Продвижение массовой физической культуры среди населения в муниципальных образованиях страны является приоритетным направлением социальной и экономической политики России. При этом решается множество задач таких, как общеобразовательные, реабилитационные, рекреационные, а также профессиональные.
Одним из организационных вопросов реализации спортивно-физкультурных мероприятий на придомовых спортивных площадках является вопрос «Кто будет осуществлять реализацию действий?». В предыдущей статье [1] автор представлял, что это должны быть инструкторы–«физкультурники». При этом было отмечено, что в большинстве случаев в образовательных организациях, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, студенты обучаются на бюджетной основе. В связи с этим, можно предположить, что базой студенческой практики могут быть спортивные площадки по месту их жительства, где они будут проводить спортивно-физкультурные мероприятия с разновозрастными группами населения. Вероятно, что это будет организационно длительный процесс, но при этом он будет преемственным и имеющим много положительных моментов.
Профессионально-ориентированная практика обучающихся спортивных образовательных организаций предусмотрена Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (ФГОС ВО 49.03.01) [2] и 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (ФГОС ВО 49.03.02) [3]. В соответствии с данными стандартами у обучающихся это производственная практика, одним из типов которой является практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Кроме того, в ФГОС ВО 49.03.01 и 49.03.02 указано на то, что при разработке программ бакалавриата образовательная организация выбирает типы практик в зависимости от видов деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата. Образовательная организация также вправе предусмотреть в программе иные типы практик дополнительно к установленным ФГОС ВО.
В связи с этим, можно предложить спортивным образовательным организациям определять в качестве баз проведения профессионально–ориентированных практик обучающихся – придомовые спортивные площадки – с целью продвижения массовой физической культуры населения в муниципальных образованиях страны.
При этом такие обучающиеся не только будут повышать свой образовательный уровень, но также и профессиональный. Кроме того, они могут выступать в качестве волонтеров, пока не будет решен сложный и долгосрочный вопрос о финансировании деятельности специалистов по физической культуре жилых комплексов муниципалитетов или о коммерциализации услуг, предоставляемых населению.
Расчеты о реальной экономии затрат за счет привлечения волонтеров на Олимпийских играх в Сочи–2014 по сравнению с затратами организаторов соревнований на оплачиваемых работников приведены в [4]. В результате было определено, что работа волонтеров на спортивных соревнованиях во многом сокращает расходы по оплате труда, принося организаторам коммерческую выгоду.
Безусловно, в нашем случае вначале не следует стремиться к коммерческой выгоде. Но на первом этапе, до решения вопроса о финансировании деятельности специалистов по физической культуре жилых комплексов, привлечение студентов-практикантов спортивных образовательных организаций в качестве волонтеров, на наш взгляд, это возможный вариант решения проблемы. В последующем возможна коммерциализация услуг (работ) по физической культуре, оказываемых населению. Точно так же, как и спортивные соревнования, которые в период перехода к рыночным отношениям стали товаром и имеют свою коммерческую стоимость [5].
Перед государством стоит задача организовать процесс и проконтролировать его осуществление, а финансовое бремя должны нести те, кто желает получить услугу (приобрести товар).
Таким образом, проведение профессионально–ориентированных практик студентов спортивных образовательных организаций на придомовых спортивных площадках в муниципальных образованиях страны, где они в качестве волонтеров будут заниматься с разновозрастными группами населения, в целом будет способствовать продвижению физической культуры и реализации направлений государства в области массовой физической культуры.