Реализация восстановительного подхода в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом в России и за рубежом

NovaInfo 46, с.402-406
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается опыт восстановительного правосудия разных стран. Актуализируется значимость развития данного подхода в российскую правовую систему в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Ключевые слова

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ПРАВОСУДИЕ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Текст научной работы

В последнее время особую актуальность приобретает восстановительное правосудие, как основное направление реформирования уголовной юстиции. Данный вопрос является глубоко дискуссионным и вызывает множество отзывов, отражающих бинарную позицию как зарубежных, так и отечественных ученых. Американский правовед, работающий в рамках теории восстановительного правосудия, Ховард Зер, сравнивает восстановительное правосудие с линзой, через которую предоставляется возможность смотреть на мир. Это своего рода начало в поиске истины [3]. По-мнению Рустема Максудова, это абсолютно новый вид ответа на преступление, который является целесообразным для выстраивания существующий практики правосудия. В отличие от карательного правосудия, восстановительное способствует удовлетворению частных интересов, а не публичным [4]. Важнейшей задачей современных программ восстановительного правосудия является не наказание виновного, а восстановление всех форм ущерба нанесенного жертве (морального, материального, психологического и др.).

Известно, что истоки восстановительного правосудия, берут свое начало со времен первобытного общества. Родоначальниками данного способа разрешения конфликта выступали жрецы и вожди, которые останавливали убийства, насилие, междоусобные войны угрожающие самому племени. Очевидно, нельзя утверждать, что ранее медиация применялась в том виде, в котором она существует сейчас, но сам факт участия нейтрального посредника имеет место быть и на данный момент. Становление восстановительного правосудия, как совершенно нового социально-правового института начинается в США, Великобритании, Новой Зеландии, Канаде в 70-х годах XX века. Именно тогда принимается ряд программ, которые несли в себе восстановительный характер. Сначала усилия специалистов концентрировались на организации встреч между жертвами и обидчиками, а позднее в подобных встречах стали принимать непосредственное участие члены семьи, друзья как одной, так и другой стороны, а также юристы и другие люди.

Например, в США на тот момент появляются центры соседской юстиции, деятельность которых направлена исключительно на семейные конфликты и конфликтами между соседями. В настоящее время в США таких центров медиации насчитывается более 700. Данные центры могут быть как государственными, так и независимыми (т.е. рассматривают себя как альтернативу государственным органам) [6]. Растущее количество семейных конфликтов стало настолько велико, что суды оказались перегружены. В штате Калифорния, Огайо и Орегона суд принимает дела, только после обращения сторон в службу медиации. В 1990 году Конгресс США принимает закон, который отражает реформацию гражданского судопроизводства и согласно которому на суды возлагается обязанность в содействие применению альтернативных форм разрешения конфликтных ситуаций. В Великобритании существует специализированная служба, в данной службе открыта горячая линия, позвонить в которую можно независимо от своего географического положения в стране. Рассказать о конфликте и о предпочтениях в выборе медиатора. Вам предоставят список специалистов, который удовлетворит ваши потребности и ваши требования. Также в Великобритании существует правило, если одна из сторон до начала судебного разбирательства отказывается от услуг медиатора и даже, если эта сторона выиграла дело, она берет на себя обязанность нести все судебные расходы. В Германии, работа по восстановительному правосудию выстроена в судах, где работают медиаторы. Если раньше медиация в системе немецкого правосудия занималась только семейными делами, то сейчас охватывает административные суды и суды общее юрисдикции по различным вопросам, в частности занимается делами несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. В немецких правовых школах введен постоянно-действующий курс медиации, т.е. каждый студент юридического факультета проходит курс обучения медиационным технологиям.

Чаще всего профессия медиатора сопряжена с другой специальностью, и не закреплена как отдельная профессия. Австрия является одной из немногих стран, где профессия медиатор внесена в номенклатуру профессий. Кроме того, в Австрии в 2004 году был принят закон, который регулирует процесс подготовки таких специалистов, а также устанавливает определенные нормативы подготовки.

В стране островных объединений Новой Зеландии деятельность по восстановительному правосудию в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом регламентируется «Законом о детях, молодежи и семьях». Согласно новозеландскому законодательству отправления правосудия в отношении несовершеннолетних осуществляется по следующим принципам: делами несовершеннолетних занимается адвокат, специализирующийся на делах ювенального правосудия, а проступки, совершенные несовершеннолетними рассматриваются в специализированном суде. Также нами установлено, что подростка стараются уберечь от суда насколько это возможно, обуславливая это тем, что тюремная субкультуру оказывает деструктивное воздействие на не окрепшую личность ребенка. Несовершеннолетнего нарушителя заключают под арест лишь в тех случаях, когда его пребывание на свободе мешает следствию. Если участники конфликта дают согласие на медиативные встречи в виде семейных конференций дело в суд на неопределенный срок не передается, но в данном случае подобные встречи должны происходить в присутствие офицера полиции, помимо этого специалисты департаменты социального обеспечения должны быть информированы обо всех судебных делах, в поле зрения которых находится несовершеннолетний. Ведущим встреч, чаще всего, выступает сотрудник социального обеспечения, он же и является организатором. В семейной конференции участвуют две стороны, жертва и обидчик. В качестве сопровождающих обеих сторон могут выступать члены семьи, близкие родственники, адвокат по делам молодежи, а также другие лица, которые способны оказать благотворное влияние на медиативный процесс.

