Активизация деятельности студентов при использовании модульно-рейтинговой системы

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена проблема активизации деятельности студентов на занятиях по информатике. Решением данной проблемы стала разработанная модульно-рейтинговая система по трём модулям MS Word, MS Excel и MathCad. Также описаны правила выставления баллов по каждому из модулей и критерии оценивания студентов на экзамене. Данная модульно-рейтинговая система актуальна в сфере высшего профессионального образования с целью повышения работоспособности студентов, их результатов и объективности оценки по изученной дисциплине.

Ключевые слова

ИНФОРМАТИКА, АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Каждый преподаватель сталкивается на практике с тем, что ему приходится оценивать работу того или иного студента. Не всегда учащиеся работают с полной отдачей. Приходится придумывать способы, где каждый бы старался улучшить свои показатели при выполнении лабораторных работ, при посещении лекций или иного рода занятий. Одним из таких способов является модульно-рейтинговая система, благодаря которой появляется соревновательный эффект между студентами, каждый старается получить наивысший балл, интересуется своим рейтингом и старается не потерять баллы при оценивании выполненных заданий. Также модульно-рейтинговая система позволяет не включать в учебный процесс человеческий фактор, где порой у преподавателей бывают студенты, которые получают только оценку 5, другие – 4, а кто-то числится в троечниках и двоечниках, и, по мнению преподавателя, не способен улучшить свои показатели.

В модульно-рейтинговой системе прописаны все правила и критерии выставления баллов, поэтому человеческий фактор оценивания учащегося сведен практически к нулю. Поэтому мной была разработана модульно-рейтинговая система оценивания студентов в течение семестра по следующим темам: Microsoft Word, Microsoft Excel и MathCad. Всегда интересовал вопрос того, какую бы оценку поставил я лично студенту, придя он ко мне на экзамен, и какую оценку он получил бы при использовании модульно-рейтинговой системы. Совпали бы оценки или нет? Проработав семестр и выйдя на сессию, я уже имел представление о том или ином студенте и той оценке, которую бы каждый из них заработал. Оставалось узнать, какой результат выдала модульно-рейтинговая система. Он совпал с моими ожиданиями и моими прогнозами по оцениванию каждого учащегося. Поэтому я сделал вывод – разработанная мною модульно-рейтинговая система оценивает студентов объективно, проходящих баллов нет, все получили свои оценки заслуженно, не было несправедливости в итоговом результате студентов на экзамене.

Каждый студент получил балл в зависимости от того, насколько качественно выполнил задание в определенной теме и в какой срок уложился. Так как в основном стимулом в учебном процессе для студентов всегда является и будет являться «автомат» по экзамену или зачету, именно поэтому при модульно-рейтинговой системе происходит максимальная активизация деятельности учащихся с целью достижения ими определенного результата. Каждый старается работать на максимуме своих возможностей, приходить заниматься дополнительно с другими подгруппами, только чтобы все лабораторные работы выполнить в срок и не потерять баллы.

Учащимся предлагаются следующие правила по выставлению баллов:

  1. Максимальное количество баллов начисляется за полностью выполненную работу.
  2. Работа, не выполненная в срок, оценивается в половину от максимального количества баллов
  3. За все работы и лекции начисляется по 10 баллов
  4. Если студент пропустил лекцию по уважительной причине (болезнь или снятие с занятий по требованию деканата), то при предъявлении медицинской справки и переписанной лекции ему начисляется 5 баллов.
  5. «Автомат» за экзамен получает студент, который выполнит WORD, Excel, MathCad на оценку 5. Студент, получивший две оценки 5 и одну 4, имеет право на оценку 4 «автоматом». Те, кто получают другие оценки, сдают экзамен в виде теста в электронном варианте. При этом студент получает за экзамен общую оценку, исходя из среднего балла по модулям и оценки за тест в электронном варианте на экзамене, т.к. экзамен всё равно так или иначе бывает стрессовым для учащихся и не всегда студент может правильно ответить на все вопросы. Чтобы исключить вариант случайности, было решено учитывать средний балл по модулям для большей объективности в выставлении итоговой оценки в зачетную книжку. Исключением является оценка 2, полученная за экзаменационный тест. В этом случае студент отправляется на пересдачу, даже если у него по модулям стояли только оценки 4 и 5. Таких студентов было немного, но приходя на пересдачу, свой средний балл они понижали на единицу. Что касается третьей пересдачи, то на ней ставилась оценка за экзамен исключительно по результатам экзаменационного теста.
  6. На экзамен допускаются студенты, полностью сделавшие все лабораторные работы по данным модулям.

Данные критерии оценивания знаний студентов были установлены в соответствии с требованиями и компетенциями, которые написаны в рабочих планах и программах изучаемой дисциплины, а также будущей практической деятельности выпускника. Объективная оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Личный рейтинг оказывает большое влияние на мотивацию к обучению абсолютно всех студентов. Также оценка позволяет получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. В объективной оценке качества знаний специалистов должны быть заинтересованы все субъекты педагогической деятельности, поскольку тут учтена не только количественная сторона полученной оценки, но и качественная, что позволяет получить полные сведения об уровне подготовки специалистов.

Результаты данной модульно-рейтинговой системы заносятся в электронную таблицу MS Excel. Расчет рейтинга студента осуществляется по формуле со следующими условиями: если студент выполняет модуль на 85% и более, он получает оценку 5; если выполняет модуль от 70% до 85%, то получает 4; если набирает от 40% до 70%, получает 3. Всё, что ниже 40% оценивается как оценка 2, в таком случае студент не допускается до экзамена. Формула для расчета в ячейке таблицы выглядит следующим образом:

=ЕСЛИ($C4>=85%;5;ЕСЛИ($C4>=70%;4;ЕСЛИ($C4>40%;3; ЕСЛИ($C4>0%;2))))

Данная модульно-рейтинговая система активизирует самостоятельную работу студентов, позволяет в течение семестра выявлять отстающих, которые могут не усвоить ту или иную тему модуля. Благодаря такой системе оценивания происходит полноценный контроль работы учащихся, который достигается путем следующих параметров:

  1. стимул к самостоятельной работе и выполнению части лабораторных работ дома (если по каким-то причинам лабораторная работа не была закончена на занятии);
  2. критерии оценивания учебной деятельности и достигнутый студентами результат;
  3. объективность оценивания каждого учащегося;
  4. требования к учебной деятельности студентов перед выполнением лабораторных работ по той или иной теме модуля;
  5. самостоятельность в принятии решения по сроку сдачи лабораторных работ и посещения занятий в целом;
  6. ответственность со стороны преподавателя за выставление результата каждому студенту в рамках тех правил, которые были даны в начале учебного семестра.

Таким образом, данная разработанная модульно-рейтинговая система может использоваться на занятиях при изучении тем MS Word, MS Excel, MathCad, способствовать активизации деятельности студентов при выполнении лабораторных работ и посещении лекций по изучаемой дисциплине, а также объективно оценивать студентов в течение семестра и на экзамене при выставлении итоговой оценки.

Читайте также

Список литературы

  1. Калужская М. В., Уколова О. С., Каменских И. Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? /М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских// Вестн. Томского гос. пед. ун-та – 2006. – №1 –С. 32.
  2. Кивилева А.В. Преимущества и недостатки использования балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов/ А.В. Кивилева// Вопросы Интернет Образования [Электронный ресурс] : электронный научно-практический журн. – 2013. – № 166. – Режим доступа: http:// http://vio.uchim.info/Vio_116/cd_site/articles/art_2_1.htm
  3. Кругликов В. И. Организация рейтингового контроля при определении уровня знаний студентов по учебной дисциплине/В.И. Кругликов//Тюменский гос. ун-т – 2012. – №4 – С. 42.
  4. Кузнецова Н. Л. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в практике преподавания математических дисциплин / Н.Л. Кузнецова // Мат-лы Всерос. науч.-метод. конф. «Университет в системе непрерывного образования», Пермский гос.ун-т – 2008. – С. 130-131.
  5. Кузнецова Н. Л. Организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов / Н.Л. Кузнецова // Сборник статей по мат-лам Всерос. науч.-практ. конф. «Инновации в современном мире: проблемы и перспективы». Часть 2. – Волгоград: Глобус. –2009. – С. 106-111.
  6. Химичева Д.П. Использование балльно-рейтинговой системы при преподавании информатики в вузе / Д.П. Химичева // Инновации в науке. – 2013. – № 16. – С. 117-120.

Цитировать

Каравка, А.А. Активизация деятельности студентов при использовании модульно-рейтинговой системы / А.А. Каравка. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4081 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться