Лидерский потенциал руководителя как условие для эффективного управления группой

NovaInfo 37
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены основные и наиболее полные способы эффективного управления группой как наиболее важным фактором в достижении поставленных целей. Рассмотрен перечень качеств и функций, которыми должен обладать лидер. А также, обобщены методы управления группой.

Ключевые слова

МЕНЕДЖМЕНТ, ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, ГРУППЫ, МЕТОДЫ

Текст научной работы

Как показывает практика, коммерческий успех организации во многом зависит от грамотного управления человеческими ресурсами. Ведь любой работник, приходя в дружный и сплоченный коллектив, где его ценят и уважают, будет выполнять свои должностные обязанности с максимальной эффективностью, принося своему работодателю пользу, которая так или иначе положительно повлияет на коммерческую выгоду. И хотя отслеживать продуктивность каждого сотрудника и развивать в нем заинтересованность в успехе компании не всегда представляется возможным, можно работать в этом направлении с небольшими коллективами внутри организации, повышая целеустремленность и мотивацию внутри группы. Как правило, задачи по повышению корпоративного духа в небольшом коллективе возлагаются на его лидера.

Под словом «группа» подразумевается совокупность людей, воспринимающая себя как общность [4]. В зависимости от различных факторов можно по-разному классифицировать группы, но независимо от этого человек всегда занимает в ней определенное социальное положение; оно необходимо для того, чтобы участник группы действовал в соответствии с той ролью и теми ожиданиями, которые возлагаются на него другими лицами, входящими в коллектив. Так, один может проявлять незаурядные лидерские качества, другой – быть генератором идей, третий – создавать настроение и дружелюбную атмосферу в группе, а четвертый – являться идеальным исполнителем. Иногда один участник коллектива может сочетать в себе одну или несколько ролей, ну а мотивацией группы и координацией её деятельности занимается человек с лидерскими качествами.

Главной классификацией групп является разделение их на формальные и неформальные, причем в любом трудовом коллективе присутствуют оба вида:

  • Формальные группы – это, как правило, структурные подразделения организации, имеющие четко определенный состав, назначенного руководителем фирмы лидера (это может быть начальник управления, отдела, заведующий сектором и т.п.), выполняющие определенные функции и преследующие установленные штатным расписанием цели. В формальных группах заранее определена структура должностной иерархии, ролей, обязанностей и ответственности каждого сотрудника внутри коллектива.
  • Неформальные группы – это стихийное явление, они незапланированно создаются членами коллектива, объединенными общими интересами, симпатией, похожими увлечениями, привычками и т.п. Членство в неформальных группах не зависит от подразделений, в которых работают сотрудники, или занимаемых должностей. Т.е. дружить и общаться, создавая неформальный коллектив, могут работники разных отделов и разных должностных категорий [1].

Существует поговорка: «Лидером не становятся, лидером рождаются». Не всегда тот, кто назначен на руководящую должность, способен вести за собой людей, мотивируя их. Обычно платформой для лидерства становится неформальная обстановка, а сам лидер – это человек, у которого есть весомый авторитет в определенной группе и который способен повлиять на группу и её поведение в интересах организации.

Своеобразный феномен лидерства заключается в том, что человек, признаваемый другими сотрудниками лидером, не только считается «своим», т.е. умеющим признавать все правила и порядки, существующие в группе, но также отличается от остальных в лучшую сторону. Прежде всего, его отличают способности масштабно мыслить, вести за собой людей, умение выслушать и услышать группу, одновременно мотивируя на выполнение возложенных задач.

Помимо этого, лидер группы для эффективного управления ею должен отличаться рядом личностных характеристик и навыков. Например, от него требуется:

  • Быть уверенным в себе и не бояться брать на себя ответственность;
  • Уметь перспективно мыслить, быть готовым к переменам;
  • Нестандартно мыслить, находить несколько выходов из сложившихся ситуаций;
  • Обладать богатым воображением;
  • Быть честным и справедливым и др.

Однако даже такой обширный набор личностных качеств не является залогом успешного лидерства. Способный руководитель должен быть, прежде всего, человечным:

  1. Уметь найти общий язык с самыми разными людьми;
  2. Иметь богатый житейский опыт;
  3. Уметь управлять людьми и мотивировать их.

И хотя любые происходящие с группой ситуации уникальны, эффективный лидер должен иметь большой жизненный опыт, чтобы грамотно разрешать назревающие конфликты, споры и своевременно реагировать на любые изменения.

