Особенности инновационной деятельности в сфере туризма

№39-2,

экономические науки

В статье рассмотрены сущность, виды и особенности инновации в туристической индустрии.

Похожие материалы

В предыдущем столетии за счет роста всех отраслей экономики и внедрения инновационных технологий уровень сервиса и туризма во всем мире значительно увеличился. Процессы глобализации и усиление конкурентной борьбы с инновационно активными иностранными турфирмами обуславливают необходимость резкого повышения эффективности деятельности российских туристских компаний, что, в свою очередь, определяет актуальность исследования особенностей инновационной деятельности в туриндустрии в современных условиях.

На данный момент туризм является лидирующей отраслью экономики многих стран, а динамические темпы развития туризма признаются экономическим парадоксом столетия. В 39% стран туризм является основным источником дохода в государственный бюджет, а для 82% стран туризм выступает в качестве одной из основных отраслей экономики.

По данным Всемирной организации туризма, на туризм приходится 10% валового мирового продукта, 7% общего объема инвестиций и около 5% всех налоговых поступлений [5].

В сложившихся экономических условиях, которые наблюдаются во всех отраслях экономики, такие понятия как жесткая конкуренция, подверженность инновационным процессам, быстрые темпы развития являются нормой. Туризм тоже работает по данным принципам. Задача государства при этом состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для данной отрасли путем регулирования правовой сферы, законодательной базы и создания привлекательной почвы для притока капитала. Необходимо направить свободные средства на развитие наукоемких отраслей, которые, в свою очередь, будут влиять на развитие других отраслей экономики, в том числе и на туризм.

Характерным признаком развития современного общества и немаловажным элементом развития любой отрасли экономики являются инновации, они занимают одно из ключевых мест. Туристический бизнес не исключение, в нем инновации занимают особое место. Готовый и функционирующий туристический продукт подлежит постоянной модернизации, в противном случае компания потеряет конкурентоспособность на туристическом рынке.

В условиях роста динамики внешней среды, чтобы удовлетворить растущий спрос потребителей, туристические компании должны соответствовать современным тенденция и новшествам в области предоставления туристических услуг. В этом компания помогает современные достижения науки и техники, осваиваемые посредством активной инновационной деятельности [1].

Туристическая индустрия - это целостная система, которая включает в себя множество взаимосвязанных элементов:

  • туристический продукт, представленный турами и туристическими услугами;
  • субъектов туристической индустрии (органы управления туристической индустрией, научно-исследовательские институты);
  • участников туризма, которыми является человечество и каждый человек в отдельности, использующий туристический продукт для удовлетворения своих потребностей;
  • объекты туризма, которыми являются компании или физические лица, которые сопровождают услуги по питанию, размещению, а также экскурсионное бюро и транспортные предприятия;
  • организаторов туризма – туристических операторов или агентств, которые занимающихся разработкой туристических маршрутов, а затем продвижением и внедрением (реализацией) его на рынке. [3]

В связи с постоянным и интенсивным развитием и усложнением сферы туризма, элементов и участников может становиться все больше, как и связей между ними. В туристское производство вовлекаются как предприятия национальной экономики, так и зарубежные корпорации.

Для обслуживания туристической системы используются не только туристические агентства, но торговые предприятия, страховые компании, банки. Косвенное отношение к туриндустрии также имеют общественный транспорт, учреждения культуры, лечебные и медицинские предприятия, учреждения по организации связи. Таким образом, инновации в сфере туризма затрагивают не только непосредственно туристические компании, но и широкий спектр инфраструктурных организаций.

С каждым годом количество предлагаемых продуктов, а также спрос на услуги туристических компаний растет. На рисунке 1 представлена динамика численности организаторов туризма (туристические компании) в РФ за период 2010-2014гг.

Динамика организаторов туризма за период 2010-2014 гг.

Рисунок 1. Динамика организаторов туризма за период 2010-2014 гг.

В мире создаются и закрываются сотни туристических компаний каждый день из-за жесткой конкуренции и постоянного развития многие не могут удержать свои позиции и становятся не рентабельными [5]. Что касается динамики организаторов туризма в России, то на основе рисунка 1 можно сделать вывод, что сейчас наблюдается спад: из-за несовершенной материально-технической базы, отсутствия поддержки прогрессивных или инновационных предприятий государством, несовершенной законодательной базы, а также финансового кризиса в стране.

В качестве путей совершенствования туристического комплекса в целом с учетом особенностей каждого вида инноваций предлагаются следующие:

  • