Система управления в России имеет богатую историю развития, динамичное изменение которой произошло в последние ХХ-летие в связи с переходом к рыночной экономике. За это время наблюдался стремительный интерес российского менеджмента к системам управления наиболее развитых стран, которые добились больших успехов в социально-экономическом прогресса. Образцами эффективных моделей управления традиционно считаются американская и японская система управления. Каждая из представленных моделей опирается на свою национальную систему управления организациями. Выбор моделей зависит от различных факторов, таких как: истории развития стран, территориального расположения, культуры, менталитета граждан и др. Изучив историю России, можно сказать, что с периода правления Петра 1 и до сегодняшнего дня подходы к управлению практически оставались неизменными. Традиционно в России большую роль играло государство, а именно ее влияние формировало экономику, это связанно, прежде всего, с образованием иерархической структуры управления. Практически во всех исторических периодах экономики Россия применяла тотальный контроль государства. В условиях торговой изоляции, применяемая в советское время политика протекционизма и поддержка отечественных производителей, сформировала незначительную конкуренцию на внутреннем рынке России, что стало помехой для применения новых подходов в структуре управления в постсоветское время.
Образцом наиболее эффективного управления, т.н. «экономическое чудо», принято считать японскую систему управления. Если вспомнить, что в 1945 году экономическое состояние Японии было плаченым после разгрома во Второй мировой войне и полнейшей капитуляции. Позже, а именно уже в 80-х гг., Япония заняла второе место в мире по уровню производства. Такой значимый для Японии подъем произошел благодаря уникальной системе управления.
Япония долгое время существовало как изолированное государство, в связи, с чем была сформирована национальная культура, отличающаяся от многих других. Такой культуре был характерен высочайший уровень взаимодействия в коллективе.
В таблице 1 представлено сравнение характера российской и японской управленческой культуры.
Таблица 1. Характер российской и японской управленческой культуры
Российская культура |
Японская культура |
Индивидуальность и направленность в руководстве |
Особые философские виденья |
Строгое распределение обязанностей |
Высокий уровень эстетической культуры |
Превосходство государственных и корпоративных интересов над личностными |
Завидное трудолюбие |
Строгая система руководства |
Приоритет семейных традиций |
Достаточно медленная обратная связь |
Любовь к родине и патриотизм |
Таким образом, в таблице представлены две абсолютно разные культуры, трактующие свою управленческую роль в менеджменте. Японской культуре характерны национальные черты страны, в которой важную роль играют семейные традиции, философские виденья и эстетика культуры. Тогда как в России большую роль играет строгая система руководства, распределение обязанностей и т.д.
Рассмотрим подробнее систему управления в России. Сейчас каждый сотрудник отечественной компании, прежде всего, ценится материальная выгода, хотя раньше ценностью работы считалось: стремление и развитие нашей национальной экономики, и гордость за свою страну. На данный момент наш отечественный менеджмент в основном полагается на западные системы управления (в том числе азиатские и американские системы). Существует принцип управления централизации, согласно которой сотрудник отстраняется от права принимать какое-либо участие в решение, управления организацией. Многие отечественные компании используют такой принцип, где только сотрудники, стоящие на высшей ступени руководства, могут принимать решения в управлении организации. Сотрудники организации не берут на себя ответственность участия в развитии и продвижения своей компании, из-за страха потери работы и критики со стороны своих коллег. Руководители компании не рассматривают темы существующих конфликтов между работниками, а только хотят укрепить свое лидерство, в ходе чего между работника появляются различные виды сплетен, в результате процесс работы затормаживается. Такой стиль управления компанией несет административный характер, это характеризуется: оптимизацией обязательств, ответственность подчиненных за свою работу, планирование данной организации и принципом управления централизации. Заработанная плата сотрудника, как правило, определяется по принципу: местоположения организации (район, область страны), за трудовые заслуги, квалификации и достижения в данной сфере труда. Руководители используют различные методы поощрения и мотивируют своих сотрудников повышением в должности или материальным вознаграждением. В российском стиле управления можно выделить достоинства и недостатки компании, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Достоинства и недостатки российской компании
Достоинства: |
Недостатки: |
Негибкость заработанной платы (может сыграть как отрицательную, так и положительную роль) | |
Ценностью становится больше материальная выгода | |
Принцип централизации управления |
Плохое стимулирование увеличения производительности |
Продвижение отечественной продукции |
Безынициативность работников |
Способы поощрения сотрудников в виде материальных премий |
Недостаточное количество мотивации |
Поощрения за заслуги работника в виде карьерного роста |
Руководство не старается решить проблему конфликтной ситуации между работниками |
В данной таблице можно сказать, что в стиле управления российской компании большая заинтересованность работников направлена на получение материальных благ и продвижением отечественной продукции. Отсутствие инициативы у работников, влечет за собой замедленность в развитии и продвижения продукта.
Рассмотрим систему управления в Японии, представленную в таблице 3.
Таблица 3. Система управления в Японии
Японская система управления | |
Открытость и ценности компании |
Такая база данных открыта для всех уровней её сотрудников. Все рабочие представляют собой дружный коллектив, принимающий непосредственное участие в жизни организации, несущий общую ответственность за её судьбу и старающийся увеличить её производительность. Также приобщение рабочих и администрации компании к совместным встречам и совещаниям дают свои положительные возможности. Корпоративные ценности компании основываются на преимуществе высококачественного сервиса, товаров для покупателей, взаимодействие административных работников с рабочими, сотрудничество филиалов. |
Формирование доверительной атмосферы между сотрудниками и гарантия предоставления работы |
Благодаря этим критериям в компании сокращается процесс текучести кадров. Ощущение стабильности укрепляет взаимоотношения между коллегами, стимулирует их трудовую деятельность. Работники не боятся быть уволенными и смело продвигаются вверх по карьерной лестнице, что способствует их сильному стремлению приобщиться к деятельности организации. Существующая система «пожизненного найма» является непосредственной гарантией занятости и отличительной чертой японского менеджмента от европейских стандартов. Действующая стабильность способствует укреплению взаимоотношений между работниками всех уровней, расширению управленческих ресурсов и их заинтересованности в большей степени рабочим процессом, а не дисциплинарными вопросами. |
Постоянное участие руководства в производственном процессе |
С целью быстрого решения возникающих на производстве проблем, японские компании следуют политике размещения административных кадров в здании, где ведётся производство. Создаются «кружки качества» и новаторские идеи, которые приводят к расширению дополнительных новшеств. |
Менеджмент, который в большей степени направлен на улучшение качества услуг |
Владельцы японских корпораций в большей мере контролируют качество предоставляемых товаров и услуг. Они стремятся усилить этот контроль и в итоге с гордостью снабжают потенциального клиента товарами или услугами наивысшего качества. |
Информация как основа менеджмента |
Большое внимание обращается на сохранение информации и её применение для увеличение эффективного трудового процесса и производства товаров высокого качества. Благодаря этому быстро находятся виновные в неполадках, причинах брака, и разрабатываются способы решения данных проблем для препятствия их возникновения в будущем. Управленцы каждый месяц контролируют показатели качества, выручку и издержки производства, для сравнительного анализа данных и предотвращения угроз в период их начального формирования. |
Обеспечение чистого производства в условиях порядка на предприятии |
Японцы добиваются высокого качества товаров и услуг и дальнейшего повышения продуктивности именно благодаря поддержанию чистоты и порядка на производстве. |
В отличие от российской системы управления в Японии важную роль играет мотивация работников с целью побудить работников заниматься усовершенствованием компаний. Японский народ считается трудолюбивой нацией, культура Японии направлена на регулирование поведения, а именно уважения к старшим, семейственность, коллективизм и т.д. Заработанная плата работника повышается ежегодно, при ее распределении учитывают такие факторы как: мастерство исполнения работы, стаж, уровень работы, образование рабочего и т.д. Работники, которые не имеют высшего образования, имеют карьерные ограничения. Рассмотрев особенности культуры и системы управления данных стран, можно сделать вывод, что они схожи между собой, но так же у них имеются различия.
Различия между японской и российской системой управления представлены в виде таблицы 4.
Таблица 4. Различие японской и российской системы управления
Япония |
Россия |
Демократизм менеджмента | |
Принцип коллективного и единогласного принятие управленческих решений |
Решения руководителей принимаются индивидуально, а подчинённые следуют им. |
Система контроля | |
Неформальная, коллективная. |
Четкая, структурированная |
Организация ответственности | |
Ответственность коллектива за деятельность |
В большей степени ответственность несёт отдельная личность |
Характер систем управления | |
Оригинальный и гибкий. |
Четкий и структурированный. |
Подготовка управленцев | |
Разносторонняя специализация руководителей |
Управленцы получают узкую специализацию |
Срок занятости сотрудников и руководства | |
Долговременный срок работы, пожизненный найм на работу. |
Краткосрочный найм. Повышенная текучесть кадров, иногда продолжительный срок работы в одной компании. |
Главные черты характера руководителя | |
Способность умело управлять без использования методов принуждения, вдохновлять своим примером и заслужить любовь и преданность своей команды. Лидер - мозговой центр компании, координатор. |
Качества руководителя определяются его способностью профессионально и предприимчиво распространять руководство. Лидер - сильная, волевая личность. |
Заимствование и использование методов управления | |
Адаптация моделей управления к особенностям культуры и менталитета граждан. |
Стремление копировать зарубежные модели менеджмента без учета менталитета работников. |
Возрастные ограничений для достижения определённой должности. | |
Высокие ступени руководства компанией может занимать сотрудник, достигший только положенного должностного возраста. |
Высокую должность в руководстве компании может занимать молодой и неопытный специалист. |
Характер целей и задач компании | |
Размытый, общий характер и показывает стратегию компании на данный момент времени. |
Четкий и направленный к окончанию определенного периода времени. |
Подводя итоги можно сказать, что японские и российские стили управления имеют свойственные черты, сформированные национальной культурой и менталитетом. Менеджмент в России только начинает формироваться и развиваться в отличие от уже сформировавшейся японской системы.