Медиаурок по информатике на тему «Клавиатура»

NovaInfo 58, с.329-332, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье описывается построение медиауроков на основе технологии развития критического мышления. В качестве примера медиаурока приведен урок информатики на тему «Клавиатура» в 5 классе. В ходе урока, выстроенного по технологии развития критического мышления, учащиеся просматривают и анализируют видеофрагмент, заполняют таблицу, выполняют задания в тетрадях на печатной основе и практическое задание на компьютере.

Ключевые слова

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, КЛАВИАТУРА, ИНФОРМАТИКА, МЕДИАУРОК

Текст научной работы

На сегодняшний день существует множество эффективных и интересных технологий в образовании, одной из которых является технология развития критического мышления. Она способствует повышению уровня индивидуальной культуры работы с информацией, формированию умения анализировать, делать выводы, что необходимо формировать у обучающихся согласно современным государственным образовательным стандартам, а также повышению качества образования учащихся.

Урок, построенный в соответствии с технологией развития критического мышления, имеет три стадии. Первая стадия называется «Вызов». На ней учитель создает ситуацию, требующую от учащихся проявления познавательной активности, самостоятельного определения направления в изучаемой теме и формирования смысла действий. Вторая стадия «Осмысление». Здесь учащиеся отвечают на вопросы, которые были поставлены на первой стадии. Происходит организация активной работы с информацией, сравнение изученного материала. И последняя стадия «Рефлексия», на которой новый материал по изученной теме становится для учащихся собственным. Школьники самостоятельно сгруппировывают новый материал, рассуждают и подытоживают то, что узнали на уроке.

Таким образом, технология развития критического мышления является развивающим подходом к обучению. Создает условия для креативной самореализации личности, изменения познавательных способностей и коммуникативных навыков учащихся, развития критического мышления. На развитие критического мышления направлены и медиауроки, которые строятся с использованием средств массовой коммуникации [3]. Такие уроки необходимы в школе, т.к. дети живут в окружении большого количества средств массовой информации, несущей порой недостоверную, манипулятивную информацию. Е.В. Нечитайлова предлагает строить медиауроки на основе технологии развития критического мышления [4].

Рассмотрим построение медиаурока на примере урока по информатике в 5 классе на тему «Клавиатура», целью которого являет развитие критического мышления при знакомстве с клавиатурой, ее основными клавишами и их применением. Задачи урока: формирование информационной культуры учащихся, знания основных групп клавиш клавиатуры, навыки набора текста, развивать критическое мышление, сосредоточенность и внимательность. Оборудование:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 [2].
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь по информатике. 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 [1].
  3. Автоматизированное рабочее место учителя.
  4. Компьютеры учащихся.

Ход урока

Первая стадия - «Вызов»

Дидактические задачи

Решение дидактических задач

  1. Актуализация и систематизация знаний, необходимых для изучения темы.
  2. Выдвижение проблемы и формирование мотивации для работы по предложенной проблеме

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Ввод информации в память компьютера».

Давайте из предложенных утверждений выберем верные и назовем их:

  • Для ввода звуковой информации служит микрофон.
  • Монитор - это устройство ввода информации.
  • Сканер служит для вывода графических изображений.
  • Для ввода фотографий используется цифровая камера.

Теперь, давайте посмотрим видеоролик, который поможет нам определить тему урок: https://www.youtube.com/watch?v=F2HE4rPy9JI (0,35 - 1:51).

Как вы думаете, какое устройство ввода поможет нашему герою напечатать открытку бабушке? (ответы детей).

Продолжение видеофрагмента до 2:07.

Как вы думаете, почему клавиатура не работает? (ответы детей).

Продолжение видеофрагмента до 2:49.

Ну и как вы уже, наверное, догадались тема нашего урока….?

Ребята, а что такое клавиатура и для чего она нам нужна? (ответы детей)

Вторая стадия - «Осмысление. Реализация смысла»

  1. Организация работы по решению проблемного вопроса

Каждый сейчас самостоятельно прочитает текст (параграф 3,стр.18-20) на тему нашего урока, отметив на полях знаки, которые соответствуют таким значениям:

«V» Если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«–» Если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+» Если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» Если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы узнать более подробно.

После прочтения текста обсуждение прочитанного:

  • С какой информацией вы уже встречались?
  • Что для вас было новым?
  • Какая информация вызвала у вас трудности в понимании?
  • Остались ли у вас вопросы по тексту?

Давайте потренируемся! Сейчас вы сядете за компьютеры и попробуете набрать текст с помощью клавиатуры. Для этого откройте Пуск - все программы – стандартные - Блокнот и начинайте набирать текст, используя клавиши о которых мы с вами говорили.

Третья стадия - «Рефлексия»

  1. Организация работы по использованию знаний новой темы.
  2. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результата деятельности.
  3. Запись домашнего задания

Выполним задания в рабочей тетради с. 19 № 25, 27.

Чему вы научились на уроке? (Ответы детей: использовать комбинации клавиш; переключать алфавиты (русский/ латинский); вводить прописную букву в режиме ввода строчных букв; переключать режимы ввода букв; вводить специальные символы).

Давайте составим синквейн на тему нашего урока. Кто напомнит правило составления синквейна? (Ответ детей: 1 строка – тема синквейна, в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза в 4 слова, несущая смысл темы синквейна. 5 строка – одно слово – синоним темы синквейна, вывод).

Например:

Клавиатура.

Необходимая, черная.

Печатает, лежит, ломается.

Клавиатура – прибор для набора текста.

Устройство ввода.

Домашнее задание: выучить комбинации клавиш, напечатать текст на любую тему.

Читайте также

Список литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь по информатике. 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Киричек К.А. Медиаурок в современной школе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 58. URL: http://novainfo.ru/article/10527 (дата обращения: 20.01.2017).
  4. Нечитайлова Е.В. Медиа-урок на основе технологии развития критического мышления // Химия в школе. 2012. № 4. С. 17-21.

Цитировать

Чугунова, В.В. Медиаурок по информатике на тему «Клавиатура» / В.В. Чугунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 329-332. — URL: https://novainfo.ru/article/10764 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться