Значение международных и региональных ассоциаций в процессе управления изменениями

№33-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются сущностные характеристики и роль международных и региональных ассоциаций при управлении изменениями. Авторы описывают основные модули, цели концепции BPM-системы.

Похожие материалы

Изучение существующих трудов в части проблематики управления изменениями показало, что это направление по праву является ключевым в системе управления предприятием. В процессе управления изменениями большое значение имеют международные и региональные ассоциации, которые осуществляют продвижение и развитие основных подходов дисциплины по всему миру и поддерживают профессиональное развитие специалистов в данной области. В связи с вышеизложенным выбранная тема исследования актуальна и важна в современных условиях.

Анализ литературных источников [2-6] позволил выявить основные международные и региональные ассоциации в сфере осуществления управления изменениями:

  1. Ассоциация профессионалов в сфере управления изменениями, то есть association of change management professionals – это крупное международное сообщество специалистов в сфере управления изменениями, позволяющее производить непрерывное обучение и повышение квалификации своих членов, осуществляющее различные мероприятия в области управления изменениями, а также занимающееся профессиональной аккредитацией специалистов.
  2. Ассоциация профессионалов в сфере управления бизнес-процессами, то есть association of business process management professionals – организация предоставляет различные формы обучения в сфере регулирования бизнес-процессов, отделы существуют в Америке и странах Европы.
  3. Центр по управлению изменениями – в его компетенции обучении в сфере управления изменениями, доступ ко многим специализированным материалам.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает деятельность ассоциации специалистов по регулированию бизнес-процессов (ВРМ – система). Такие системы появились в России, прийдя с Запада, где они называются business process management system, то есть BPMS или BPM – системы. Целью этих систем является осуществление программной поддержки парадигмы процессного управления предприятием.

Деятельность системы управления основывается на простой идее, а именно, на этапе внедрения системы реализуется создание эффективной модели бизнес-процессов предприятия при помощи графических схем. Далее данные диаграммы поступают для компьютерной обработки и переходят в разряд «исполнимых», то есть компьютерная система отслеживает и проконтролирует исполнение бизнес-процессов в реально существующей практике функционирования предприятия. Считаем, что подобный подход предоставляет возможность максимально приблизить реальную реализацию бизнес-процессов предприятия к их изначально разрабатываемой идеальной модели.

Специально разработанное программное средство (одно из приложений) ELMA BPM предоставляет возможность воплощать парадигму BPM, что помогает осуществлять построение гибких адаптивных информационных систем, способных динамично производить изменения совместно с модификациями бизнес-процессов предприятия. С помощью приложения ELMA BPM становится возможным осуществить выполнение бизнес-процессов максимально формальным и четким. По сравнению с другими информационно-управленческими системами корпораций, использующими процессный подход, BPM системы более просты в овладении и быстрее приносят желаемый результат. Менеджерам они дают возможность производить контроль ситуации на предприятии, а линейно-функциональному персоналу – обеспечивать четкое разграничение сфер ответственности и действенное управление фондом рабочего времени, в свою очередь, потребителям предоставляет более качественный и динамичный сервис или продукт.

С нашей точки зрения, представляется перспективным то, что функционал BPM систем постоянно растет. Они вобрали в себя плюсы большинства «традиционных» систем поддержки бизнеса предприятий. В настоящее время BPM системы содержат в себе существенный удельный вес инструментов этих систем. Помимо этого, BPM системы позволяют объединяться с системами управления корпорациями, что существенно упрощает их интегрирование в информационно-технологическую инфраструктуру организации. Основными программными модулями, входящими в состав BPM системы, выступают:

  • модуль графического моделирования, позволяющий производить графическое моделирование процесса. При этом аналитик может рассматривать процесс в специфических терминах потока работ, потока информации и четких правил в сфере бизнеса.
  • модуль динамического моделирования BPM системы, представляющий бизнес-процесс в виде модели в динамике, благодаря чему возможно обнаружить «узкие» и сложные части процессов и ограничения по ресурсам. Это дает в случае необходимости внести необходимые коррективы на этапе моделирования в сам бизнес-процесс.
  • модуль разработки приложений, обеспечивающий разработчика всем необходимым инструментарием с целью создания удобного пользовательского интерфейса, разнообразных диалоговых форм и интеграции управленческой системы с другими информационно-управленческими системами и приложениями в области управления бизнесом.
  • модуль управления потоками работ и бизнес правилами, реализующий управление потоками информации и работ, а также документов. Такой модуль проверяет выполнение установленных заранее бизнес правил. Кроме того, осуществляется формулирование целей и задач персоналу, который участвует в процессе. Наряду с этим происходит формирование определенных правил в сфере бизнеса для взаимосвязанных с BPM системой информационно-управленческих систем.
  • модуль интерфейса процессов, который позволяет осуществлять просмотр определенных ранее задач, управление приоритетом задач и т.п.
  • модуль управления процессами, предназначенный для мониторинга процесса, что дает возможность рассчитывать ключевые показатели процессов, анализировать их и создавать нужные отчеты. Мониторинг может осуществляться по многим критериям бизнес процессов. На основании полученных критериев в BPM системе становится возможным и удобным корректировать бизнес-процессы и др.

В заключении можно сказать, что ВРМ–системы имеют ряд бесспорных преимуществ. Они понятны, просты в применении, экономят время менеджеров, значительно облегчают производственный процесс организации в целом. Поскольку управление изменениями в нашей стране появилось и активно применяется сравнительно недавно, необходимо использовать положительный опыт зарубежных стран, в том числе относительно реализации эффективной деятельности профессиональных объединений и ассоциаций.

Очень бы хотелось, чтобы охарактеризованные выше международные и региональные ассоциации успешно функционировали на территории нашего государства. Кроме того, желательно появление новых международных ассоциаций при участии российских компаний.

Список литературы

  1. Беляев М. К. Инновационное развитие современных пригородных зон: монография / М.К. Беляев, С.А. Соколова. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. 194 c.
  2. ВРМ системы [Электронный ресурс]. URL: http://www.kpms.ru/General_info/BPM_System.htm (дата обращения: 09.04.2015).
  3. ВРМ-системы: возможности, функциональность» [Электронный ресурс]. URL: http://www.iso.ru/publication/document8623.phtml (дата обращения: 09.04.2015).
  4. Как работает система ВРМ [Электронный ресурс]. URL: http://www.elma-bpm.ru/product/bpm/system_work.html (дата обращения: 09.04.2015).
  5. Соколова С. А. Организационные изменения: классификация и политика изменений / С.А. Соколова, Е.Г. Горячева // Развитие экономики региона: взгляд в будущее: материалы II гор. науч.- практ. конф. Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2013. С. 131-133.
  6. Управление изменениями [Электронный ресурс]. URL: http://www.smart-edu.com/change-management-learning.html (дата обращения: 09.04.2015).