Развитие критического мышления на уроках информатики

NovaInfo 58, с.322-326, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

Статья содержит рекомендации по проведению урока информатики в рамках технологии развития критического мышления. Ход урока содержит три стадии: первая стадия – «Вызов», вторая – «Осмысление», третья – «Рефлексия». В каждой стадии используются приемы технологии развития критического мышления. Данная форма урока предполагает творческий подход к решению любых вопросов, поставленных на уроке.

Ключевые слова

МЕДИАУРОК, ИНФОРМАТИКА, ОСНОВНАЯ ШКОЛА, ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Текст научной работы

Медиаурок — это один из интерактивных способов освоения и усвоения новых знаний, по средствам использования дополнительной интересной информации на заданную тему [4]. Он направлен учить новое поколение понимать, интерпретировать и оценивать содержание информации передаваемой по каналам средств массовой коммуникации [3]. Главной целью урока такого формата является развитие у учащихся критического мышления.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) направлена на развитие мыслительной и творческой деятельности ученика. Актуальность данной технологии заключается в том, что она позволяет проводить уроки на разных этапах обучения, как в начальной школе, так и в старших классах, в оптимальном режиме.

В настоящее время существует множество приемов развития критического мышления, которые призваны создавать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся. Данные приемы используются на уроках как отдельно, так и совместно: соединяя их или используя как фрагмент занятия.

В результате использования ТРКМ у детей повышается уровень работоспособности, а усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Таким образом, происходит развитие ученика: открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия суждений.

Рассмотрим построение медиаурока по ТРКМ на примере урока информатики на тему «Информация и её свойства» для 8 класса. При разработке конспекта были использованы методические рекомендации Л.Л. Босовой [1], схема медиаурока Е.В. Нечитайловой [5].

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: обеспечить условия для усвоения учащимися понятий «информация», «виды информации» и «свойства информации».

Задачи:

  • формирование представления об информации;
  • рассмотрение подходов к классификации информации;
  • рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота, объективность, полезность, понятность) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции её свойств.

Оборудование:

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 [2];
  2. Рабочее место с компьютером для каждого ученика.

Ход урока

Первая стадия — «Вызов»

1. Актуализация и систематизация знаний, необходимых для изучения темы.

2. Выдвижение проблемы и формирование мотивации для работы по предложенной проблеме.

Здравствуйте, ребята, сегодня наш урок я предлагаю начать с просмотра видеоролика. После чего, мы обсудим увиденное и услышанное нами.

1. Просмотр видеоролика «Информационное общество» https://www.youtube.com/watch?v=9OXazg-Yohc и его обсуждение:

  • Ребята, как вы думаете, какая главная идея данного ролика;
  • Что для современного человека, по мнению автора, является главным в сегодняшней жизни;
  • Что является главной составляющей в названии учебного предмета «Информатика»;
  • Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Озвучьте ее;
  • Что для Вас значит понятие «информаци»? Как часто Вы пользуетесь этим термином.

2. Прием ТРКМ «Корзина идей»:

Задумайтесь и попытайтесь предположить, что вы понимаете под термином «информация». Запишем, предлагаемые идеи на доске. В конце урока мы снова вернемся к нашей «Корзине идей», чтобы проверить, верны ли были наши предположения.

Вторая стадия — «Осмысление»

Организация работы по решению проблемного вопроса.

1. Прием ТРКМ «Инсерт»:

При работе с текстом на стр.7 п. 1.1.1, п.1.1.2 и п.1.1.3 в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста вам необходимо делать на полях пометки: «V» — уже знал; «+» — новое; « — » — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?», или 4 значка «+», «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав текст, мы можем возвратиться к своим пометкам.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Таблица 1. Правила заполнения таблицы «Инсерт»

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

2. На основе прочитанного текста выполнить задания №3 и №5.

3. Прием ТРКМ «Кластер»

Ребята, предлагаю, по прочитанному материалу в учебнике составить сначала в тетради, а потом с помощью компьютера в программе Paint кластеры «Свойства информации» и «Виды информации».

Кластер «Виды информации»
Рисунок 1. Кластер «Виды информации»
Кластер «Свойства информации»
Рисунок 2. Кластер «Свойства информации»

Третья стадия — «Рефлексия»

  1. Ребята, давайте с помощью полученных кластеров подведем итоги нашего урока. С какими основными понятиями мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали для себя? Что вызвало у вас интерес;
  2. Теперь обратим внимание на «корзину идей», получившуюся у нас в начале обсуждения темы урока. Нужно ли в ней что-либо изменить? Почему;
  3. Домашнее задание: §1.1, вопросы и задания 1-8 к параграфу; № 2, 4, 6, 7 в рабочей тетради.

Читайте также

Список литературы

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л. Л.; Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Киричек К.А. Медиаурок в современной школе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 58; URL: http://novainfo.ru/article/10527 (дата обращения: 17.01.2017).
  4. Медиаурок. URL: http://pushkinlibrary.kz/ru/mediateka/med-urok.html (дата обращения: 13.01.2017).
  5. Нечитайлова Е.В. Медиа-урок на основе технологии развития критического мышления // Химия в школе. 2012. № 4. С. 17-21.

Цитировать

Плыгунова, А.А. Развитие критического мышления на уроках информатики / А.А. Плыгунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 322-326. — URL: https://novainfo.ru/article/10749 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться