Направления оптимизации акцизного налогообложения в России

NovaInfo 28
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена динамика поступления акцизов по основным видам подакцизных товаров в бюджет РФ. Сформулированы направления совершенствования акцизного налогообложения.

Ключевые слова

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ, АКЦИЗЫ, БЮДЖЕТ РФ

Текст научной работы

Налоговая система России по обеспечению доходной части государственного бюджета построена на преобладании косвенного налогообложения. Акцизы наряду с налогом на добавленную стоимость в настоящее время обеспечивают основные поступления в доходную часть бюджета. В этой связи любые изменения порядка уплаты этих налогов могут быть весьма чувствительными для бюджета. Акцизы представляют собой особый вид косвенного налога, который в отличие от прямых налогов взимается как при реализации определенного перечня товаров на внутреннем рынке государства, так и при ввозе товаров на таможенную территорию государства [1].

Рассмотрим и проанализируем динамику поступления акцизов по основным видам подакцизных товаров в бюджет РФ (табл. 1).

Таблица 1. Динамика доходов от поступлений акцизов в бюджет РФ за 2011 — 2013 гг., тыс. руб.

Вид подакцизного товара

Годы

Абсолютное отклонение

2011

2012

2013

2012/2011

2013/2012

2013/2011

Спирт этиловый из всех видов сырья

1599,9

479,6

57,5

-1120,3

-422,1

-1542,4

Табачная продукция

139535,0

181918,4

54853,3

42383,4

-127065,1

-84681,7

Автомобили легковые и мотоциклы

8300,6

12695,1

1449,7

4394,5

-11245,4

-6850,9

Автомобильный бензин

53101,1

50585,1

5269,9

-2516

-45315,2

-47831,2

Прямогонный бензин

2516,4

2646,5

89,1

130,1

-2557,4

-2427,3

Дизельное топливо

26159,4

29024,9

4564,1

2865,5

-24460,8

-21595,3

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

677,5

616,9

61,1

-60,6

-555,8

-616,4

Всего

231889,9

277966,5

66344,7

46076,6

-211621,8

-165545

Проанализировав поступление акцизов по основным подакцизным товарам в федеральный бюджет, можно сделать вывод о том, что в 2012 году показатели поступления от продажи табачной продукции, легковых автомобилей и мотоциклов, а также прямогонного бензина и дизельного топлива увеличивались. Так, поступление акцизов от табачной продукции увеличилось в 2012 г. на 42383,4 млн. руб., от продажи легковых автомобилей и мотоциклов — на 4394,5 млн. руб., от продажи дизельного топлива — на 2865,5 млн. руб. В 2013 году наблюдается тенденция снижения поступлений акцизов в федеральный бюджет по всем анализируемым показателям. За весь рассматриваемый период поступление акцизов в бюджет снизилось на 165 545 млн. руб. Подобное снижение является отрицательным моментом для экономики страны, так как акцизы занимают значительную долю в доходах бюджета, следовательно, снижение поступлений акцизов негативно отражается на состоянии бюджета. Для наглядности представим динамику поступления акцизов в виде графика (рис. 1).

Динамика поступления акцизов по разным видам подакцизных товаров
Рисунок 1. Динамика поступления акцизов по разным видам подакцизных товаров

По графику, изображенному на рис. 1, видно, что значительные изменения наблюдаются по табачной продукции, так как она является наиболее распространенной среди населения. Поэтому значительная доля (60-80%) поступлений акцизов приходится именно на этот товар. 20% от общего объема поступлений занимает автомобильный бензин, что также является распространенным товаром среди населения. Оставшиеся 10% занимают остальные подакцизные товары.

Рассмотрим основные направления совершенствования акцизного налогообложения (рис. 2).

Направления совершенствования акцизного налогообложения
Рисунок 2. Направления совершенствования акцизного налогообложения

Первым направлением совершенствования акцизного налогообложения является индексация ставок. В части налогообложения акцизами будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах.

При установлении ставок акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости корректировки структуры потребления алкогольной продукции, предлагается проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта — на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных ниже ставок принимался прогнозируемый уровень инфляции на 2016 год в размере 5,4% к 2015 году). Ставки на 2014 и 2015 годы предполагается оставить без изменений.

В части акцизного налогообложения табачной продукции налоговую политику будет определять план мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010 — 2015 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р. В целях выполнения требований Концепции возможно, начиная с 2016 года, увеличить темпы роста ставок акциза, с тем, чтобы к 2020 году достигнуть целевого ориентира минимального акциза. При этом, в случае принятия этих предложений, размер комбинированной ставки акцизов на сигареты и папиросы составит 1200 рублей за 1000 штук + 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1600 рублей за 1000 штук.

Ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов, в том числе, прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых соответствующими нормативно-правовыми актами ограничений сроков производства и обращения моторных топлив 3-го и 4-го классов и необходимости формирования доходов дорожных фондов. В этой связи в плановом периоде планируется повысить акцизы на бензины высоких экологических классов, сохранив при этом стимулы к модернизации нефтеперерабатывающих заводов и дифференциал между моторным топливом 5-го класса и другими классами на уровне 4000 рублей за тонну (затраты на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов).

Ежегодное повышение ставок акциза на автомобильный бензин 5-го класса на 2014 — 2015 годы возможно в диапазоне до 700 рублей за тонну, на автомобильный бензин 4-го класса — до 500 рублей за тонну. В 2016 году возможно сохранение ставок акцизов на автомобильный бензин на уровне 2015 года, кроме автомобильного бензина 5-го класса На автомобильный бензин 5-го класса предусматривается установление ставок акциза в размере: 6 450 рублей — в 2014 году, 6 923 рубля — в 2015 году, 10 858 рублей — в 2016 году.

Ставки акцизов на дизельное топливо всех классов на период 2014 — 2015 годов предлагается сохранить на уровне действующего законодательства. На 2016 год предусматривается установить ставки акцизов на дизельное топливо на уровне ставок 2015 года, за исключением дизельного топлива 5-го класса.

В результате уровень ставок акцизов на дизельное топливо 4-го класса составит в 2014 году 5 427 рублей за 1 тонну, в 2015 и 2016 годах — 5 970 рублей за 1 тонну.

На дизельное топливо 5-го класса ставки акцизов составят в 2014 году 4 767 рублей за 1 тонну, в 2015 году — 5 244 рубля за 1 тонну и в 2016 году — 5 970 рублей за 1 тонну.

На прямогонный бензин на 2016 год предполагается установить ставку акциза на уровне, превышающем максимальную ставку акциза на автомобильный бензин, в размере 14 852 рубля за 1 тонну.

На топливо печное бытовое на 2016 год предлагается установить ставку акциза на уровне ставки, установленной в отношении дизельного топлива, ниже 3-го класса, то есть в размере 7 735 рублей за 1 тонну.

На масло моторное на 2016 год предполагается проиндексировать ставку акциза по сравнению с 2015 годом в размере уровня прогнозируемой инфляции и установить ее в размере 9 577 рублей за 1 тонну.

На прочие подакцизные товары (этиловый спирт, реализуемый лицам, не уплачивающим авансовый платеж акциза, автомобили легковые) ставки акцизов на 2014 — 2015 годы предлагается сохранить. На 2016 год осуществить индексацию в размере 10 процентов к уровню 2015 года, в результате чего ставка акциза составит 102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта.

Вторым направлением совершенствования акцизного налогообложения является уточнение действующего порядка исчисления акцизов. Целесообразно внести изменения в главу 22 "Акцизы" Кодекса об уплате авансового платежа акциза производителями алкогольной продукции, осуществляющими закупку этилового спирта в государствах — членах Таможенного союза (по аналогии с порядком уплаты этого платежа при закупке этилового спирта отечественного производства). Предусматривается также внесение поправок в главу 22 "Акцизы" Кодекса, направленных на уточнение действующего порядка исчисления акцизов

Третьим направлением является совершенствование администрирования акцизов налоговыми органами, в частности:

  • передача от Минфина России ФНС России функции по утверждению порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, порядка проставления отметок на реестрах счетов-фактур, представленных в налоговые органы указанными лицами, формы и порядка представления в налоговые органы уведомления о максимальных розничных ценах на табачную продукцию;
  • уточнение порядка корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза по алкогольной продукции;
  • уточнение процедуры возмещения (освобождения от уплаты) акциза по подакцизным товарам, реализованным на экспорт.

Четвертое направление оптимизации акцизного налогообложения — внесение изменений в законодательство о налогах и сборах. В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций планируется подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях). Также предлагается разработать проект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающих понятие налогового резидентства организаций, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации.

Помимо этого требуется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на урегулирование порядка налогообложения в Российской Федерации доходов от продажи акций (долей) организаций, активы которых более, чем на 50% представлены недвижимым имуществом, расположенным в России. Указанная норма содержится как в Налоговом кодексе Российской Федерации, так и в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения, однако механизмы ее реализации недостаточно проработаны.

Таким образом, акцизы выступают одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации. Налоговое законодательство в отношении взимания акцизов активно развивается и совершенствуется. Предложенные меры совершенствования акцизного налогообложения позволят увеличить и более эффективного распределять и использовать бюджетные средства с помощью акцизов [2].

Читайте также

Список литературы

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2014) // СПС «Консультант Плюс»
  2. "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) // СПС «Консультант Плюс»

Цитировать

Захарова, А.В. Направления оптимизации акцизного налогообложения в России / А.В. Захарова, Ю.Д. Кажаева, А.В. Пихтарева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2737 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться