Наша страна является одним из самых крупных государств в мире как по численности населения, так и по принадлежащей территории. Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время численность населения составляет около 146 млн. 267 тыс. человек. Россия занимает существенную территорию Азии и Европы, что, конечно, выступает преимуществом, потенциально позволяющим занимать выгодное положение в этих двух частях света. Вместе с тем, масштабность территории России является не только ее конкурентным преимуществом, но и определенной проблемой. Сложно эффективно и оперативно управлять большим территориальным пространством, обеспечивать безопасность, поддерживать в хорошем состоянии системы транспортных и инженерно-технических коммуникаций и т.д. Кроме того, кризис 2014 года усугубил ситуацию буквально во всех сферах жизнедеятельности общества.
Как известно, Россия уже переживала тяжелые времена. Особенно остро проявились проблемы различных областей в России в сложные 90-е годы. Сильно пострадала экономика государства. Основными проявлениями кризиса 90-х годов были:
- инфляция, при которой население тратило деньги быстрее, чем осуществлялось производство товаров;
- уменьшение реальных доходов населения;
- увеличение внешнего долга страны;
- повсеместное сокращение инвестиционной и инновационной активности.
Российская экономика долго преодолевала эти негативные последствия. Лишь в двадцатом столетии возникла и начала расширяться инновационная составляющая экономики. Полагаем, что в двадцать первом столетии основная роль должна быть отведена социально-экономической постиндустриальной системе, которая основывается на знаниях.
В современных условиях весь мир движется к глобальной трехъярусной структуре, включающей доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные страны. В рамках такой структуры государства постиндустриального типа концентрируют собственные действия на создании, распространении и применении знаний, программного обеспечения, менеджмента, массовой культуры, образования, медицинских услуг, информационных и экономических услуг.
Большое значение на характер развития экономики оказывает проводимая государством политика. Так, правительством ряда развитых стран были использованы разработки выдающегося ученого Й. Шумпетера, который статистически подтвердил и подытожил ключевые идеи теории циклов Н. Кондратьева (существование взаимосвязи финансовых циклов с инновациями). Й. Шумпетер указал на важность внутренних условий, которые активизируют финансовое формирование концепции. Он связал инновации и качественный рост экономики, выделил несколько видов совершенно новейших комбинаций факторов производства, в том числе:
- применение новейших технологических процессов;
- разработка нового продукта;
- применение новой организации производства;
- выявление новых рынков сбыта и источников материала.
Таким образом, именно инновационная политика стала ключевым условием стабильного развития в макроэкономике и геополитике. По оценкам экспертов, успешная реализация хорошо спланированных инновационных процессов позволила перейти странам на новый высококачественный, «постиндустриальный» уровень развития.
Переход к инновационной экономике и ее дальнейшее развитие, как правило, связывается с улучшением менеджмента. Однако международная практика показывает, то, что руководитель обладает абсолютно иными особенностями, нежели инноватор и предприниматель, поскольку вместо стремления к инновациям, риску и самостоятельности в действиях менеджеров преобладает осторожность, согласованность принятия решений на всех уровнях. Считаем, этот факт неслучаен, так как поведение персонала организации, как правило, предполагает непоколебимость, подчиненность и безотказность, содержит мало общего с предприимчивостью и инноваторской инициативностью.
Изучив современное состояние российской экономики в инновационной сфере, возможно сделать вывод, что несмотря на существующие проблемы и трудности, наша страна сохраняет лидерские позиции в ряде наукоемких областей. Так, Россия является одним из мировых лидеров в ракетно-космической области, принимает участие в различных космических международных программах, развивает научную инфраструктуру для создания авиационно-космической продукции и т.д. Наряду с этим, бесспорна роль существующих ядерных технологий, которые позволяют проводить политику ядерного сдерживания и формирование атомной энергетики. Также хорошие позиции занимает наше государство в сфере лазерных и оптоэлектронных технологий. Следует отметить, достижения по базовым технологиям спецхимии и энергонасыщенным материалам. Наряду с этим, в нашей стране успешно осуществляется технологическая разработка новых материалов, в том числе высокопрочных, композиционных и высокотемпературных, которые обеспечивают возможность создания новейших изделий с высоким комплексом заданных свойств.
Несмотря на успехи России в отдельных областях науки и техники, необходимо отметить достаточно глубокое отставание по ряду технологических направлений, например, в информационных технологиях, микронаноэлектронных технологиях, технологиях энергетики и энергосбережения, технологиях обеспечения экологической безопасности и т.д.
В обеспечении развития инновационной экономики невозможно переоценить роль государства и проводимой им политики. Во всех странах государство является самым крупным собственником наукоемкого производства и одним из основных потребителей наукоемких технологий. Главной формой участия страны в экономике и технологическом развитии выступает создание и уверенное функционирование государственного сектора, базирующегося на принципах, отличных от деятельности частных коммерческих организаций. Государственное вмешательство в экономику преследует цель компенсации принципиальной неспособности рыночного хозяйства разрешать общенациональные задачи, в том числе совершенствование инновационной инфраструктуры, модернизация наукоемкого производства и т.д. Государственный сектор призван играть роль защитника национальных экономических и политических интересов от зарубежной экспансии, компенсировать слабость национального капитала.
В целях развития инновационной экономики принято использовать проектное управление при решении глобальных проблем с крупными корпорациями и странами. Проектное управление инновационной экономикой имеет ряд особенностей, наиболее важными выступают:
- определение ограниченного количества стратегических приоритетов страны;
- рациональная и эффективная интеграция ресурсов страны и бизнеса;
- организация системы контроля выполнения обязанностей и эффективности использования ресурсов;
- согласование стратегически важных обязательств и взаимной ответственности государства и бизнеса при реализации совместных проектов.