С внедрением новых стандартов повышается потребность активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание такой системы образования, которая будет ориентироваться на новые образовательные стандарты.
Медиаурок — это один из интересных способов усвоения и освоения нового, а также дополнительной информации на заданную тему, построенный с использованием средств массовой коммуникации [1]. Медиауроки направлены на развитие навыка вдумчивой работы с информацией. Такой урок является наиболее удачной формой организации современного урока с использованием компьютера, который имеет выход в Интернет.
Медиаурок может быть построенным на различных педагогических технологиях. Примером такой технологии может служить технология развития критического мышления. Её особенностью является то, что ученики в процессе получения знаний сами контролируют этот процесс, отслеживают направления своего развития, определяют конечный результат, исходя из конкретных целей [2].
Рассмотрим построение медиаурока в рамках технологии развития критического мышления на примере урока для 8 класса по информатике и ИКТ на тему: «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение». Его цель: развитие критического мышления при ознакомлении детей с понятием «кодирование информации». Задачи: формировать представления о кодировании информации; видах знаковых систем и их значении, формах и значениях знаков; развивать интерес к предмету и к работе на компьютере; развивать навык определять и формулировать цель на уроке; принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; осуществлять контроль по результату. Для проведения урока необходимо следующее оборудование: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2015 [3]; тетрадь для работ по информатике; мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Internet (или сохраненный видеофрагмент).
Ход урока
Первая стадия «Вызов»
- Формирование мотивации для работы по предложенной проблеме.
- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами завершили изучение раздела, посвященного теме «Информация» контрольной работой (озвучивание результатов контрольной работы);
- На доске изображен ребус (рисунок 1 и рисунок 2). Он поможет вам определить новую тему, к которой мы сегодня приступаем.


- Давайте с помощью метода «корзина идей» попробуем разобраться, что же такое «кодирование». (На доске рисуется корзина. После обсуждения в группах в «корзину» попадают примерно следующие понятия: шифр, информация, символы, знаки, шифровка, преобразование. Далее каждое утверждение анализируется с учителем.);
- Наиболее подробно с понятием «кодирование» мы познакомимся в следующих параграфах. А сейчас поговорим о знаках;
- Ещё в далекие времена первобытные люди рисовали рисунки на скалах. Эти наскальные изображения имели самую разную тематику, в том числе и знаковую. Давайте посмотрим, как же выглядели эти знаки;
- https://www.youtube.com/watch?v=EzL8_NZvLvY;
- Как вы думаете, можно ли считать, что первобытные люди кодировали информацию таким образом? (Ответы детей.);
- Как вы думаете, как знаки различаются между собой.
Вторая стадия — «Осмысление. Реализация смысла»
- Организация работы по извлечению данных из предложенной информации.
Давайте составим таблицу в тетради, которая будет называться «Виды знаков». В этом вам поможет учебник (§1.2.1,с. 18-20).Во время чтения текста пользуйтесь методом «Инсерт». Рядом со знакомой вам информаций ставьте значок — «V»; с новой информацией — «+»; информация, которая противоречит вашим знаниям — «-»; Непонятные факты, требующие объяснения — «?»
Название | Пример | Значение |
Символьные | ||
Иконические | ||
Зрительные | ||
Слуховые | ||
Обонятельные | ||
Сигнальные |
Третья стадия — «Рефлексия»
1. Организация обсуждения результатов работы
Предлагаю вам составить синквейн на тему «Знаки» и «Кодирование». Напоминаю правило написания синквейна:
- Первая строка. 1 слово — понятие или тема (существительное);
- Вторая строка. 2 слова — описание этого понятия (прилагательные);
- Третья строка. 3 слова — действия (глаголы);
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм);
- Пятая строка. 1 слово — синоним, который повторяет суть темы.
Примеры синквейна: знаки; символьные, иконические, сигнальные; хранят, отображают; объекты, помогающие отобразить информацию; метка; кодирование; текстовое, цифровое; преобразовывает; процесс, помогающий перерабатывать информацию; шифрование.
2. Формирование осознания значимости полученных знаний
- С какими понятиями мы сегодня познакомились? (Знаки, кодирование);
- Что могут отображать знаки? (объекты окружающего мира или понятия);
- Все ли знаки имеют одно значение? (каждый знак имеет определенное значение (смысл));
- Интересна ли вам была новая информация? Почему? Много нового вы сегодня узнали;
- Домашнее задание: придумать свой знак и присвоить ему свое значение.