Классификация интерактивных методов обучения в контексте формирования профессиональных компетенций студентов вузов

№38-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены существующие классификации интерактивных методов обучения и предложена их систематизация на основании формирования компонент профессиональной компетенции студентов вузов: организационно-мотивационные, когнитивные, операционно-деятельностные, социально-психологические, оценочно-рефлексивные, коррекционные методы.

Похожие материалы

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [7] обучение в высшей школе должно обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, что указывает на необходимость модернизации методов и форм обучения, ориентированных на создание условий для самореализации личности и направленных на организацию продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Данным критериям удовлетворяют интерактивные методы обучения, направленные на продуктивное межличностное взаимодействие путём внешнего диалога, при котором происходит получение новых знаний и опыта с предоставлением возможностей для процесса самореализации обучающихся.

Интерактивные методы обучения способствуют самостоятельному поиску информации и реализации образовательных потребностей через практическую деятельность, ориентированы на доминирование познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональных компетенций. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, решение профессиональных задач согласно анализу возникающих обстоятельств и ситуаций.

Вопросам интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного пространства, его природе, сущности, функциональным и организационным особенностям посвящены работы В.В. Архиповой, Ю.К. Бабанского, Н.А. Багровой, Б.Ц. Бадмаева, А.А. Вербицкого, Ю.Ю. Гавронской, Л.К. Гейхмана, Б.С. Гершунского, В.В. Гузеева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, М.В. Кларина, А.Н. Леонтьева, Т.С. Паниной, Е.С. Полат, Л.Г. Сандаковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, С.А. Христочевского, В.Ф. Шаталова, Г.П. Щедровицкого Н.Е. Щурковой, Д.Б. Эльконина, Е.Н. Ястребцевой и др.

Анализ результатов этих исследований свидетельствует о различных подходах к трактовке понятия «интерактивный метод обучения», определяемого как: способ усиленной целенаправленной деятельности по организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса для создания оптимальных условий развития; совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создание условий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе взаимодействия.

Рассмотрим существующие классификации интерактивных методов обучения и их основания:

  1. Ю.С. Арутюнов (основание: наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей): неимитационные (проблемное обучение, практическое занятие, семинар, дискуссия, проблемная лекция, конференция); имитационные (неигровые: анализ конкретных ситуаций, имитационное упражнение, действие по инструкции; игровые: деловая игра, игровое проектирование, разыгрывание ролей) [2].
  2. О.С. Анисимов (основание: обеспечиваемый результат): традиционные (лекции, семинары, практические занятия, тренинги); новые (имитационные); новейшие (инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные игры) [1].
  3. С.С. Кашлев (основание: ведущая функция в педагогическом взаимодействии): методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы организации обмена деятельностями; методы организации мыследеятельности; методы организации смыслотворчества; методы организации рефлексивной деятельности; интегративные методы (интерактивные игры) [4]
  4. Г.С. Харханова (основание: формирование мотивации конфликта): интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей [8, с. 25].
  5. О.А. Голубкова, А.Ю. Прилепо (основание: коммуникативные функции): дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические и творческие игры, контригры); психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [3, с. 16].
  6. Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, организационно-деятельностные игры); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) [6, с. 11].
  7. И.В. Курышева (основание: среда взаимодействия): интерактивные методы обучения в среде «ученик – учение – учитель»; в среде «ученик – компьютер – учитель»; в среде «ученик – учебник – учебное пособие» [5].

Поскольку в настоящее время приоритетным направлением системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов, нами предпринята попытка классифицировать интерактивные методы обучения в контексте формирования профессиональных компетенций студентов вуза.

В соответствии с аспектами системного, синергетического, личностного, деятельностного, компетентностного подходов и на основе анализа имеющихся научно-педагогических трудов по проблеме исследования (Н.Н. Двуличанской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, М.Д. Ильязовой, Е.А. Кагакиной, М.В. Крупиной, О.Е. Курлыгиной, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.Г. Татура, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, Т.А. Чекалиной, В.Д. Шадрикова и др.) выделены следующие компоненты профессиональной компетенции студентов вуза: ценностный, организационно-мотивационный, знаниевый, операционно-деятельностный, индивидуально-психологический, социальный, оценочно-рефлексивный, коррекционный.

На основании формирования компонент профессиональной компетенции все интерактивные методы обучения систематизированы следующим образом:

  • организационно-мотивационные (дискуссия, ролевая игра, диалог и др.);
  • когнитивные (демонстрация опытов, презентация, интерактивная игра, анализ конкретных ситуаций, организационно-мыслительная игра, эвристическая беседа, «круглый стол» и др.);
  • операционно-деятельностные («мозговой штурм», кейс-метод, метод проектов, лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия проблемного характера, лекция-визуализация, конференция, организационно-деятельностная игра, деловая игра, моделирование профессиональных ситуаций и др.);
  • социально-психологические (метод сотрудничества, психологический тренинг, разминка, коллективное решение творческих задач и др.);
  • оценочно-рефлексивные (конкурс практических работ с их обсуждением, групповая дискуссия, упражнения, тесты, лабораторные практикумы и др.);
  • коррекционные (работа в малых группах и др.).

Использование рассмотренных интерактивных методов обучения способствует активизации образовательной деятельности студентов на основе диалоговых форм взаимодействия с опорой на имеющийся опыт и такие личностные качества, как самостоятельность, коммуникативность, рефлексивность; овладению соответствующими социально-психологическими и профессиональными знаниями; формированию личностных и профессионально значимых качеств и умений, а также их диагностики и коррекции.

Таким образом, предложенная классификация интерактивных методов способствует формированию профессиональных компетенций студентов вузов.

Список литературы

  1. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – Новгород, 1989. – 178 с.
  2. Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. – Ри-га, 1983. – С.11-15.
  3. Голубкова О.А. Использование акивных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – СПб., 1998. – 42 с.
  4. Кашлеев С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск, 2005. – 196 с.
  5. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 112.
  6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 176 с.
  7. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  8. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. 13.00.01. – Калининград, 1999. – 142 с.