Проблема финансирования дорожного хозяйства в Омской области имеет приоритетное значение. Связано это с тем, что автомобильные дороги в области характеризуются низким уровнем развития и высоким износом (около 70% дорожного полотна не соответствует нормативам [9]). Из года в год в Омской области увеличивается количество собственных легковых автомобилей граждан (с 207,3 автомобилей на 1 000 жителей в 2010 году до 271,3 автомобилей на 1 000 жителей в 2014 году), что увеличивает общую нагрузку на дорожное полотно. Соответственно становится актуальной проблема поддержания в нормальном состоянии и строительства автомобильных дорог, для решения которой ежегодно из областного бюджета выделяется финансирование.
В общем случае финансирование дорожного хозяйства может осуществляться тремя способами:
- За счет средств бюджета без выделения специальных фондов в его составе;
- За счет средств бюджета с выделением специальных фондов в его составе;
- За счет средств внебюджетных фондов.
Все три способа финансирования имели место в Омской области. Так, до 2003 года на территории Омской области финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог, являвшихся областной собственностью, осуществлялось за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в территориальном дорожном фонде [10, с. 331]. В 2001 году из-за нецелевого использования средств прекратил свое существование Федеральный дорожный фонд, а затем были упразднены и территориальные дорожные фонды в 2003 году.
С 2003 по 2012 годы расходы на дорожную деятельность в Омской области финансировались напрямую из бюджета по остаточному принципу. Устойчивый дефицит областного бюджета не давал возможности увеличивать бюджетные ассигнования на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, что влекло за собой сокращение ввода в действие новых дорог и ухудшение их общего состояния.
С 1 января 2012 года в Омской области снова начал функционировать дорожный фонд, который был создан законом Омской области от 3.10.2011 № 1390-ОЗ «О дорожном фонде Омской области». В отличие от своего предшественника новый дорожный фонд не является внебюджетным, а представляет собой часть средств областного бюджета. Данные средства подлежать целевому использованию и расходуются на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов [1].
Воссоздание дорожного фонда позволило в разы увеличить финансирование дорожного хозяйства в Омской области. Этому способствовало законодательное установление того, что объем бюджетных ассигнований фонда должен утверждаться в размере не менее прогнозируемого объема:
- доходов бюджета Омской области от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в областной бюджет;
- доходов консолидированного бюджета Омской области от транспортного налога;
- доходов консолидированного бюджета Омской области от платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и т.д. [1].
Законодательное установление принципа перехода бюджетных ассигнований дорожного фонда, не использованных в текущем финансовом году, на очередной финансовый год то же способствовало увеличению объемов финансирования. Благодаря всему этому объемы финансирования дорожной деятельности в номинальном выражении в 2012 году увеличились на 113,4% (на 2 046,1 млн. руб.) по сравнению с 2011 годом. В 2014 году номинальный прирост объемов финансирования по сравнению с 2011 годом составил 165,1% (2 977,7 млн. руб.). В 2015 году объем утвержденного финансирования дорожного фонда составил 5 048,4 млн. руб. [7].
![Финансирование дорожного хозяйства в Омской области за период 2010-2014 годов [2, 3, 4, 5, 6]](/res/jckggqnr95.jpg)
В ближайшей перспективе планируется дальнейшее наращивание объемов финансирования. В 2015 году в области была поставлена задача в 2016 году увеличить часть дорожного фонда, формируемую за счет средств областного бюджета, до 5 200 млн. руб. (более чем в 2 раза по сравнению с областным финансированием фонда в 2015 году). Данная задача является довольно трудновыполнимой, так с 2012 по 2015 годы областной бюджет имел устойчивый дефицит.
Основными источниками наполнения дорожного фонда Омской области являются акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащие зачислению в областной бюджет, а также транспортный налог. Данные доходы бюджета за последние годы значительно не увеличивались (Табл. 1), несмотря даже на то, что была увеличена ставка зачисления акцизов на бензин, топливо в бюджет субъекта РФ с 72% до 100%.
2012 (факт) | 2013 (факт) | 2014 (факт) | 2015 (план) | |
Акцизы | 11,03 | 12,96 | 12,41 | 13,29 |
Транспортный налог | 0,78 | 1,01 | 1,08 | 1,27 |
Несмотря на значительное увеличение финансирования дорожного хозяйства, что можно рассматривать положительно, наблюдается тенденция к понижению степени фактического исполнения утвержденных объемов финансирования. Если до 2012 года процент исполнения составлял почти 100%, то после 2012 года процент исполнения начал падать, составив в 2012 году 86,6%, а в 2014 году 74%.
![Процент исполнения расходов бюджета Омской области на дорожное хозяйство за период 2010-2014 годов [2, 3, 4, 5, 6]](/res/03yxsux77z.jpg)
Основные причины неполного использования средств дорожного фонда Омской области:
- отсутствие объемов выполненных работ;
- экономия по результатам конкурсных торгов;
- отсутствие финансирования из федерального бюджета;
- наличие нераспределенных средств;
- экономия средств по страховым взносам, коммунальным услугам и прочим расходам (по расходам на обеспечение деятельности государственного учреждения Омской области, осуществляющего управление в сфере дорожного хозяйства).
Так, из-за отсутствия объемов выполненных работ в 2014 году было не освоено 1 113,9 млн. руб., остались нераспределенными 126 млн. руб., сэкономить по результатам конкурсных торгов удалось всего лишь 0,2 млн. руб., а по страховым взносам, коммунальным услугам и прочим расходам Управления дорожного хозяйства Омской области — 4,4 млн. руб. [8].
Некоторые из причин неполного исполнения утвержденных объемов финансирования дорожного хозяйства следует рассматривать положительно, так как они непосредственно связаны с экономией бюджетных средств. Отсутствие объемов выполненных работ говорит о том, что не все запланированные на год работы выполняются, соответственно возникает проблема выбора наиболее эффективных и ответственных подрядчиков и служб.
Таким образом, финансирование дорожного хозяйства можно осуществлять тремя способами: через дорожные фонды в составе бюджета, через внебюджетные дорожные фонды и непосредственно через бюджет без выделения специальных фондов. В настоящее время финансовое обеспечение дорожной деятельности в Омской области осуществляется через дорожный фонд, выделяемый в составе областного бюджета.
С одной стороны, благодаря переходу к данному способу финансирования (через дорожный фонд) объемы финансирования дорожного хозяйства Омской области увеличились более чем в 2 раза. Этому способствовало законодательное закрепление принципа утверждения бюджетных ассигнований дорожного фонда в размере не менее прогнозируемого объема некоторых доходов областного бюджета (консолидированного бюджета области) и принципа перехода неиспользованных остатков средств фонда на очередной финансовый год. В ближайшей перспективе планируется дальнейшее увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства, что в современных условиях становится труднодостижимой задачей, так как бюджет Омской области имеет устойчивый дефицит, а основные источники пополнения дорожного фонда (акцизы и транспортный налог) в последние годы не показывают существенной положительной динамики.
С другой стороны, при переходе к данному способу финансирования наблюдается отрицательная тенденция, проявляющаяся в снижении процента исполнения утвержденных объемов финансирования дорожного хозяйства. Это обусловлено двумя факторами: экономией бюджетных средств, которая хоть и рассматривается с положительной стороны, но имеет незначительные размеры, и отсутствием объемов выполненных дорожных работ, что делает актуальной проблему выбора наиболее ответственных и эффективных подрядчиков и служб, занимающихся строительством, ремонтом и содержанием дорог.