Как показывает практика, коммерческий успех организации во многом зависит от грамотного управления человеческими ресурсами. Ведь любой работник, приходя в дружный и сплоченный коллектив, где его ценят и уважают, будет выполнять свои должностные обязанности с максимальной эффективностью, принося своему работодателю пользу, которая так или иначе положительно повлияет на коммерческую выгоду. И хотя отслеживать продуктивность каждого сотрудника и развивать в нем заинтересованность в успехе компании не всегда представляется возможным, можно работать в этом направлении с небольшими коллективами внутри организации, повышая целеустремленность и мотивацию внутри группы. Как правило, задачи по повышению корпоративного духа в небольшом коллективе возлагаются на его лидера.
Под словом «группа» подразумевается совокупность людей, воспринимающая себя как общность [4]. В зависимости от различных факторов можно по-разному классифицировать группы, но независимо от этого человек всегда занимает в ней определенное социальное положение; оно необходимо для того, чтобы участник группы действовал в соответствии с той ролью и теми ожиданиями, которые возлагаются на него другими лицами, входящими в коллектив. Так, один может проявлять незаурядные лидерские качества, другой – быть генератором идей, третий – создавать настроение и дружелюбную атмосферу в группе, а четвертый – являться идеальным исполнителем. Иногда один участник коллектива может сочетать в себе одну или несколько ролей, ну а мотивацией группы и координацией её деятельности занимается человек с лидерскими качествами.
Главной классификацией групп является разделение их на формальные и неформальные, причем в любом трудовом коллективе присутствуют оба вида:
- Формальные группы – это, как правило, структурные подразделения организации, имеющие четко определенный состав, назначенного руководителем фирмы лидера (это может быть начальник управления, отдела, заведующий сектором и т.п.), выполняющие определенные функции и преследующие установленные штатным расписанием цели. В формальных группах заранее определена структура должностной иерархии, ролей, обязанностей и ответственности каждого сотрудника внутри коллектива.
- Неформальные группы – это стихийное явление, они незапланированно создаются членами коллектива, объединенными общими интересами, симпатией, похожими увлечениями, привычками и т.п. Членство в неформальных группах не зависит от подразделений, в которых работают сотрудники, или занимаемых должностей. Т.е. дружить и общаться, создавая неформальный коллектив, могут работники разных отделов и разных должностных категорий [1].
Существует поговорка: «Лидером не становятся, лидером рождаются». Не всегда тот, кто назначен на руководящую должность, способен вести за собой людей, мотивируя их. Обычно платформой для лидерства становится неформальная обстановка, а сам лидер – это человек, у которого есть весомый авторитет в определенной группе и который способен повлиять на группу и её поведение в интересах организации.
Своеобразный феномен лидерства заключается в том, что человек, признаваемый другими сотрудниками лидером, не только считается «своим», т.е. умеющим признавать все правила и порядки, существующие в группе, но также отличается от остальных в лучшую сторону. Прежде всего, его отличают способности масштабно мыслить, вести за собой людей, умение выслушать и услышать группу, одновременно мотивируя на выполнение возложенных задач.
Помимо этого, лидер группы для эффективного управления ею должен отличаться рядом личностных характеристик и навыков. Например, от него требуется:
- Быть уверенным в себе и не бояться брать на себя ответственность;
- Уметь перспективно мыслить, быть готовым к переменам;
- Нестандартно мыслить, находить несколько выходов из сложившихся ситуаций;
- Обладать богатым воображением;
- Быть честным и справедливым и др.
Однако даже такой обширный набор личностных качеств не является залогом успешного лидерства. Способный руководитель должен быть, прежде всего, человечным:
- Уметь найти общий язык с самыми разными людьми;
- Иметь богатый житейский опыт;
- Уметь управлять людьми и мотивировать их.
И хотя любые происходящие с группой ситуации уникальны, эффективный лидер должен иметь большой жизненный опыт, чтобы грамотно разрешать назревающие конфликты, споры и своевременно реагировать на любые изменения.
Лидер, прежде всего, является носителем власти, благодаря которой он и становится способен выполнять свои функции и задачи. При этом власть подразделяется на несколько подвидов:
- Власть, связанная с возможностью награждения. Иными словами, если работник хорошо справляется со своими задачами, инициативен и приносит пользу компании, руководитель имеет возможность каким-либо образом поощрить его.
- Власть, связанная с принуждением. Лидер наделен возможностью обязать сотрудников выполнять вмененные им обязанности и при необходимости применить различные виды санкций, начиная с лишения премий, выговоров и заканчивая увольнением.
- Власть, связанная с глубокими познаниями и авторитетом. Руководитель зачастую обладает большим опытом, умением быстро реагировать в форс-мажорных ситуациях и является экспертом в своей области, что помогает ему добиваться поставленных перед организацией целей.
- Харизма. Личное обаяние, умение общаться с людьми и заслуженное уважение также являются разновидностью власти, которую мудрый руководитель, являясь примером для подражания, умеет использовать на благо компании.
Лидер, используя различные методы и подходы, формирует собственный стиль руководства. Он может быть как авторитарным, так и демократическим, при котором сотрудники выполняют свои обязанности без принуждения, без конфликтов и при этом лучше подчиняются руководящему составу.
Что касается более жесткого стиля управления, он, во-первых, обычно негативно воспринимается работниками, а во-вторых, приводит к обратным результатам – потере авторитета, снижению эффективности работы в группе и нарастанию конфликтной обстановки [2].
Для того, чтобы свести риск появления различных конфликтов в процессе совместной трудовой деятельности, хорошему управленцу необходимо:
- Изучить достоинства, недостатки и особенности каждого члена группы до начала совместной работы;
- Побеседовать с каждым сотрудником, объяснив ему ценность выполняемых им обязанностей и важность именно его вклада в общее дело;
- Заинтересовать коллектив в результатах совместной деятельности;
- Быть внимательным и отзывчивым ко всем нуждам, вопросам и предложениям своих сотрудников;
- Четко распределить фронт работ и выполняемые обязанности между работниками, обозначив каждому степень его ответственности.
От хорошего лидера требуется не только уверенность в себе и целеустремленность, но также гибкость в работе с группой и понимание к своим подчиненным. Порой выбранная стратегия оказывается неудачной, потеря авторитета также может произойти в любой момент.
Например, обстановка в коллективе может измениться с появлением нового сотрудника. При этом руководитель должен обязательно познакомить его со всей командой, разъяснить правила, действующие в коллективе, и рассказать о должностных обязанностях.
Благодаря такому подходу новый работник почувствует себя «в своей тарелке» и быстрее освоится и с коллективом, и со своими функциями.
Также случается, что в уже сложившемся коллективе один или несколько работников вдруг почувствовали себя недооцененными, неуслышанными и т.п. Во избежание конфликта руководитель может организовать коллективные обсуждения, а при принятии решений выслушивать и принимать мнение подчиненных, тем самым повысив их значимость для группы, уверенность в себе и самооценку.
Иногда новым работником в коллективе оказывается не кто иной, как руководитель. Придя в уже сложившийся коллектив со своими правилами и стилем работы, новому лидеру не стоит торопиться и пытаться навести во всем свои порядки. Лучше выделить немного времени для изучения обстановки, более близкого знакомства с каждым из новых подчиненных, выяснить причины и последствия ухода предыдущего руководителя, узнать, имел ли место конфликт и если да, то с чем он был связан. Очень хорошо сказывается на дальнейшей работе такой метод, как презентация себя перед подчиненными для того, чтобы они легче и быстрее привыкли к смене обстановки.
Исходя из вышеизложенного становится понятно, что руководящая должность – это не только власть и престижность, но также большая ответственность перед высшим руководством и подчиненными, участливость и умение адекватно действовать в самых разных ситуациях.