Под преступностью принято считать систему совершаемых и совершающихся на определенной территории преступлений, которые характеризуются показателями уровня (количества совершаемых) преступлений их структуры и динамики.
С принятием Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации количество преступлений намного сократилось.
![Количество преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за 2011-2015 гг. (шт) [5].](/res/t44wc1e9w9.jpg)
Из рисунка 1, сравнивая, 2011-2015 годы можно видеть, что уровень преступности не стоит на месте. Самый высокий уровень приходиться на 2012 год — 49513, самый низкий на 2014 год — 32203. Если данная тенденция продолжиться, то в 2015 году уровень преступности также будет достаточно значительным. В среднем темп роста уровня преступности по итогам 1 полугодий равен 92,1%, что говорит о снижений преступности в 1 полугодиях на 7,9% ежегодно. Средний темп роста за 2011-2014 года в целом составляет аналогичное значение. То есть уровень преступности имеет тенденцию к снижению в среднем на 1983 преступления в год.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.
Выделяются следующие группы преступлений согласно разделам УК Российской Федерации:
- преступления против личности;
- преступления в сфере экономики;
- преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
- преступления против государственной власти;
- преступления против военной службы;
- преступления против мира и безопасности человечества.
В пределах этих групп преступления делятся на виды, которые сосредоточены в отдельных главах УК. Всего же составов преступлений в УК РФ предусматривается более двухсот. На сайте Федеральной службы государственной статистике РФ предоставлены данные о количестве лиц, совершенных преступлении (таблица 2) [1].

Рассматривая, рисунок 2 можно видеть, что количество лиц совершивших преступлений имеет тенденцию к росту. В среднем ежегодно прирост лиц, совершенных преступления увеличивается на 1305 человек, что составляет 9,9% в среднем в год.
Рассмотрим, где именно происходили, данные преступления. Данные отразим в виде таблицы 1.
Российская Федерация | |||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||
I полугодие | Год | I полугодие | Год | I полугодие | Год | I полугодие | Год | Год | |
Количество лиц, совершивших преступления занимающихся должности в органах законодательной власти на уровне органах местного самоуправления | 10 | 15 | 12 | 25 | 16 | 30 | 30 | 20 | 23 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне РФ | 7 | 13 | 13 | 33 | 3 | 8 | 4 | 7 | |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне субъекта РФ | 1 | 9 | 2 | 7 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах исполнительной власти на уровне органах местного самоуправления | 211 | 389 | 226 | 437 | 276 | 446 | 212 | 412 | 240 |
Количество лиц совершивших преступления занимающих должности в органах исполнительной власти на уровне РФ | 275 | 395 | 205 | 362 | 232 | 486 | 239 | 491 | 301 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах исполнительной власти на уровне субъектов РФ | 450 | 956 | 458 | 993 | 596 | 1117 | 551 | 1096 | 534 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах правоохранительных | 636 | 1292 | 542 | 1077 | 682 | 1291 | 615 | 1260 | 740 |
Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах местного самоуправления | 327 | 680 | 227 | 464 | 220 | 480 | 234 | 458 | 232 |
Количество лиц, совершивших преступления, занимающих должности в коммерческой или иной организации, связанные с выполнением управленческих функций. | 229 | 483 | 329 | 741 | 473 | 986 | 539 | 1045 | 1308 |
Количество лиц, совершивших преступления, обладающих иммунитетом от уголовного преследования в соответствии со статьей 447 УПК РФ. | 1 | 4 | 9 | 14 | 10 | 15 | 3 | 12 | 68 |
Государство в силу своих возможностей стремиться регулировать и уменьшать коррупционную составляющую. Именно поэтому в Российском законодательстве существует закон, который был принят 25 декабря в 2008 году № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3].
В свою очередь правоохранительные органы не сидят на месте. Именно они занимаются расследованием всех видов преступлении. Так в таблице 4 можно заметить количество предварительно расследованных преступлении. Раскрываемость их в динамике имеет тенденцию и рост до 2013 года, а затем с 2013 года их число уменьшается в связи с уменьшением их общего количества.

Органы судебной власти также принимают участие в организации правопорядка. Так в рисунке 4 представлено количество лиц материалы, по которым направлены в суд с 2011 по 2015 годы.

Количество лиц, совершивших преступления, уголовные дела и материалы по которым направлены в суд увеличивается, но стоит отметить, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом прирост был незначительный (всего 122 человек), тогда как 2013 году данный прирост по сравнению с 2012 годом составил 2668 человек. За 1 полугодие 2015 года прирост по сравнению с 1 полугодием 2014 годом составил 481 человек. Интересно будет посмотреть, в конце года сохраниться, ли динамика прошлого года.
В Российском законодательстве существует понятие «Нереабилитирующие основания», под которым подразумевается прекращение уголовного преследования в связи с примирением сторон [6].
Согласно статье 27 УПК РФ предусмотрены следующие основания, по которым может быть прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого:
- непричастность подозреваемого к совершению преступления; в связи с отсутствием события преступления; отсутствием в деянии состава преступления [2].

Исходя из данных рисунка 5 можно делать вывод, что по I полугодиям с 2011 года по 2015 год количество лиц, совершивших преступления, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям увеличился на 8,75 человека в среднем за год, что составляет 0,75% в год, в тоже время если смотреть годовые данные, то средний темп роста составит 98,4%, то есть в среднем ежегодно снижения показателя на 1,6% или на 40,33 человека. То есть можно сделать вывод что I полугодие по сравнению со II полугодием преступность совершенно больше, но в целом показатель неплохой [5].
Подытоживая выше сказанное можно сделать вывод о том, что в целом в борьбе с экономической проблемой, в народе называемой коррупцией идет как в правоохранительных органах, так и в судебных органах и исполнительных органах власти. Более подробно всю исходные данные можно посмотреть на сайте ФСС РФ.
В данной статье были рассмотрены информация преступления коррупционной направленности. Их представление оформлены в табличной форме.
Исследуя данную тему в средствах массовой информации можно сделать выводы о причинах появления коррупции:
Выделяют ряд причин коррупции:
- Низкая реальная заработная плата работников и рабочих бюджетной сферы;
- Недостаточность контроля над действиями управленцев;
- Свобода принятия различных управленческих решений;
- Незначительная степень культуры населения;
- Низкая развитость экономики и гражданского общества;
- Различные национальные традиции, менталитет и несовершенство судебной системы [7].
Для того, чтобы облегчить борьбу с коррупцией необходимо:
- Совершенствовать законодательство во всех сферах государственного и муниципального управления в том числе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Особо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств;
- Повысить правовую грамотность населения;
- Повысит зарплату работником и рабочим бюджетной сферы;
- Повысит эффективность МДВ;
- Агитировать вопросы связанные с коррупцией;
- Проводит различные мероприятия по борьбе с коррупцией;
- Сделать прозрачную систему государственного и муниципального управления и отслеживать все расходы и доходы.
Если будут соблюдены эти методы борьбы с коррупцией, тогда ситуация будет измениться в лучшую сторону.