Финансирование дорожного хозяйства в Омской области

NovaInfo 38
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируется финансирование дорожного хозяйства в Омской области, его объемы и степень их исполнения за период 2010-2014 годов. Автор раскрывает основные последствия перехода к финансированию дорожного хозяйства через дорожный фонд Омской области.

Ключевые слова

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ДОРОЖНЫЙ ФОНД, ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Текст научной работы

Проблема финансирования дорожного хозяйства в Омской области имеет приоритетное значение. Связано это с тем, что автомобильные дороги в области характеризуются низким уровнем развития и высоким износом (около 70% дорожного полотна не соответствует нормативам [9]). Из года в год в Омской области увеличивается количество собственных легковых автомобилей граждан (с 207,3 автомобилей на 1 000 жителей в 2010 году до 271,3 автомобилей на 1 000 жителей в 2014 году), что увеличивает общую нагрузку на дорожное полотно. Соответственно становится актуальной проблема поддержания в нормальном состоянии и строительства автомобильных дорог, для решения которой ежегодно из областного бюджета выделяется финансирование.

В общем случае финансирование дорожного хозяйства может осуществляться тремя способами:

  1. За счет средств бюджета без выделения специальных фондов в его составе;
  2. За счет средств бюджета с выделением специальных фондов в его составе;
  3. За счет средств внебюджетных фондов.

Все три способа финансирования имели место в Омской области. Так, до 2003 года на территории Омской области финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог, являвшихся областной собственностью, осуществлялось за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в территориальном дорожном фонде [10, с. 331]. В 2001 году из-за нецелевого использования средств прекратил свое существование Федеральный дорожный фонд, а затем были упразднены и территориальные дорожные фонды в 2003 году.

С 2003 по 2012 годы расходы на дорожную деятельность в Омской области финансировались напрямую из бюджета по остаточному принципу. Устойчивый дефицит областного бюджета не давал возможности увеличивать бюджетные ассигнования на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, что влекло за собой сокращение ввода в действие новых дорог и ухудшение их общего состояния.

С 1 января 2012 года в Омской области снова начал функционировать дорожный фонд, который был создан законом Омской области от 3.10.2011 № 1390-ОЗ «О дорожном фонде Омской области». В отличие от своего предшественника новый дорожный фонд не является внебюджетным, а представляет собой часть средств областного бюджета. Данные средства подлежать целевому использованию и расходуются на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов [1].

Воссоздание дорожного фонда позволило в разы увеличить финансирование дорожного хозяйства в Омской области. Этому способствовало законодательное установление того, что объем бюджетных ассигнований фонда должен утверждаться в размере не менее прогнозируемого объема:

  • доходов бюджета Омской области от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в областной бюджет;
  • доходов консолидированного бюджета Омской области от транспортного налога;
  • доходов консолидированного бюджета Омской области от платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и т.д. [1].

Законодательное установление принципа перехода бюджетных ассигнований дорожного фонда, не использованных в текущем финансовом году, на очередной финансовый год то же способствовало увеличению объемов финансирования. Благодаря всему этому объемы финансирования дорожной деятельности в номинальном выражении в 2012 году увеличились на 113,4% (на 2 046,1 млн. руб.) по сравнению с 2011 годом. В 2014 году номинальный прирост объемов финансирования по сравнению с 2011 годом составил 165,1% (2 977,7 млн. руб.). В 2015 году объем утвержденного финансирования дорожного фонда составил 5 048,4 млн. руб. [7].

Финансирование дорожного хозяйства в Омской области за период 2010-2014 годов [2, 3, 4, 5, 6]
Рисунок 1. Финансирование дорожного хозяйства в Омской области за период 2010-2014 годов [2, 3, 4, 5, 6]

В ближайшей перспективе планируется дальнейшее наращивание объемов финансирования. В 2015 году в области была поставлена задача в 2016 году увеличить часть дорожного фонда, формируемую за счет средств областного бюджета, до 5 200 млн. руб. (более чем в 2 раза по сравнению с областным финансированием фонда в 2015 году). Данная задача является довольно трудновыполнимой, так с 2012 по 2015 годы областной бюджет имел устойчивый дефицит.

Основными источниками наполнения дорожного фонда Омской области являются акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащие зачислению в областной бюджет, а также транспортный налог. Данные доходы бюджета за последние годы значительно не увеличивались (Табл. 1), несмотря даже на то, что была увеличена ставка зачисления акцизов на бензин, топливо в бюджет субъекта РФ с 72% до 100%.

Таблица 1. Объемы поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, и транспортного налога в бюджет Омской области за период 2012-2015 годов в млрд. руб. [4, 5, 6, 7]
 

2012

(факт)

2013

(факт)

2014

(факт)

2015

(план)

Акцизы

11,03

12,96

12,41

13,29

Транспортный налог

0,78

1,01

1,08

1,27

Несмотря на значительное увеличение финансирования дорожного хозяйства, что можно рассматривать положительно, наблюдается тенденция к понижению степени фактического исполнения утвержденных объемов финансирования. Если до 2012 года процент исполнения составлял почти 100%, то после 2012 года процент исполнения начал падать, составив в 2012 году 86,6%, а в 2014 году 74%.

Процент исполнения расходов бюджета Омской области на дорожное хозяйство за период 2010-2014 годов [2, 3, 4, 5, 6]
Рисунок 2. Процент исполнения расходов бюджета Омской области на дорожное хозяйство за период 2010-2014 годов [2, 3, 4, 5, 6]

Основные причины неполного использования средств дорожного фонда Омской области:

  • отсутствие объемов выполненных работ;
  • экономия по результатам конкурсных торгов;
  • отсутствие финансирования из федерального бюджета;
  • наличие нераспределенных средств;
  • экономия средств по страховым взносам, коммунальным услугам и прочим расходам (по расходам на обеспечение деятельности государственного учреждения Омской области, осуществляющего управление в сфере дорожного хозяйства).

Так, из-за отсутствия объемов выполненных работ в 2014 году было не освоено 1 113,9 млн. руб., остались нераспределенными 126 млн. руб., сэкономить по результатам конкурсных торгов удалось всего лишь 0,2 млн. руб., а по страховым взносам, коммунальным услугам и прочим расходам Управления дорожного хозяйства Омской области — 4,4 млн. руб. [8].

Некоторые из причин неполного исполнения утвержденных объемов финансирования дорожного хозяйства следует рассматривать положительно, так как они непосредственно связаны с экономией бюджетных средств. Отсутствие объемов выполненных работ говорит о том, что не все запланированные на год работы выполняются, соответственно возникает проблема выбора наиболее эффективных и ответственных подрядчиков и служб.

Таким образом, финансирование дорожного хозяйства можно осуществлять тремя способами: через дорожные фонды в составе бюджета, через внебюджетные дорожные фонды и непосредственно через бюджет без выделения специальных фондов. В настоящее время финансовое обеспечение дорожной деятельности в Омской области осуществляется через дорожный фонд, выделяемый в составе областного бюджета.

С одной стороны, благодаря переходу к данному способу финансирования (через дорожный фонд) объемы финансирования дорожного хозяйства Омской области увеличились более чем в 2 раза. Этому способствовало законодательное закрепление принципа утверждения бюджетных ассигнований дорожного фонда в размере не менее прогнозируемого объема некоторых доходов областного бюджета (консолидированного бюджета области) и принципа перехода неиспользованных остатков средств фонда на очередной финансовый год. В ближайшей перспективе планируется дальнейшее увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства, что в современных условиях становится труднодостижимой задачей, так как бюджет Омской области имеет устойчивый дефицит, а основные источники пополнения дорожного фонда (акцизы и транспортный налог) в последние годы не показывают существенной положительной динамики.

С другой стороны, при переходе к данному способу финансирования наблюдается отрицательная тенденция, проявляющаяся в снижении процента исполнения утвержденных объемов финансирования дорожного хозяйства. Это обусловлено двумя факторами: экономией бюджетных средств, которая хоть и рассматривается с положительной стороны, но имеет незначительные размеры, и отсутствием объемов выполненных дорожных работ, что делает актуальной проблему выбора наиболее ответственных и эффективных подрядчиков и служб, занимающихся строительством, ремонтом и содержанием дорог.

Читайте также

Список литературы

  1. Закон Омской области от 03.10.2011 г. № 1390-ОЗ «О дорожном фонде Омской области» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  2. Закон Омской области от 26.07.2011 г. № 1374-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  3. Закон Омской области от 31.07.2012 г. № 1471-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2011 год» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  4. Закон Омской области от 17.07.2013 г. № 1564-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2012 год» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  5. Закон Омской области от 28.07.2014 г. № 1656-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2013 год» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  6. Закон Омской области от 16.07.2015 г. № 1777-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2014 год» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  7. Закон Омской области от 25.12.2014 г. № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  8. Распоряжение Правительства Омской области от 25.03.2015 г. № 35-рп «Об отчете об использовании бюджетных ассигнований дорожного фонда Омской области за 2014 год» / Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  9. Бюджетное послание Губернатора Омской области на 2016 год / Омская Губерния. [Электронный ресурс]. - http://www.omskportal.ru/
  10. Калужский М. Л., Сараев А. Р. Экономика Западной Сибири: Омская область. - М.: ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информатика», 2012. - 697 с.

Цитировать

Тапчиева, Т.С. Финансирование дорожного хозяйства в Омской области / Т.С. Тапчиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 38. — URL: https://novainfo.ru/article/3960 (дата обращения: 25.01.2022).

Поделиться