После изучения ситуации, специалист дает детальное заключение суду в виде рекомендаций, сформированных на основе анализа проделанной работы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя. Составляется план действий, который необходимо соблюдать, а судебные слушания откладываются на 3 – 4 месяца, чтобы проследить выполнение существующего плана. Чаще всего по завершению работы правонарушитель возмещает материальный ущерб, причиненный жертве, приносит извинения, соблюдает комендантский час, выполняет общественные работы. В большинстве случаев, суд принимается выработанный план наказания, исключения составляют особо тяжкие случаи, в рамках которых целесообразно использовать более широкий спектр судебных санкций. Например, передать дело в окружной суд для назначения более сурового наказания, которое будет сопровождаться ограничением свободы сроком на 5 лет, находится в течение трех месяцев в учреждении социального типа, а в последующем находится под контролем социальных служб в течение 6 месяцев. В целом, можно заключить, что при выполнение плана судебное разбирательство в большинстве случаев отменяется, тогда как при нарушении действующего плана суд накладывает свои санкции. Но хотелось бы отметить, что приоритет в системе правосудии Новой Зеландии в отношении несовершеннолетних отдается предпочтительно восстановительному правосудию [5].

В основе австралийской модели восстановительного правосудия, также как и новозеландской лежат семейные конференции. Они предполагают обсуждение сложившейся ситуации и пути ее решения совместно с членами семьи жертвы и преступника. Чаще всего мера наказания направлена на возмещение причиненного материального ущерба

В конце 80-х годов медиация постепенно начинает проникать в российскую систему правосудия, но это проникновение сопряжено с рядом сложностей, которые затрудняют процесс внедрения технологии и на данный момент. А именно: 1) недостаточная информированность граждан о самой процедуре и ее преимуществах. Об это свидетельствует и позиция Д.А. Медведева, где он говорит, что в настоящий момент у нас отсутствует культура переговоров, и существует необходимость в информировании граждан о возможности решать спор с помощью квалифицированного посредника; 2)нехватка опытных специалистов данной области; 3) длительный процесс становления законодательной базы восстановительного правосудия.

Нормативно-правовая база развития данной технологии на территории Российской Федерации базируется на основе - Федерального закона №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в котором описаны условия самой процедуры медиации с участием нейтрального лица [1]. Наиболее важным последним документом представленной области является - Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», документ разработан на основе Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 – 2015 годы. VI раздел Национальной стратегии посвящается, прежде всего, развитию межведомственного взаимодействия, в рамках которого предполагается тесная работа судов, правоохранительных органов, специалистов по ювенальным технологиям, в частности психологами, социальными работниками, социальными педагогами, медиаторами, совместная деятельность которых будет направлена на соблюдение всех международных стандартов по обеспечению прав детей, защиты их интересов. Предполагается создание эффективной системы профилактики для минимизации правонарушений в подростковой среде, развитие дружественного правосудия в отношении несовершеннолетних, а также внедрение инновационных технологий, в частности разработка программы восстановительного правосудия, в рамках которой ребенку будет обеспечен весь комплекс мер поддержки, а именно социально-психологического, педагогического и правового характера.[2].

Восстановительное правосудие в Российской федерации находится в стадии активного развития, как на законодательном уровне, так и на исполнительном. Службы примирения базируются в учреждениях социального обслуживания, образовательных организациях, на базе комиссии по делам несовершеннолетних. Их деятельность регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами, региональными (законы, уставы, постановления) и локальными (положение о службе примирения, инструкция медиатора и др.). Деятельность служб базируется на принципе добровольности, конфиденциальности, равноправие сторон, беспристрастности.

В заключении важно отметить, что реализация восстановительного подхода во всех странах с каждым годом находит все большую популярность. Деятельность служб базируется на фундаментальной законодательной базе, у истоков медиативных технологий стоят последние научные разработки современных ученых в области социологии, психологии, конфликтологии и права. Она не идет в разрез с действующей системой правосудия, а лишь дополняет ее, помогая разгрузить суды, снизить психологические и материальные затраты личности на судопроизводство.

Говоря о современном Российском законодательстве, можно заключить, что органы государственной власти активно поддерживают развитие восстановительного подхода, разрабатывают соответствующие программы и создают все условия для внедрения и реализации инновационных форм в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, тем более, что уже формируется содержательная правовая основа, которая может обеспечить внедрение восстановительных практик в судебный процесс.

Читайте также

Список литературы

  1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193 – ФЗ (с изм. и доп.) Российская газета. – 2010. – 30 июля.
  2. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 4 июня 2012 г. – №23.
  3. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер. с анг./Общ. ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. – 328 с.
  4. Максудов Р. Восстановительное правосудие. // Альманах Неволя. Приложение к журналу Индекс/Досье на цензуру. — № 4. —2005. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://index.org.ru/nevol/2005-4/maxud_n4.htm
  5. Новозеландская модель семейных конференций. // Судья Фредерик МакЭлри - [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.a-z.ru/assoc/sydebnprav/lib/f_macelry.htm
  6. Школьная медиация как фактор формирования правосознания молодежи: теория и практика. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 244 с.

Цитировать

Мыльникова, А.В. Реализация восстановительного подхода в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом в России и за рубежом / А.В. Мыльникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 402-406. — URL: https://novainfo.ru/article/6258 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться