Важность человеческого и интеллектуального капитала для современного общества

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 30
CC BY-NC

Аннотация

Постоянное развитие технологий требует формирования высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных справляться с усложняющимися задачами производства и экономики. В связи с чем, важным является уделение особого внимания развитию современной молодежи и создание специальных условий, среды, в которой бы формировались высококвалифицированные кадры. Соответственно главной задачей государства, общества и образовательных учреждений является организация образовательного процесса таким образом, чтобы все участники были заинтересованы в достижении целей и высоких результатов. Тогда процесс формирования ЧК и ИК будет эффективным фактором развития экономики основанной на знаниях и модернизации российской экономики.

Ключевые слова

СИСТЕМА ОЛИМПИАД, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, РАЗВИТИЕ ЧК И ИК, КАФЕДРА КТ, ИТМО

Текст научной работы

21 век — с одной стороны, век быстро развивающихся технологий. Общество всегда делало большие шаги в развитии за счет изобретений техники и открытий в точных науках, что облегчало труд и способствовало повышению его производительности — и сейчас достигло такого этапа, что дальнейшее его развитие возможно только при помощи создания новых наукоемких технологий, открытие которых невозможно без квалифицированных специалистов с высоким уровнем интеллекта и большим творческим потенциалом. Но с другой стороны, 21 век это век глобального экономического кризиса, и стабилизация экономики и успешное преодоление мирового экономического кризиса (спада/рецессии) возможно только за счет выпуска инновационной продукции, технологий и услуг, т.к. характерной чертой любого современного продукта или услуги является наличие в нем доли «знания». Соответственно для выпуска соответствующей продукции необходима интеграция науки, образования и промышленности (бизнеса), реформирования системы образования, увеличения профессионалов в работе, изменения отношения к человеческому капиталу, повышение мастерства и квалифицированности специалистов, повышения престижа и ценности науки и образования, стабильного финансирования.

Таким образом, развитие технологий и общества и преодоление экономического кризиса тесно связаны, а в их основе лежит один общий компонент. Для развития первого и решения проблем второго необходимы высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем интеллекта и большим творческим потенциалом. Поэтому в последнее время человеческий и интеллектуальный капитал и их развитие получили особое внимание ученых-экономистов, а современный этап развития экономики называют экономикой знаний (экономика основанная на знаниях), т.е. — экономикой, основанной на интенсивном и эффективном использовании знаний».

Понятие ЧК и ИК тесно связаны. В структуру ЧК входят такие компоненты как мобильность, адаптивность, мотивация, информация, менталитет, культура, воспитание, талант, творческие способности, интеллект or интеллектуальные способности, врожденные or природные способности, опыт, образование, энергия и здоровье. Причем интеллект в структуре человеческого капитала играет ключевую роль. Он находится в тесной взаимосвязи с другими компонентами человеческого капитала, благодаря ему развиваются творческие способности, врожденные/природные способности, талант, приобретается опыт и образование. Вместе с составляющей здоровье (психическое), интеллект развивает мобильность и адаптивность индивидуума. Интеллект воплощается в знаниях, умениях, квалификации, таланте, творческих и познавательных способностях человека. За счет интеллекта обеспечивается отдача от трудовой деятельности в виде качества и производительности труда. Чем умнее человек, тем качественнее и производительнее его труд. Без Интеллектуальной составляющей Человеческий капитал не будет капиталом.

Развитие означает рост, расширение, улучшение или совершенствование, т.е. изменение связанные с возникновением качественно нового состояния. Ключевым ресурсом развития являются знания. В постиндустриальном обществе исследования и разработки осуществляются с использованием сложного оборудования, а научное знание все больше развивается по междисциплинарным направлениям. Специалисты, задействованные в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, преподаватели и даже вспомогательный персонал, обслуживающий сложное оборудование\научные комплексы и обеспечивающий его бесперебойную работу, должны обладать высоким уровнем знаний и подготовленности. От квалифицированности, информированности и мотивированности специалистов зависит эффективность решения поставленных задач. Они открывают новые законы, формулируют теории, которые впоследствии превращаются в новые методы, технологии, продукты и т.д., которые являются основой будущих инноваций и развития общества [1]. Поэтому Экономика знаний предъявляет особые требования к современным специалистам. Специалист будущего должен обладать следующими качествами: быть высококвалифицированным, высоко интеллектуальным, с большим творческим потенциалом, мотивированным и ориентированным на создание ч-л нового и готовый работать с самоотдачей, адаптивным и мобильным. Адаптивность — умение при необходимости переключаться с одного вида деятельности на другой. Что позволяет своевременно решать неотложные вопросы, добиваться максимального успеха в преодолении проблем и достижении целей. ИК — должен быть гибким и чутким к приоритетам дел, возникающих в каждодневном труде. Также при формировании ИК нужно принимать во внимание быструю устареваемость знаний, недоступность и плохое распространение знаний, отсутствие необходимого количества ИК.

По одному из определений развития потенциала человека «развитие человека представляет собой процесс расширения его возможностей или шансов. В принципе, эти возможности/шансы могут быть бесконечными и меняться с течением времени. Но на всех уровнях развития, три самых необходимых из них для людей это вести долгую и здоровую жизнь, приобретать знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни. Если эти основные возможности не доступны, многие другие возможности остаются также недоступными. Но человеческое развитие на этом не заканчивается. Дополнительные возможности, очень ценятся многими людьми, и колеблются от политической, экономической и социальной свободы до возможностей быть творческими и продуктивными, наслаждаться самоуважением и гарантированными правами человека» [4, 10]. Чем больше шансов будет предоставлено молодежи, тем более здоровыми, развитыми и квалифицированными они могут быть. Таким образом, для формирования ИК с заданными параметрами необходимо инвестирование (т.е. развитие) в здоровье, образование, менталитет и в мобильность. Инвестирование в здоровье необходимо, для того, чтобы ИК был здоровым умственно и психически (без умственных и психических заболеваний и отклонений). Менталитет общества и семьи очень важен, т.к. он него зависят ценности воспроизводимые в семье и обществе. Эмоциональная составляющая (климат) необходима для эффективного усвоения новых знаний. От образования, в частности от сложности и насыщенности образовательных программ зависит уровень интеллекта. Мобильность и адаптивность стали приобретать особое значение в современном мире, это связано с происходящими социальными и политическими изменениями (процессы глобализации: миграции, интеграции; развитие ИКТ информационно-коммуникационных технологий и т.д.) Процессы глобализации и развитие ИКТ могут оказывать как положительное воздействие на формирование ИК, в связи с открывающимися новыми возможностями, так и отрицательное воздействие. Социально-политические изменения могут вызывать появление неопределенности в жизни людей и как результат, приводить к депрессии. Формируемый ИК должен быть открыт социальным изменениям, мобильности и адаптивности.

Развитие ЧК и ИК идет поэтапно и для их формирования важно как формальное образование, так и неформальное. Формальное образование включает в себя школьное образование, высшее/среднее профессиональное и дополнительное образование в рамках концепции «образование в течение всей жизни». Неформальное образование, это воздействие, которое оказывают семья и общество (государство), в котором развивается и формируется ИК. Под «поэтапным развитием ИК» подразумевается формирование ИК в разные периоды жизни, от рождения и до окончания трудоспособного возраста. Важно, что развитие ЧК и ИК могут осуществлять: семья, общество (государство), образовательные учреждения и работодатели, и сам человек, но максимальный эффект развития ИК достигается путем одновременного воздействия на него всех возможных участников, создания максимально благоприятных условий для его качественного развития и на всех этапах его формирования. По одному из исследований, проводимым среди обучающихся различных курсов кафедры компьютерных технологий (КТ) Университета ИТМО, большое влияние на их развитие и формирование оказывают семья и окружение. 41% опрошенных показал, что для них фактором, мотивирующим их для повышения их уровня удовлетворенности жизнью является именно семья и окружение. Для 29% мотивирующим фактором является сама учеба. Для 27% — будущий профессиональный рост и карьера и для 3% работа, что связано с тем, что не многие обучающиеся работают в данный момент.

: </strong>Факторы, мотивирующие повышение удовлетворенности жизнью.
Рисунок 1. Факторы, мотивирующие повышение удовлетворенности жизнью

Таким образом, явно прослеживается тенденция большого влияния семьи и окружения на формируемый ИК и ЧК, что должно учитываться всеми заинтересованными участниками, т.е. семьей, государством и учебными заведениями, при выборе методов и способов развития человеческого потенциала и формирования самого интеллектуального и человеческого капитала.

При формировании ЧК из современной молодежи мы сталкиваемся с проблемами инфантильности, индифферентности подростков, которые мешают добиться чего-то в жизни и стать преуспевающим человеком [2]. Вдобавок большая часть современной молодежи характеризуется отсутствием трудолюбия и усидчивости. Многие являются интернет зависимыми и тратят свое время бесцельно и впустую. А компьютерные игры и телевидение препятствуют долговременной сосредоточенной умственной деятельности. Знания и технологии могут как ускорять, так и замедлять прогресс общества. Перечисленные черты современной молодежи сформированы отрицательным влиянием технологий и знаний. Необходимо максимально эффективное использование ИКТ и знаний, чтобы они служили на благо обществу. Одно из направлений это развитие системы интернет олимпиад в области точных наук — математики, физики, программирования и информатики и привлечение молодежи к активному участию в них. Олимпиада это состязание учащихся учреждений среднего, высшего образования, требующее от участников демонстрации их знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Опыт последних лет показывает, что одним из наиболее результативных средств, которое доказало свою работоспособность даже в тяжелых социально-экономических условиях, являются олимпиады по информатике и программированию. Олимпиады — хорошее решение проблемы проведения свободного времени современной молодежью, а также формирования будущего ИК из современной молодежи. Олимпиады открывают больше возможностей для молодежи и содействуют решению проблем связанных с эффективным развитием молодежи.

Также олимпиады являются одним из методов выявления потенциала у подростков. Олимпиады позволяют найти и отобрать способных подростков, которые в дальнейшем могут обучаться по углубленным программам. Они открывают возможность поступления в вуз без вступительных экзаменов. А экзамены всегда являются большим стрессом для подростков. Также олимпиады это шанс для подростков из малообеспеченных семей получить хорошее образование. Не имея денег на платное обучение, но имея способности или талант можно поступить на желаемую специальность. Олимпиады помогают подросткам определиться в выборе профессии. Чтобы понять, не разочаровались ли обучаемые в выбранной профессии и связывают ли они свою будущую работу с этой областью, был проведен опрос среди студентов 3 курса кафедры КТ Университета ИТМО. Данные представлены на рисунке 2. Исследование показало, что большая часть обучающихся имеет желание остаться в рамках получаемой специальности. Более того, желание работать по профессии подтверждает следующее: а) обучающиеся сделали правильный выбор профессии; б) профессия популярна среди молодежи; в) обучающиеся мотивированы; г) с большой долей вероятности обучающиеся будут улучшать свои навыки и умения, что приведет к формированию более высоко квалифицированной рабочей силы.

: </strong>Желание остаться в рамках профессии, 2014 г.
Рисунок 2. Желание остаться в рамках профессии, 2014 г

Олимпиады требуют серьезной подготовки и вырабатывают усидчивость и трудолюбие. Один из огромных плюсов олимпиад, это то, что они формируют интерес к информатике, программированию, математике и физике и вовлекают подростков в занятия. Возобновление интереса к занятиям математикой, программированием и физикой имеет важное для общества значение, так как в последнее время наблюдался спад интереса к занятиям в области точных наук. Олимпиады являются эффективным времяпрепровождением, которое может принести пользу в будущем. По материалам конференции «Позитивное развитие молодежи» [3], самое эффективное инвестирование, это инвестирование в самих себя. Многие подростки относятся к математике или программированию как к хобби, т.е. занимаются с большим увлечением. А это означает, что они мотивированны, т.к. занимаются любимым делом. Мотивированность подростков подтверждает тот факт, что некоторые подростки являются победителями и призерами двух и более олимпиад (таблица 1). Данные представлены по абитуриентам, поступавшим на кафедру (КТ) Университета ИТМО с 2011 по 2014 гг.

Таблица 1. Количество участников олимпиад, имеющих два и более дипломов победителей и призеров, на момент их поступления на кафедру КТ Университета ИТМО

Количество дипломов

2011

2012

2013

2014

2 диплома

25

8

25

29

3 диплома и более

1

4

5

4

Всего

26

12

30

34

Также данные результаты показывают, что система олимпиад приносит положительные результаты в закладывании и развитии интересов современной молодежи в области наукоемкого знания, тем самым создавая возможность для его дальнейшего развития. Развитие системы Российских олимпиад — это инвестирование семьей и государством/ обществом в образование подростков, а также эффективный метод формирования интеллектуального и человеческого капитала.

Заключение

Роль Олимпиад в развитии современной молодежи и формировании будущего ЧК и ИК велика. Олимпиады являются отличной системой выявления и отбора способной молодежи для дальнейшего обучения. Олимпиады помогают с выбором будущей профессии. Олимпиады развивают умственные и творческие способности и оказывают огромное влияние на формирование высококвалифицированных специалистов. Они способствуют формированию таких качеств как усидчивость, упорство и трудолюбие. Они мотивируют и развивают интерес к точным наукам. Олимпиады являются эффективным времяпрепровождением (quality time). Олимпиады по программированию и информатике дают возможность получить самую востребованную профессию в ближайшем будущем и т.д.

Подготавливая подростков к олимпиадам, развивая и популяризируя систему олимпиад в области точных наук, государство и семья инвестируют в развитие умственных способностей/потенциала и творческого потенциала молодежи. Т.е. они вкладывают в будущий ИК и ЧК страны. Можно сказать, что система олимпиад и участие в них является показателем того, насколько семья и общество заботятся о формировании развитого человеческого и интеллектуального капитала.

Читайте также

Список литературы

  1. Павлова О.Н. Определение структуры научно-инновационного потенциала ВУЗа в контексте модернизации экономики// Экономика и предпринимательство. - Т. 8, N. 4, Ч.1, Март, С.405-407.
  2. Павлова О.Н., Янова Е.А. Социокультурный феномен молодежь как фактор формирования человеческого капитала национальной экономики. Доклад на всероссийской конференции «Молодежь России: проблемы и тенденции социально-правовой социализации», Санкт-Петербург, Россия, Ноябрь 2014 г.
  3. Buchmann, M. “Self-Investments of Adolescents and their Cognitive Development”, Paper read at the conference “Positive Youth Development (PYD) in the Context of the Global Recession”, Praha, Check Republic, October 2014.
  4. Human development report. - Oxford University Press, New York, Oxford, 1990. - pp.10.
  5. Silbereisen, R.K. “Dealing with Uncertainties of Life under Threat of Social and Political Change”, Paper read at the conference “Positive Youth Development (PYD) in the Context of the Global Recession”, Praha, Check Republic, October 2014.
  6. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.
  7. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 722-724.
  8. Шматко А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Санкт-Петербург, 2004

Цитировать

Павлова, О.Н. Важность человеческого и интеллектуального капитала для современного общества / О.Н. Павлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4037 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться