Финансовая база кабарды и балкарии на рубеже XIX-XX веков

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются состояние финансовой базы, основы формирования военного и гражданского бюджетов в Кабарде и Балкарии, особенности их доходной и расходной частей. Сделан вывод о том, что в анализируемый период на данной территории не было экономической базы для создания главного звена финансовой системы – финансов предприятий.

Ключевые слова

КАБАРДИНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА, ФИНАНСОВАЯ БАЗА, ФИНАНСЫ, НАЛОГИ, ПОДАТИ, СБОРЫ, БЮДЖЕТ, ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ГРАЖДАНСКИЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Текст научной работы

Во второй половине XIX века развитие экономики Нальчикского округа сопровождалось ростом доходов общества [2] и образованием различного рода централизованных финансовых ресурсов на общественные нужды и содержание государственной власти - колониального аппарата подавления масс.

В 1863 году в Кабарде вводятся первые налоги с трудового населения, которые, по образному выражению К. Маркса, являются формой существования государства [4]. С 20 августа 1863 года до завершения земельной реформы (1866 г.) с одного двора населения Кабарды и Балкарии взыскивалось сборов 6 рублей. Введение этих сборов и последующих налогов царские власти обосновывали предоставлением крестьянам земельных «прав» и их «защитой».

По этому поводу начальник Терской области 6 января 1895 года писал, что «население, получив «полное» обеспечение поземельных прав, не может и не должно оставаться без прямых денежных обязательств в отношении к правительству» и что «после наделения аулов землей на него должны пасть те расходы, которые ныне несет правительство как на все административное и судебное их управление, так и на охранную стражу этого округа» [6].

После отмены крепостного права, в Терской области были введены государственная поземельная подать и подводная повинность. Имелись и другие бюджетные доходы (сборы за пастьбу скота, на содержание управленческого аппарата, с базаров и ярмарок, потравы, порубки, мельничные поставы), а также земские повинности и мирские сборы (платежи по организации медицинской помощи, содержание в исправности дорог и мостов, лошадей земской полиции по делам службы, сборы за земскую почту и т.д.). Росли недоимки по государственным налогам и мирским сборам. В 1888 году был введен институт податных инспекторов. Так, в Терской области были созданы 4 податных участка: 1 - Владикавказско-Сунженско-Моздокский; 2 - Пятигорско-Нальчикский; 3 - Кизляровско-Хасавюртовский и 4 - Грозненский.

В Кабарде после ее включения в состав России не было образовано административное управление, хотя фактически параллельно функционировали, с одной стороны, военно-полицейский административный аппарат царской России (военная власть), с другой стороны - власть местной феодальной знати (гражданская власть). Оба органа являлись орудиями угнетения и закабаления горских народов.

Существование двух административно-управленческих органов (военного и гражданского) вызывало необходимость осуществления различного рода денежных расходов, которые покрывались через систему налогового обложения крестьян.

Определяя сущность налогов, К. Маркс говорил, что они представляют собой экономическое выражение существования государства; налоги - цена за правительственные услуги; они суть государственные налоги [4].

С введением налогов на местное население в Кабарде и Балкарии начинается формирование системы местных бюджетов, основанных на различного рода денежных поборах.

Ввиду наличия «двоевластия» в Кабарде и Балкарии практически складывается два бюджета: один на содержание военного-полицейского аппарата царской Росси (военный бюджет), а другой под названием «общественный капитал царской администрации» (гражданский бюджет), используемый преимущественно в угоду феодальной верхушке и духовенства.

Наличие двух бюджетов в Кабарде и Балкарии явилось одной из характерных особенностей их бюджетной системы. Из 4 отделов (Кизлярский, Моздокский, Пятигорский и Сунженский) и 6 национальных округов (Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский, Хасавюртовский и Нальчикский) только Кабарда имела два бюджета (бюджет царской администрации и бюджет феодальной кабардинской знати). Это было связано с географическим положением Кабарды и политикой царизма по завоеванию Кавказа. Царская администрация в порядке политической уступки местной феодальной знати разрешала иметь кабардинцам свой «собственный бюджет» из-за их социально-исторического и географического положения на Северном Кавказе. Царская Россия «…усердно заботилась о сохранении дружественных отношений с кабардинцами, которые держали в зависимости все соседние горские племена - ингушей, осетин, абазинцев, горских татар - и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет» [7].

Второй важной характерной особенностью развития экономики и финансов (в частности бюджета) Кабарды явилось полное отсутствие городов и городского населения на её территории, Эта особенность также влияла на формирование доходов и расходов бюджета.

Таким образом, местные бюджеты здесь возникали на определенном этапе общественно-исторического развития и выступали как совокупность экономических отношений, посредством которых формируются и используются централизованные денежные фонды в интересах господствующих классов.

Необходимость бюджета вызывается существованием государства и его функциями. Бюджет государства выступает в форме финансового плана доходов и расходов, утверждаемого высшими органами власти ежегодно до начала года. Бюджет государства выражает определенные социально-экономические отношения и политику господствующего класса. С изменением экономического строя общества, природы и функции государства, изменяются также сущность государственного бюджета, характер и структура его доходов и расходов.

Характерной особенностью доходной базы бюджета Нальчикского округа является то, что она формируется путем колониального ограбления местных национальных богатств и безмерного взимания казённых налогов, сборов и дополнительных «раскладочных сборов», собираемых с крестьян подымно (подворно) для ликвидации дефицитности бюджета. Это наглядно видно из структуры доходной части основного (военного) бюджета 1913 года, где поступления от общественного имущества и земли (основного богатства народа) составляют 58,7 тыс. руб. или 89,1% всех доходов бюджета.

Структура расходной части того же бюджета указывает на непроизводительный, паразитический характер расходов, производимых царской администрацией. Ярким примером этому служит направление основной доли (45,6%) всех расходов бюджета на содержание колониального, военно-полицейского аппарата управления. На финансирование отраслей народного хозяйства ничего не направлялось, а на социально-культурные мероприятия были использованы всего лишь 3,4% от общей суммы расходов. Кроме того, по расходной части бюджета проводились так называемые казённые налоги и сборы, которые по существу использовались также на содержание армии и полицейских органов управления царской России.

Таким образом, по бюджету 1913 года 506,7 тыс. руб. (96,6% всех расходов) использовались непроизводительно - на содержание военно-полицейского аппарата управления, охраняющего колониальные порядки на местах. Примерно такой же была структура доходов и расходов бюджетов Нальчикского округа и за предыдущие годы.

Наряду с основным (военным) бюджетом Кабарды и Балкарии в распоряжении военно-полицейского аппарата Нальчикского округа находился ещё так называемый «общественный капитал», пополняемый ежегодно за счет превышения доходов над расходами бюджета (его размер достигал от 3 до 5% общего объема бюджета).

Первоначально второй централизованный денежный фонд (бюджет) –«Кабардинский общественный капитал» возник по приговору уполномоченных от всех обществ 8 ноября 1889г. Основным его назначением считалось: «Оказывать помощь нуждающимся кабардинцам и горцам Нальчикского округа в виде ссуд под проценты по особо утвержденным правилам и производить другие расходы по приговорам доверенных от сельских обществ, утверждаемым начальником Терской области» [5].

За счет этого «капитала» покрывался бюджетный дефицит округа,

характерный для классового общества. Суммы указанного «капитала» состояли из:

  1. из кассовой оборотной наличности;
  2. из средств, хранящихся в кредитных учреждениях;
  3. из средств в оборотах (выданные ссуды).

Из приведённого деления вытекают и функции данного капитала, заключающиеся в том, что он выступал: а) в роли кассовой оборотной наличности для покрытия кассового разрыва, возникающего между временем производства расходов и поступлением доходов; б) в роли «ссудного фонда», используемого для предпринимательских целей на образование и пополнение основного и оборотного капитала; в) как средства бюджетного регулирования.

Ведущее место в доходах «Кабардинского общественного капитала» (гражданского бюджета) занимала арендная плата, которая взималась с кабардинских и балкарских скотоводов за пользование так называемыми «запасными землями» (Зольские и Нагорные пастбища) и плата за вырубку леса крестьянами и лесопромышленниками. Основные расходы «Кабардинского общественного капитала» - на управление (более 78 %), просвещение и физкультуру - 21 %. Данный фонд вначале был более скромным и с трудом покрывал незначительные расходы управления округом, затем увеличился, в 1909г. достиг 161,5 тыс. руб. Часть средств использовалась в предпринимательских целях, практиковалась дача ссуды под процент, приобретение акций и т.д.

Анализ данных расходов и доходов основного (военного) и дополнительного «общественного» (гражданского) бюджета Нальчикского округа свидетельствуют об их эксплуататорской сущности. Особенностью их доходной части является то, что они формируются не за счёт финансовых ресурсов предприятий материального производства, а путём колониального ограбления местных национальных богатств - земли, лесов, пастбищных угодий - и безмерного внимания казённых налогов и сборов с крестьян.

Таким образом, в дореволюционной Кабарде существовали и финансы, и финансовые отношения. Возникло первое звено финансовой системы - государственные финансы в форме бюджета царской администрации и «Кабардинского общественного капитала». Однако здесь не было экономической базы для формирования главного звена финансовой системы – финансов предприятий – основного источника формирования финансовых ресурсов всех звеньев этой системы и государства, поскольку практически не было самих предприятий.

Читайте также

Список литературы

  1. Список литературы
  2. Битоков С.К. Финансы в развитии экономики и социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики: научно-методическое пособие. - Нальчик: КБГСХА, 1999. – 132 с.
  3. Гурфова С.А. Особенности социально-экономического развития Кабарды и Балкарии на рубеже XIX-XX веков [Электронный ресурс]// Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11. // URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39668.
  4. Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии. – Нальчик, 1959. – 172 с.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.4, с. 308-309.
  6. Стат. ежегодник «Терский календарь», Владикавказ, 1911, с. 54.
  7. ЦГА КБР. Ф.2, оп.1, д. 739, л.5.
  8. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1894, т.26, с. 781-782 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/

Цитировать

Гурфова, С.А. Финансовая база кабарды и балкарии на рубеже XIX-XX веков / С.А. Гурфова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4087 (дата обращения: 10.12.2022).

Поделиться