Развитие критического мышления на уроке информатики

NovaInfo 58, с.318-322, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья содержит рекомендации по проведению урока Информатики и ИКТ в 8 классе на тему: «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение». Урок состоит из трех стадий. В каждую стадию урока включены приемы технологии развития критического мышления. Урок предполагает творческий подход к решению учебных вопросов. Его основным результатом является развитие навыков самостоятельного прогнозирования ситуации, выдвижения гипотезы, критического осмысления информации, сравнения, обобщения.

Ключевые слова

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, МЕДИАУРОК, СРЕДНЯЯ ШКОЛА, ИНФОРМАТИКА, ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Текст научной работы

С внедрением новых стандартов повышается потребность активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание такой системы образования, которая будет ориентироваться на новые образовательные стандарты.

Медиаурок — это один из интересных способов усвоения и освоения нового, а также дополнительной информации на заданную тему, построенный с использованием средств массовой коммуникации [1]. Медиауроки направлены на развитие навыка вдумчивой работы с информацией. Такой урок является наиболее удачной формой организации современного урока с использованием компьютера, который имеет выход в Интернет.

Медиаурок может быть построенным на различных педагогических технологиях. Примером такой технологии может служить технология развития критического мышления. Её особенностью является то, что ученики в процессе получения знаний сами контролируют этот процесс, отслеживают направления своего развития, определяют конечный результат, исходя из конкретных целей [2].

Рассмотрим построение медиаурока в рамках технологии развития критического мышления на примере урока для 8 класса по информатике и ИКТ на тему: «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение». Его цель: развитие критического мышления при ознакомлении детей с понятием «кодирование информации». Задачи: формировать представления о кодировании информации; видах знаковых систем и их значении, формах и значениях знаков; развивать интерес к предмету и к работе на компьютере; развивать навык определять и формулировать цель на уроке; принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; осуществлять контроль по результату. Для проведения урока необходимо следующее оборудование: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2015 [3]; тетрадь для работ по информатике; мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Internet (или сохраненный видеофрагмент).

Ход урока

Первая стадия «Вызов»

  1. Формирование мотивации для работы по предложенной проблеме.
  • Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами завершили изучение раздела, посвященного теме «Информация» контрольной работой (озвучивание результатов контрольной работы);
  • На доске изображен ребус (рисунок 1 и рисунок 2). Он поможет вам определить новую тему, к которой мы сегодня приступаем.
Первая часть темы урока
Рисунок 1. Первая часть темы урока
Вторая часть темы урока
Рисунок 2. Вторая часть темы урока
  • Давайте с помощью метода «корзина идей» попробуем разобраться, что же такое «кодирование». (На доске рисуется корзина. После обсуждения в группах в «корзину» попадают примерно следующие понятия: шифр, информация, символы, знаки, шифровка, преобразование. Далее каждое утверждение анализируется с учителем.);
  • Наиболее подробно с понятием «кодирование» мы познакомимся в следующих параграфах. А сейчас поговорим о знаках;
  • Ещё в далекие времена первобытные люди рисовали рисунки на скалах. Эти наскальные изображения имели самую разную тематику, в том числе и знаковую. Давайте посмотрим, как же выглядели эти знаки;
  • https://www.youtube.com/watch?v=EzL8_NZvLvY;
  • Как вы думаете, можно ли считать, что первобытные люди кодировали информацию таким образом? (Ответы детей.);
  • Как вы думаете, как знаки различаются между собой.

Вторая стадия — «Осмысление. Реализация смысла»

  1. Организация работы по извлечению данных из предложенной информации.

Давайте составим таблицу в тетради, которая будет называться «Виды знаков». В этом вам поможет учебник (§1.2.1,с. 18-20).Во время чтения текста пользуйтесь методом «Инсерт». Рядом со знакомой вам информаций ставьте значок — «V»; с новой информацией — «+»; информация, которая противоречит вашим знаниям — «-»; Непонятные факты, требующие объяснения — «?»

Таблица 1. Виды знаков

Название

Пример

Значение

Символьные

Иконические

Зрительные

Слуховые

Обонятельные

Сигнальные

Третья стадия — «Рефлексия»

1. Организация обсуждения результатов работы

Предлагаю вам составить синквейн на тему «Знаки» и «Кодирование». Напоминаю правило написания синквейна:

  • Первая строка. 1 слово — понятие или тема (существительное);
  • Вторая строка. 2 слова — описание этого понятия (прилагательные);
  • Третья строка. 3 слова — действия (глаголы);
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм);
  • Пятая строка. 1 слово — синоним, который повторяет суть темы.

Примеры синквейна: знаки; символьные, иконические, сигнальные; хранят, отображают; объекты, помогающие отобразить информацию; метка; кодирование; текстовое, цифровое; преобразовывает; процесс, помогающий перерабатывать информацию; шифрование.

2. Формирование осознания значимости полученных знаний

  • С какими понятиями мы сегодня познакомились? (Знаки, кодирование);
  • Что могут отображать знаки? (объекты окружающего мира или понятия);
  • Все ли знаки имеют одно значение? (каждый знак имеет определенное значение (смысл));
  • Интересна ли вам была новая информация? Почему? Много нового вы сегодня узнали;
  • Домашнее задание: придумать свой знак и присвоить ему свое значение.

Читайте также

Список литературы

  1. Киричек К.А. Медиаурок в современной школе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 58; URL: http://novainfo.ru/article/10527 (дата обращения: 18.01.2017).
  2. Нечитайлова Е.В. Медиа-урок на основе технологии развития критического мышления // Химия в школе. 2012. № 4. С. 17-21.
  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Цитировать

Уманская, А.А. Развитие критического мышления на уроке информатики / А.А. Уманская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 318-322. — URL: https://novainfo.ru/article/10748 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться