Информатизация – это совокупный процесс получения, хранения, редактирование и передачи информации.
Весь ХХ век вошел в историю, как временной этап, на котором произошло наибольшее количество структурных изменений значительно повлиявших на дальнейшую жизнь человека. Относительно рассматриваемой тематики, за прошедший век, сменилось большое количество способов обмена и хранения информации. Еще только в начале ХХ века основным носителем информации выступала бумага, а главным способом передачи данной информации выступала служба почтовой доставки. В первой четверти рассматриваемого года средством передачи выступал телеграф. При этом скорость трансформации информации и расстояния выросли в сотни раз. Появились первые, далее общие для всех, возможности передачи сообщений с помощью радио, телефонных и телевизионных средств. Самое значительное в современной истории достижение информационного процесса это создание интернет технологии и дальнейшее, занявшее относительно короткий временной промежуток времени, всеобщая интернетофикация.
В современной, сложившейся мировой системе, процесс информатизации полностью связан с развитием и использованием компьютерных технологий. В самом начале компьютеры разрабатывались, как устройства и средства обработки информации. В настоящее время компьютер выступает устройством для создания, хранения, редактирования и обменом файлами хранящими информацию.
Рассматривая процесс становления всеобщей информатизации при помощи компьютеризированной технологии можно выделить три исторических этапа. Первый этап, конец 50-х годов характеризуется возникновением компьютера. Хотя простейшие компьютеры появились еще за десять лет до описываемого периода, но именно на рубеже 50-х и 60-х годов начался серийный выпуск компьютеризированных машин. С приходом данного этапа закончилась эра, когда компьютер сам, как устройство выступало предметом пристального исследования. И только теперь он стал устройством, облегчающим и унифицирующим многочисленные процессы, связанные с деятельностью человека. По прошествии десяти лет, с момента серийного производства, ни одно крупное предприятие или фирма не могла организовывать и осуществлять операционную деятельность без вычислительных комплексов. Вычислительный центр или комплекс занимал большое пространство, чаще это были целые этажи в офисных зданиях или отдельные строения на территории заводов. Связано это было со значительными размерами вычислительных машин и первых серийных компьютеров. В конце 60-х годов регистрируется второй этап развития компьютеризации, когда происходит уменьшение в размерах вычислительных компьютеров и увеличивается их доступность в использовании. Третий этап развития и становления всеобщей компьютеризации приходится на 70-е года, когда появляются первые персональные компьютеры.
Современный компьютер – самое популярное цифровое устройство для внесения, хранения, обработки и передачи информации.
В связи с широким распространение и развитием информационной сети Интернет и увеличившимися потоками информации для ее обработки необходимо внедрять новые устройства. Сейчас существует большое количество компаний занимающихся разработкой программного обеспечения, совершенствованием функций компьютеров, усовершенствованием приспособлений для ввода и вывода информации, аксессуары для удобства использования устройств.
Важным способом трансляции и передачи информации между людьми выступает документ. Информационная составляющая документа может быть представлена в различных формах: видео, аудио, текст, графика. Ко всем перечисленным формам можно применить операции: создания, хранения, редактировании, передачи.
В настоящее время создание документов полностью автоматизированный процесс. От момента создания цифрового файла-документа до его переноса на сторонний носитель, в том числе и бумажный. Автоматизация положительно сказывается на эффективности труда.
Документ на цифровом или бумажном носителе выступает деловым объектом в процессе обмена информацией. Вне зависимости от формы подачи, цифровой или бумажной, документ это не только описание технологий и механизмов это подверженный, постоянному изменению объект, который используется в различных формах и процессах, а именно: ввод, управление и вывод информации.
Современным интеллектуальным капиталом выступает документ. Успешная и качественная работа любого предприятия или компании заключается в процессе использования данных документов: возможность в нужный момент создать файл-документ, применять, редактировать, транслировать или передавать. Большое количество фирм занимается разработкой и предоставлением программного обеспечения позволяющего использовать весь перечисленный инструментарий. Используя специальное программное приложение компании способны повысить собственную эффективность и использовать собственные ресурсы с большей отдачей. Специальное программное обеспечение позволяет вовлекать в работу над документами от отдельных сотрудников до рабочей группы или предприятия в целом. Ускоряя работу благодаря автоматизации, повышая тем самым производительность труда. Документооборот становится проще благодаря использованию систем распределения.
Использование в качестве рабочей документации цифровые оригиналы или оцифрованные копии требует разработок идей, воплощение которых позволит создавать новые специальные программы, которые в свою очередь, совершенствуясь способны занимать на компьютерных устройствах большое количество пространства. Последствием этого служит усовершенствование самого программного обеспечения и компьютерной техники с целью увеличения самого цифрового пространства, оперативной и дисковой памяти, для вмещения большего количества информации. Эта необходимость толкает компьютерные компании на новые исследования и открытия. Тем самым создается процесс постоянного обновления.
Современная, глобальная система обмена информацией является многосторонней системой. В настоящее время существует возможность трансляции и обмена информацией в роли, которой выступают: текстовые, видео- и аудио- документы. Все это стало возможно благодаря использованию сети интернет.
Телефонные аппараты через сеть интернет предоставляют возможность обмена информацией, и не обязательно она должна являться в виде звукового файла.
Современные масштабы бизнеса объединяет видеоконференции с использованием интернет ресурса. Для реализации данного процесса, международной аудио- и видео- трансляции необходимы каналы связи, характеризующиеся огромной файлопропускной способностью.
В устройствах для коллективной деятельности с использованием интернет ресурса получило реализацию большое количество современных технологий и разработок. Благодаря повсеместному внедрению данных технологий стало возможным организовывать процесс обмена информацией среди участников, располагающихся в различных географических локациях. Стало возможным участие нескольких пользователей в совместной работе не только в одном программном приложении, но и над одним документом. Все это позволяет сократить время для обработки файлов, обсуждению деталей и обмена информацией.
Общие информационные сети используются в различных отраслях на предприятиях и инфраструктурных проектах. Наиболее значение получило развитие сетей направленных на обслуживание различного рода географических перемещений. Примером в данном случае может выступать глобальная сеть Министерства путей сообщения.
В Российской федерации организовано девятнадцать комплексных, региональных железных дорог градирующихся по масштабу. Для обслуживания данных комплексов введено в эксплуатацию девятнадцать вычислительных центров различной мощности и пропускаемой возможности. Граничными пунктами региональных дорог являются сортировочные станции и терминалы, проходя через которые вагонные составы подлежат номерному учету. Полученные данные с помощью каналов связи доставляются сначала в региональные вычислительные центры, а затем в общую базу данных Государственного вычислительного центра.
Общая система каналов связи обеспечивает функционирование и циркуляцию данных между региональными вычислительными центрами и Государственным вычислительным центром. Таким образом, трансляция данных происходит на нескольких уровнях и в различных направлениях. Данным потоком информации, характеризующимся непрерывностью и огромными объемами передаваемых данных, необходимо управлять. При этом в связи с непрерывность поступающей информации необходимо проводить круглосуточную обработку. Для своевременного и оперативного учета, координации и статистики информации используется информационный управленческий аппарат Министерства путей сообщения настроенный на постоянное усовершенствование пропускной канальной мощности и вычислительных возможностей.
Следующим шагом в развитии многосторонних информационных каналов связи стало обеспечение безопасности использования этих сетей. Данное явление появилось в связи с тем, что за последние десять лет большое основное число производственных предприятий и компаний завели собственные узлы Web. Сами же сотрудники этих компаний имеют доступ к корпоративной электронной почте, а так же доступ к программ доступа в сеть интернет. Таким образом, пользователь сети интернет обладающий специальными знаниями и навыками пользования сетевыми ресурсами получил возможность доступа к внутренним корпоративным системам и сетевым серверам. Воспользовавшись ситуацией попадания во внутреннюю сеть корпорации «взломщик» получал доступ к любой интересующей его информации. Так же он получал возможность провести все доступные изменения с хранящейся информацией: копировать, изменить, удалить.
Наиболее часто используемый инструмент, по статистике, является электронная почта. Данный ресурс выступает наиболее уязвимой сетевой функцией. Лицо, обладающее навыками использования и работы с анализаторами протоколов и получивший доступ к маршрутизаторам, которые используются сетевыми устройствами в передаче и обработке электронной почты от отправителя к получателю электронного письма, получает возможность воспользоваться хранимой и зашифрованной в передаваемых файлах информацией. «Взломщик» получает возможность, при условии, если не применяются специализированные программы шифрования, использовать хранимую в электронных файлах информацию по своему усмотрению.
Компании, занимающиеся разработками в области защиты сетевой информации и предоставления программного обеспечения, способного обезопасить внутреннюю сеть на предприятиях и в фирмах, в режиме двадцати четырех часов и семь дней в неделю осуществляют поиск новых программ вредителей и сетевых дешифровщиков, способных нанести вред целостности передаваемой информации. На основании постоянного потока информации компании выпускают программы аутентификации и шифрования в сети интернет. В связи с постоянно обновляющейся информацией в глобальной сети интернет, разрабатывать и предоставлять новейшее программное обеспечение, способного обеспечить защиту информации, возможно только на условиях работы on-line.
И даже в условиях постоянного мониторинга появляющейся информации и обеспечения защиты в режиме on-line, не возможно обеспечить стопроцентную безопасность передаваемой информации. Компания, активный пользователь ресурса интернет, для обеспечения собственной безопасности на высоком уровне необходимо проводить собственную оценку ценности, нуждающейся в защите информации, а так же соотносить возможность вероятного похищения файлов и не санкционированного доступа с целью нанесения вреда целостности информации.
В настоящее время большинство компаний, участников глобальной сети, по защите собственной информации работают в нескольких направлениях. Они не только использую программы защиты внутренней информации от посторонних пользователей, но дополнительно используют программы регистраторы, обеспечивающие запись всех действий собственных сотрудников имеющих доступ и активно работающих в открытых сетях. Специализированные подразделения, обеспечивающие информационную безопасность, отслеживают действия сотрудников и операции, проводимые ими на компьютерах и работу в различных сетевых узлах. Таким образом, потенциально опасные интернет ресурсы блокируются для использования. Причины блокировки сетевых адресов, со стороны компании, реализуется не только для обеспечения защиты информации, но и по другим причинам. Это позволяет повысить производительность труда, юридическую ответственность и поддержать регламентируемую политику компании.
Проблемы безопасности и обеспечения контроля над собственными сотрудниками относятся к ответственности рядовых компаний и фирм, пользователей программного обеспечения. Перед компаниями, создающими данное программное обеспечения, стоит проблема другого рода, а именно обеспечение защиты созданной информации – пиратство.
Наиболее распространенный процесс пиратства это похищение созданной технологии, внесения ряда незначительных изменений и реализация продукта и инструмента под новым названием.