Лидер, прежде всего, является носителем власти, благодаря которой он и становится способен выполнять свои функции и задачи. При этом власть подразделяется на несколько подвидов:

  1. Власть, связанная с возможностью награждения. Иными словами, если работник хорошо справляется со своими задачами, инициативен и приносит пользу компании, руководитель имеет возможность каким-либо образом поощрить его.
  2. Власть, связанная с принуждением. Лидер наделен возможностью обязать сотрудников выполнять вмененные им обязанности и при необходимости применить различные виды санкций, начиная с лишения премий, выговоров и заканчивая увольнением.
  3. Власть, связанная с глубокими познаниями и авторитетом. Руководитель зачастую обладает большим опытом, умением быстро реагировать в форс-мажорных ситуациях и является экспертом в своей области, что помогает ему добиваться поставленных перед организацией целей.
  4. Харизма. Личное обаяние, умение общаться с людьми и заслуженное уважение также являются разновидностью власти, которую мудрый руководитель, являясь примером для подражания, умеет использовать на благо компании.

Лидер, используя различные методы и подходы, формирует собственный стиль руководства. Он может быть как авторитарным, так и демократическим, при котором сотрудники выполняют свои обязанности без принуждения, без конфликтов и при этом лучше подчиняются руководящему составу.

Что касается более жесткого стиля управления, он, во-первых, обычно негативно воспринимается работниками, а во-вторых, приводит к обратным результатам – потере авторитета, снижению эффективности работы в группе и нарастанию конфликтной обстановки [2].

Для того, чтобы свести риск появления различных конфликтов в процессе совместной трудовой деятельности, хорошему управленцу необходимо:

  • Изучить достоинства, недостатки и особенности каждого члена группы до начала совместной работы;
  • Побеседовать с каждым сотрудником, объяснив ему ценность выполняемых им обязанностей и важность именно его вклада в общее дело;
  • Заинтересовать коллектив в результатах совместной деятельности;
  • Быть внимательным и отзывчивым ко всем нуждам, вопросам и предложениям своих сотрудников;
  • Четко распределить фронт работ и выполняемые обязанности между работниками, обозначив каждому степень его ответственности.

От хорошего лидера требуется не только уверенность в себе и целеустремленность, но также гибкость в работе с группой и понимание к своим подчиненным. Порой выбранная стратегия оказывается неудачной, потеря авторитета также может произойти в любой момент.

Например, обстановка в коллективе может измениться с появлением нового сотрудника. При этом руководитель должен обязательно познакомить его со всей командой, разъяснить правила, действующие в коллективе, и рассказать о должностных обязанностях.

Благодаря такому подходу новый работник почувствует себя «в своей тарелке» и быстрее освоится и с коллективом, и со своими функциями.

Также случается, что в уже сложившемся коллективе один или несколько работников вдруг почувствовали себя недооцененными, неуслышанными и т.п. Во избежание конфликта руководитель может организовать коллективные обсуждения, а при принятии решений выслушивать и принимать мнение подчиненных, тем самым повысив их значимость для группы, уверенность в себе и самооценку.

Иногда новым работником в коллективе оказывается не кто иной, как руководитель. Придя в уже сложившийся коллектив со своими правилами и стилем работы, новому лидеру не стоит торопиться и пытаться навести во всем свои порядки. Лучше выделить немного времени для изучения обстановки, более близкого знакомства с каждым из новых подчиненных, выяснить причины и последствия ухода предыдущего руководителя, узнать, имел ли место конфликт и если да, то с чем он был связан. Очень хорошо сказывается на дальнейшей работе такой метод, как презентация себя перед подчиненными для того, чтобы они легче и быстрее привыкли к смене обстановки.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, что руководящая должность – это не только власть и престижность, но также большая ответственность перед высшим руководством и подчиненными, участливость и умение адекватно действовать в самых разных ситуациях.

Читайте также

Список литературы

  1. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
  2. Киселёва С.А. Проблемы управления персоналом организации / С. А. Киселёва, А. А. Удалов, С.Ю. Шаповалов // Актуальные проблемы современной науки. 2014.№ 33. С. 106-109.
  3. Комаров, М.А. Менеджмент / М.А. Комаров, Учебник. - М: ЮНИТИ, 2012. - 384с.
  4. Никонов В.А. Быть лидером. М.: МГУ, 2013. - 24 с.
  5. Оксинойд, К.Э. Розина Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд., Е.В. Розина. - М.: Проспект, 2014. - 64 c.

Цитировать

Костин, М.Д. Лидерский потенциал руководителя как условие для эффективного управления группой / М.Д. Костин, Н.А. Николаева, А.А. Удалов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 37. — URL: https://novainfo.ru/article/3891 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться