Во второй половине XIX века развитие экономики Нальчикского округа сопровождалось ростом доходов общества [2] и образованием различного рода централизованных финансовых ресурсов на общественные нужды и содержание государственной власти - колониального аппарата подавления масс.
В 1863 году в Кабарде вводятся первые налоги с трудового населения, которые, по образному выражению К. Маркса, являются формой существования государства [4]. С 20 августа 1863 года до завершения земельной реформы (1866 г.) с одного двора населения Кабарды и Балкарии взыскивалось сборов 6 рублей. Введение этих сборов и последующих налогов царские власти обосновывали предоставлением крестьянам земельных «прав» и их «защитой».
По этому поводу начальник Терской области 6 января 1895 года писал, что «население, получив «полное» обеспечение поземельных прав, не может и не должно оставаться без прямых денежных обязательств в отношении к правительству» и что «после наделения аулов землей на него должны пасть те расходы, которые ныне несет правительство как на все административное и судебное их управление, так и на охранную стражу этого округа» [6].
После отмены крепостного права, в Терской области были введены государственная поземельная подать и подводная повинность. Имелись и другие бюджетные доходы (сборы за пастьбу скота, на содержание управленческого аппарата, с базаров и ярмарок, потравы, порубки, мельничные поставы), а также земские повинности и мирские сборы (платежи по организации медицинской помощи, содержание в исправности дорог и мостов, лошадей земской полиции по делам службы, сборы за земскую почту и т.д.). Росли недоимки по государственным налогам и мирским сборам. В 1888 году был введен институт податных инспекторов. Так, в Терской области были созданы 4 податных участка: 1 - Владикавказско-Сунженско-Моздокский; 2 - Пятигорско-Нальчикский; 3 - Кизляровско-Хасавюртовский и 4 - Грозненский.
В Кабарде после ее включения в состав России не было образовано административное управление, хотя фактически параллельно функционировали, с одной стороны, военно-полицейский административный аппарат царской России (военная власть), с другой стороны - власть местной феодальной знати (гражданская власть). Оба органа являлись орудиями угнетения и закабаления горских народов.
Существование двух административно-управленческих органов (военного и гражданского) вызывало необходимость осуществления различного рода денежных расходов, которые покрывались через систему налогового обложения крестьян.
Определяя сущность налогов, К. Маркс говорил, что они представляют собой экономическое выражение существования государства; налоги - цена за правительственные услуги; они суть государственные налоги [4].
С введением налогов на местное население в Кабарде и Балкарии начинается формирование системы местных бюджетов, основанных на различного рода денежных поборах.
Ввиду наличия «двоевластия» в Кабарде и Балкарии практически складывается два бюджета: один на содержание военного-полицейского аппарата царской Росси (военный бюджет), а другой под названием «общественный капитал царской администрации» (гражданский бюджет), используемый преимущественно в угоду феодальной верхушке и духовенства.
Наличие двух бюджетов в Кабарде и Балкарии явилось одной из характерных особенностей их бюджетной системы. Из 4 отделов (Кизлярский, Моздокский, Пятигорский и Сунженский) и 6 национальных округов (Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский, Хасавюртовский и Нальчикский) только Кабарда имела два бюджета (бюджет царской администрации и бюджет феодальной кабардинской знати). Это было связано с географическим положением Кабарды и политикой царизма по завоеванию Кавказа. Царская администрация в порядке политической уступки местной феодальной знати разрешала иметь кабардинцам свой «собственный бюджет» из-за их социально-исторического и географического положения на Северном Кавказе. Царская Россия «…усердно заботилась о сохранении дружественных отношений с кабардинцами, которые держали в зависимости все соседние горские племена - ингушей, осетин, абазинцев, горских татар - и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет» [7].
Второй важной характерной особенностью развития экономики и финансов (в частности бюджета) Кабарды явилось полное отсутствие городов и городского населения на её территории, Эта особенность также влияла на формирование доходов и расходов бюджета.
Таким образом, местные бюджеты здесь возникали на определенном этапе общественно-исторического развития и выступали как совокупность экономических отношений, посредством которых формируются и используются централизованные денежные фонды в интересах господствующих классов.
Необходимость бюджета вызывается существованием государства и его функциями. Бюджет государства выступает в форме финансового плана доходов и расходов, утверждаемого высшими органами власти ежегодно до начала года. Бюджет государства выражает определенные социально-экономические отношения и политику господствующего класса. С изменением экономического строя общества, природы и функции государства, изменяются также сущность государственного бюджета, характер и структура его доходов и расходов.
Характерной особенностью доходной базы бюджета Нальчикского округа является то, что она формируется путем колониального ограбления местных национальных богатств и безмерного взимания казённых налогов, сборов и дополнительных «раскладочных сборов», собираемых с крестьян подымно (подворно) для ликвидации дефицитности бюджета. Это наглядно видно из структуры доходной части основного (военного) бюджета 1913 года, где поступления от общественного имущества и земли (основного богатства народа) составляют 58,7 тыс. руб. или 89,1% всех доходов бюджета.
Структура расходной части того же бюджета указывает на непроизводительный, паразитический характер расходов, производимых царской администрацией. Ярким примером этому служит направление основной доли (45,6%) всех расходов бюджета на содержание колониального, военно-полицейского аппарата управления. На финансирование отраслей народного хозяйства ничего не направлялось, а на социально-культурные мероприятия были использованы всего лишь 3,4% от общей суммы расходов. Кроме того, по расходной части бюджета проводились так называемые казённые налоги и сборы, которые по существу использовались также на содержание армии и полицейских органов управления царской России.
Таким образом, по бюджету 1913 года 506,7 тыс. руб. (96,6% всех расходов) использовались непроизводительно - на содержание военно-полицейского аппарата управления, охраняющего колониальные порядки на местах. Примерно такой же была структура доходов и расходов бюджетов Нальчикского округа и за предыдущие годы.
Наряду с основным (военным) бюджетом Кабарды и Балкарии в распоряжении военно-полицейского аппарата Нальчикского округа находился ещё так называемый «общественный капитал», пополняемый ежегодно за счет превышения доходов над расходами бюджета (его размер достигал от 3 до 5% общего объема бюджета).
Первоначально второй централизованный денежный фонд (бюджет) –«Кабардинский общественный капитал» возник по приговору уполномоченных от всех обществ 8 ноября 1889г. Основным его назначением считалось: «Оказывать помощь нуждающимся кабардинцам и горцам Нальчикского округа в виде ссуд под проценты по особо утвержденным правилам и производить другие расходы по приговорам доверенных от сельских обществ, утверждаемым начальником Терской области» [5].
За счет этого «капитала» покрывался бюджетный дефицит округа,
характерный для классового общества. Суммы указанного «капитала» состояли из:
- из кассовой оборотной наличности;
- из средств, хранящихся в кредитных учреждениях;
- из средств в оборотах (выданные ссуды).
Из приведённого деления вытекают и функции данного капитала, заключающиеся в том, что он выступал: а) в роли кассовой оборотной наличности для покрытия кассового разрыва, возникающего между временем производства расходов и поступлением доходов; б) в роли «ссудного фонда», используемого для предпринимательских целей на образование и пополнение основного и оборотного капитала; в) как средства бюджетного регулирования.
Ведущее место в доходах «Кабардинского общественного капитала» (гражданского бюджета) занимала арендная плата, которая взималась с кабардинских и балкарских скотоводов за пользование так называемыми «запасными землями» (Зольские и Нагорные пастбища) и плата за вырубку леса крестьянами и лесопромышленниками. Основные расходы «Кабардинского общественного капитала» - на управление (более 78 %), просвещение и физкультуру - 21 %. Данный фонд вначале был более скромным и с трудом покрывал незначительные расходы управления округом, затем увеличился, в 1909г. достиг 161,5 тыс. руб. Часть средств использовалась в предпринимательских целях, практиковалась дача ссуды под процент, приобретение акций и т.д.
Анализ данных расходов и доходов основного (военного) и дополнительного «общественного» (гражданского) бюджета Нальчикского округа свидетельствуют об их эксплуататорской сущности. Особенностью их доходной части является то, что они формируются не за счёт финансовых ресурсов предприятий материального производства, а путём колониального ограбления местных национальных богатств - земли, лесов, пастбищных угодий - и безмерного внимания казённых налогов и сборов с крестьян.
Таким образом, в дореволюционной Кабарде существовали и финансы, и финансовые отношения. Возникло первое звено финансовой системы - государственные финансы в форме бюджета царской администрации и «Кабардинского общественного капитала». Однако здесь не было экономической базы для формирования главного звена финансовой системы – финансов предприятий – основного источника формирования финансовых ресурсов всех звеньев этой системы и государства, поскольку практически не было самих предприятий.