Налоговая система России по обеспечению доходной части государственного бюджета построена на преобладании косвенного налогообложения. Акцизы наряду с налогом на добавленную стоимость в настоящее время обеспечивают основные поступления в доходную часть бюджета. В этой связи любые изменения порядка уплаты этих налогов могут быть весьма чувствительными для бюджета. Акцизы представляют собой особый вид косвенного налога, который в отличие от прямых налогов взимается как при реализации определенного перечня товаров на внутреннем рынке государства, так и при ввозе товаров на таможенную территорию государства [1].
Рассмотрим и проанализируем динамику поступления акцизов по основным видам подакцизных товаров в бюджет РФ (табл. 1).
Вид подакцизного товара | Годы | Абсолютное отклонение | ||||
2011 | 2012 | 2013 | 2012/2011 | 2013/2012 | 2013/2011 | |
Спирт этиловый из всех видов сырья | 1599,9 | 479,6 | 57,5 | -1120,3 | -422,1 | -1542,4 |
Табачная продукция | 139535,0 | 181918,4 | 54853,3 | 42383,4 | -127065,1 | -84681,7 |
Автомобили легковые и мотоциклы | 8300,6 | 12695,1 | 1449,7 | 4394,5 | -11245,4 | -6850,9 |
Автомобильный бензин | 53101,1 | 50585,1 | 5269,9 | -2516 | -45315,2 | -47831,2 |
Прямогонный бензин | 2516,4 | 2646,5 | 89,1 | 130,1 | -2557,4 | -2427,3 |
Дизельное топливо | 26159,4 | 29024,9 | 4564,1 | 2865,5 | -24460,8 | -21595,3 |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 677,5 | 616,9 | 61,1 | -60,6 | -555,8 | -616,4 |
Всего | 231889,9 | 277966,5 | 66344,7 | 46076,6 | -211621,8 | -165545 |
Проанализировав поступление акцизов по основным подакцизным товарам в федеральный бюджет, можно сделать вывод о том, что в 2012 году показатели поступления от продажи табачной продукции, легковых автомобилей и мотоциклов, а также прямогонного бензина и дизельного топлива увеличивались. Так, поступление акцизов от табачной продукции увеличилось в 2012 г. на 42383,4 млн. руб., от продажи легковых автомобилей и мотоциклов — на 4394,5 млн. руб., от продажи дизельного топлива — на 2865,5 млн. руб. В 2013 году наблюдается тенденция снижения поступлений акцизов в федеральный бюджет по всем анализируемым показателям. За весь рассматриваемый период поступление акцизов в бюджет снизилось на 165 545 млн. руб. Подобное снижение является отрицательным моментом для экономики страны, так как акцизы занимают значительную долю в доходах бюджета, следовательно, снижение поступлений акцизов негативно отражается на состоянии бюджета. Для наглядности представим динамику поступления акцизов в виде графика (рис. 1).

По графику, изображенному на рис. 1, видно, что значительные изменения наблюдаются по табачной продукции, так как она является наиболее распространенной среди населения. Поэтому значительная доля (60-80%) поступлений акцизов приходится именно на этот товар. 20% от общего объема поступлений занимает автомобильный бензин, что также является распространенным товаром среди населения. Оставшиеся 10% занимают остальные подакцизные товары.
Рассмотрим основные направления совершенствования акцизного налогообложения (рис. 2).

Первым направлением совершенствования акцизного налогообложения является индексация ставок. В части налогообложения акцизами будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах.
При установлении ставок акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости корректировки структуры потребления алкогольной продукции, предлагается проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта — на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных ниже ставок принимался прогнозируемый уровень инфляции на 2016 год в размере 5,4% к 2015 году). Ставки на 2014 и 2015 годы предполагается оставить без изменений.
В части акцизного налогообложения табачной продукции налоговую политику будет определять план мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010 — 2015 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р. В целях выполнения требований Концепции возможно, начиная с 2016 года, увеличить темпы роста ставок акциза, с тем, чтобы к 2020 году достигнуть целевого ориентира минимального акциза. При этом, в случае принятия этих предложений, размер комбинированной ставки акцизов на сигареты и папиросы составит 1200 рублей за 1000 штук + 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1600 рублей за 1000 штук.
Ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов, в том числе, прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых соответствующими нормативно-правовыми актами ограничений сроков производства и обращения моторных топлив 3-го и 4-го классов и необходимости формирования доходов дорожных фондов. В этой связи в плановом периоде планируется повысить акцизы на бензины высоких экологических классов, сохранив при этом стимулы к модернизации нефтеперерабатывающих заводов и дифференциал между моторным топливом 5-го класса и другими классами на уровне 4000 рублей за тонну (затраты на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов).
Ежегодное повышение ставок акциза на автомобильный бензин 5-го класса на 2014 — 2015 годы возможно в диапазоне до 700 рублей за тонну, на автомобильный бензин 4-го класса — до 500 рублей за тонну. В 2016 году возможно сохранение ставок акцизов на автомобильный бензин на уровне 2015 года, кроме автомобильного бензина 5-го класса На автомобильный бензин 5-го класса предусматривается установление ставок акциза в размере: 6 450 рублей — в 2014 году, 6 923 рубля — в 2015 году, 10 858 рублей — в 2016 году.
Ставки акцизов на дизельное топливо всех классов на период 2014 — 2015 годов предлагается сохранить на уровне действующего законодательства. На 2016 год предусматривается установить ставки акцизов на дизельное топливо на уровне ставок 2015 года, за исключением дизельного топлива 5-го класса.
В результате уровень ставок акцизов на дизельное топливо 4-го класса составит в 2014 году 5 427 рублей за 1 тонну, в 2015 и 2016 годах — 5 970 рублей за 1 тонну.
На дизельное топливо 5-го класса ставки акцизов составят в 2014 году 4 767 рублей за 1 тонну, в 2015 году — 5 244 рубля за 1 тонну и в 2016 году — 5 970 рублей за 1 тонну.
На прямогонный бензин на 2016 год предполагается установить ставку акциза на уровне, превышающем максимальную ставку акциза на автомобильный бензин, в размере 14 852 рубля за 1 тонну.
На топливо печное бытовое на 2016 год предлагается установить ставку акциза на уровне ставки, установленной в отношении дизельного топлива, ниже 3-го класса, то есть в размере 7 735 рублей за 1 тонну.
На масло моторное на 2016 год предполагается проиндексировать ставку акциза по сравнению с 2015 годом в размере уровня прогнозируемой инфляции и установить ее в размере 9 577 рублей за 1 тонну.
На прочие подакцизные товары (этиловый спирт, реализуемый лицам, не уплачивающим авансовый платеж акциза, автомобили легковые) ставки акцизов на 2014 — 2015 годы предлагается сохранить. На 2016 год осуществить индексацию в размере 10 процентов к уровню 2015 года, в результате чего ставка акциза составит 102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта.
Вторым направлением совершенствования акцизного налогообложения является уточнение действующего порядка исчисления акцизов. Целесообразно внести изменения в главу 22 "Акцизы" Кодекса об уплате авансового платежа акциза производителями алкогольной продукции, осуществляющими закупку этилового спирта в государствах — членах Таможенного союза (по аналогии с порядком уплаты этого платежа при закупке этилового спирта отечественного производства). Предусматривается также внесение поправок в главу 22 "Акцизы" Кодекса, направленных на уточнение действующего порядка исчисления акцизов
Третьим направлением является совершенствование администрирования акцизов налоговыми органами, в частности:
- передача от Минфина России ФНС России функции по утверждению порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, порядка проставления отметок на реестрах счетов-фактур, представленных в налоговые органы указанными лицами, формы и порядка представления в налоговые органы уведомления о максимальных розничных ценах на табачную продукцию;
- уточнение порядка корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза по алкогольной продукции;
- уточнение процедуры возмещения (освобождения от уплаты) акциза по подакцизным товарам, реализованным на экспорт.
Четвертое направление оптимизации акцизного налогообложения — внесение изменений в законодательство о налогах и сборах. В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций планируется подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях). Также предлагается разработать проект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающих понятие налогового резидентства организаций, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации.
Помимо этого требуется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на урегулирование порядка налогообложения в Российской Федерации доходов от продажи акций (долей) организаций, активы которых более, чем на 50% представлены недвижимым имуществом, расположенным в России. Указанная норма содержится как в Налоговом кодексе Российской Федерации, так и в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения, однако механизмы ее реализации недостаточно проработаны.
Таким образом, акцизы выступают одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации. Налоговое законодательство в отношении взимания акцизов активно развивается и совершенствуется. Предложенные меры совершенствования акцизного налогообложения позволят увеличить и более эффективного распределять и использовать бюджетные средства с помощью акцизов [2].