Процесс развития государства в целом зависит от многих факторов, влияющих на темп прогресса в всевозможных сферах. Во многом ресурсы и их доступность становится основополагающим в определении главных направлений развития.
С самых давних времен человек сильно зависит от природы, и любые кардинальные перемены в климате и погодных условий могли фатально сказаться на жизни человека; допустим засуха могла породить голод, сильные морозы или проливные дожди также легко привили бы к большим людским потерям. Человек, это творение природы, а значит он полностью зависит от нее. Как говорилось ранее ресурс и его доступность прямо влияет на выбор основной производственной сферы, но на данный период наблюдается логичная тенденция к наращиванию скорости прогресса человечества тенденция к увеличению темпов развития логична (человечество тратит все меньше времени на совершение нового глобального прорыва в знании и понимании чего либо), т.е. человеку нужно все больше ресурсов и все меньше временных затрат на их добычу и переработку дабы удовлетворить свою потребность и не терять темп наращивания технологического и технического развития потенциала государства. Но природа не в состоянии удовлетворить нарастающие потребности человечества соответственно возникают большие проблемы, связанные с небрежным отношением к ней становится меньше лесов истребляются целые виды животных вырубаются леса и многое другого.
Россия — это не только самая большая страна по своей площади она также богата ресурсами всех типов у нас есть крупные залежи нефти газа, огромная площадь лесов также на нашей территории находится большое количество пресноводных озер. Все это находится под защитой государства. Так. в Конституции РФ прописано что природные ресурсы является достоянием и богатством многонационального народа России, и оно находится под охраной и, следовательно, за использование природных ресурсов уплачивается обязательный налог. Более половины федерального бюджета Российской Федерации пополняется за счет налоговых доходов. Главным источником пополнения федеральных бюджетов является налогообложение в сфере природопользования. Потребитель и производитель напрямую связанны между собой, т.к. первый удовлетворяет потребность второго, но в связи с тем, что наша экономика находится все еще на пути её реформирования возникают проблемы. Основные из них это неудовлетворяющем пользовании ресурсного потенциала страны и слишком высокий уровень экспорта сырья за границу.
![План пошлин и акцизов министерства финансов и министерства энергетики на 2015-2018 годы. [6]](/res/v16zsm7yfa.jpg)
Как видно из таблицы 1 платежи за пользование ресурсов несут в себе довольно большое число групп налогов, размер налога на ресурс во многом зависит от типа сырья, от того на какие нужды будет использоваться данный ресурс. В соответствии со статьей 336 НК РФ добыча полезных ископаемых относится к налогу за природопользование недрами. [1]
Сейчас в Российской Федерации существуют несколько различных видов налогов и платежей за природные ресурсы; плата за пользование лесным фондом, водными объектами, платежи за право пользования объектами животного мира налоги на добычу полезных ископаемых, а также существует особый налог за выбросы и сбросы вредных веществ в природу. [2]
Государство методом налогообложения на загрязнение природы борется с негативным влиянием на природу от производства, в данном случае этот метод является достаточно хорошим, но следует отметить что налоговая ставка на данный вид платежей за пользование ресурсов должна быть высока, это поможет в борьбе с загрязнением природы поскольку снижение производителем ставки налога за ненормированное загрязнение окружающей среды станет мотивирующим фактором побуждающим его на установление более совершенных очистных сооружений. Все взымаемые налоги распределяются между бюджетом субъекта РФ и федеральным бюджетом. Так налог на добычу отдельно обозначенных ресурсов закреплено в статье 342 НК РФ Налоги на добычу полезных ископаемых и налоги на добычу полезных ископаемых и налог на пользование водными ресурсами поступают в федеральный бюджет, а земельные налоги поступают в местные бюджеты. [3]
На данный момент перед Российской Федерацией стоит ряд нерешенных задач, при этом одной из основных задач является развитие сферы переработки сырья, т.к. наиболее экономически выгодно будет отправлять уже готовый продукт, чем сырье. Необходимо создать условия, благоприятствующие для открытия новых предприятий, и создания рабочих мест, в том числе и для предпринимателей что позволит и дальше развивать производство. В связи со сложившейся политической ситуацией, России просто необходимо переходить от сильной ценовой зависимости на нефть. Кроме того, первостепенное значение имеет развитие внутренней индустрии, создание рабочих мест. В нашей стране огромное количество полезных ископаемых, и мы должны научиться не только их добывать, как научиться перерабатывать их в конкурентоспособную продукцию. [4]
На данный период политика государства ведет как раз к тому, чтобы развивать собственную промышленность, а также искать зарубежных инвесторов; предпринимаются меры по их привлечению, создаются благоприятные условия для развития особых экономических территорий появляются новые понятия, например, такие как «налоговые каникулы» т.е. предприниматель освобождается от уплаты налогов в сроком 5 лет.[5] Концепция на пользование природными ресурсами еще не сформирована полностью мы не имеем единых критериев. Первоочередной задачей в Российской Федерации остается окончательное формирование единообразных правовых основ регулирования налоговых выплат за природопользование.