Европейцев часто удивляет тот факт, что банки, работающие по исламским законам, то есть в соответствии с принципами и ограничениями, изложенными в Коране, выдают кредиты без взимания ссудного процента [4]. И может возникнуть вопрос, почему это не приводит к убытку для банка и вообще, как исламские банки получают прибыль от ссудных операций, если начисление процентов за пользование займом запрещено Кораном?
Рассмотрим, что упоминается в Коране о ссудах и ссудных процентах. Начнем с того, что брать с клиентов деньги на сохранение, то есть вклады, исламским банкам разрешено. Однако как дальше пускать эти средства вкладчиков в ход, чтобы они приносили прибыль, и при этом, чтобы ссудные операции не противоречили принципам ислама? В Коране достаточно много аятов (стихов) посвящено тому, что все операции с деньгами и ценностями должны производиться по принципам справедливости, доверия, честности, и, при этом, налагается запрет на взяточничество и обман. Также упоминается и о том, что соглашения между двумя или несколькими сторонами обязательно должны быть оформлены письменно и подписаны при свидетелях. При этом указываются обязанности сторон, их ответственность и гарантии.
В различных хадисах (подразделах Корана) рассматриваются такие финансовые вопросы, как:
- Сделки купли-продажи,
- Купля-продажа товаров с отсроченной поставкой (напоминающая современную аккредитивную форму расчетов), при которой оплата происходит заранее, а приобретенный товар поставляется позднее, но в оговоренные сроки,
- Векселя и расписки (аль-хавала),
- Ссуды и погашение кредитов,
- Партнерские отношения,
- Банкротство,
- Замораживание активов и другие.
Несмотря на то, что финансовые операции на Востоке всегда были очень востребованными, исламские банки как таковые появились лишь в 1970-е годы, а толчком для этого послужило развитие финансовой инфраструктуры [1]. Все принципы шариата, на основании которых работают исламские банки, можно разделить на 5 основных категорий:
- Правила разделения прибылей и убытков,
- Правила купли-продажи,
- Комиссии и сборы,
- Принципы оказания услуг на безвозмездной основе,
- Вспомогательные, дополнительные принципы.
Однако некоторые финансовые институты пытаются так или иначе обойти строгие принципы шариата – юридические уловки такого рода называются словом «хийал».
Рассмотрим виды финансово-кредитных операций, осуществляемых исламскими банками. Установление процентной ставки на выдаваемые кредиты называется в Коране «риба» (то есть «ростовщичество») и является запрещенной операцией. Интересно, что по греховной тяжести риба равносильна семидесятикратному зина (прелюбодеянию). Однако при этом банк, кредитующий заемщиков по принципам ислама, может вполне законно осуществлять следующие виды финансирования:
- Совместная предпринимательская деятельность (мушарака),
- Разновидность мушарака – финансирование на базе участия в прибыли (мудараба),
- Финансирование торговых операций (мурабаха) происходит следующим образом – банк приобретает на свое имя и за свой счет определенный товар, требуемый заемщику, принимая на себя все риски торговой операции, после чего перепродает клиенту этот товар с определенной наценкой, включающей понесенные риски и представляющей собственно прибыль кредитного учреждения,
- Аренда (иджара),
- Беспроцентный благотворительный кредит, оформляемый как материальная помощь нуждающимся либо как краткосрочная субсидия фирмам-заемщикам, являющимся партнерами исламского банка (кард уль хасан),
- Лизинговое соглашение (иджара-ва-иктина),
- Финансирование исламским банком производства специализированной продукции или оборудования при финансовом участии клиента на базе заранее определенной и согласованной цены (истисна).
Схема проведения ссудных операций по исламским принципам достаточно проста. Банк, предоставляя кредит заемщику, при этом становится его партнером, участвуя своей долей в организации производства или другого вида деятельности [3]. В результате финансовое учреждение, так же, как и заемщик, имеет право на получение части прибыли. Иными словами, его можно назвать скорее инвестором, нежели кредитором. Именно на таких принципах и строятся отношения заемщика и кредитора, сотрудничающих по законам шариата. В ситуации, если заемщик по каким-либо причинам оказывается неспособным в срок вернуть исламскому банку полученный заем, то кредитное учреждение берет часть риска на себя, поскольку оно также участвует в предпринимательской деятельности ссудополучателя. Необходимо отметить также, что в случае возникновения просроченных платежей по ссуде исламский банк не имеет права начислять штрафные проценты.
К основным запретам при выдаче кредитов по законам шариата относятся:
- Запрет на взимание ссудного процента,
- Запрет на азартные игры, лотереи и высоко-рисковые операции,
- Табу на спекуляцию и получение выгоды от различных политических и экономических происшествий.
Также Кораном строго запрещается финансирование:
- Порнографии,
- Проституции,
- Производства оружия и боеприпасов,
- Азартных игр,
- Производства табачной и алкогольной продукции,
- Переработки мяса, не являющегося халяльным, т.е. свинины, мяса скота, умершего естественной смертью, а также мяса тех животных, которые были забиты без упоминания имени Аллаха.
Таким образом, учитывая все существующие запреты, выделим основные источники доходов коммерческого банка, работающего по законам шариата:
- Предпринимательская деятельность – в частности, покупка нужных клиенту товаров согласно спецификации с последующей их перепродажей по повышенной стоимости,
- Перепродажа в рассрочку недвижимости – банк не дает займов на покупку жилья или другой недвижимости, но, приобретая её на свое имя, затем перепродает с учетом собственной наценки,
- Операции с ценными бумагами также разрешены в том случае, если кредитное учреждение является акционером,
- Банк часто становится совладельцем финансируемого бизнеса, вкладывая средства в его развитие и затем получая часть прибыли.