систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а именно:
- комиссии в отношение несовершеннолетних граждан и защите их прав;
- местные и региональные органы управления социальной защитой населения;
- образовательные органы управления;
- органы опеки и попечительства; 5) органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел.
Все эти органы действуют в порядке своей компетенции в отношении несовершеннолетних, а именно профилактики преждевременной преступности и безнадзорности, и каждый орган осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Законом РФ и (или) законодательством отдельных субъектов РФ. При детальном анализе, было установлено, что в полномочия каждого из этих органов входит раннее предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, что прописано во 2 главе в статьях Закона.
Примером тому, может служить 11 статья Закона о полномочиях комиссий, в отношение несовершеннолетних граждан и защите их прав (далее – комиссии), а именно мер раннего предупреждения преступности, к ним относятся: – осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; – организацию контроля в части воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, и обращение родителей или иных субъектов с несовершеннолетними в различные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; – реализация функций социальной реабилитации несовершеннолетних, всё это рассмотрено в Законе РФ и законодательных актах отдельных субъектов РФ. Самым же не логичным решением образовательного учреждения как органа управления, можно выделить исключение и отказ в обучение несовершеннолетних за неуспеваемость или девиантное поведение. И это совсем не относится к мерам ранней профилактики безнадзорности. Так как это может привести к неполучению в дальнейшем основного общего образования. Ведь как бывает, исключенный из образовательного учреждения бывший подопечный, не в состоянии по тем или иным причинам быть зачисленным в другое образовательное учреждение, и, не вступив в ряды рабочих, остается за пределами образовательного процесса и становится, предоставлен сам себе. Вывод, это приводит к отсутствию заинтересованности жизненно важными истоками, и ведет к привлечению таких подростков в преступные группировки. И поэтому решения проблемы неуспеваемости несовершеннолетнего с помощью исключения его из образовательного учреждения необходимо искоренять и менять меры воздействия.
Очень объемными мерами раннего предупреждения безнадзорности обладают органы управления социальной защитой населения (далее – органы соцзащиты) (статья 12 Закона). И тут уже можно сказать, что полномочия за этими органами закреплены достаточно полно, и все они соответствуют задачам ранней профилактики преступности. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее – учреждения реабилитации), тоже в полной мере соответствуют своим задачам по обеспечению преждевременной преступности (ст. 13 Закона). Схожий по объему и правоприменению набор полномочий раннего предупреждения преступности несовершеннолетних, и у органов соцзащиты, и у учреждений реабилитации. Так же очень большой объем мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних, внесен в законодательство в отношение органов управления образованием и образовательными учреждениями (ст.14 Закона). И это не удивительно, так как эти органы и главное учреждения стоят на втором месте по значимости и только семья впереди, и несут в себе личностную социализацию несовершеннолетних в эволюции приобретения личностях качеств, в образовательном процессе, где главным выступают обучения и воспитания. (ч.4 ст.43 Конституции РФ).
Осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, пожалуй, это единственные полномочия органов опеки и попечительства (ст.16 Закона), которые можно отнести к мерам ранней профилактики. И так же меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних закреплены за органами по делам молодежи и их учреждениями (ст. 17 Закона).
Полномочиями раннего предупреждения безнадзорности наделены и органы управления здравоохранением и сами непосредственно учреждения здравоохранения (ст.18 Закона). В ст.24 Закона, прописано, что в систему органов, несущих предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отнесены и иные органы, организации и учреждения.
Всему этому следует вывод, что меры профилактики преступности несовершеннолетних выделены в отдельные законодательные акты и как мы можем наблюдать из жизни, их реализация контролируется, что приводит к уменьшению рецидивов и повышению правовой грамотности среди несовершеннолетних.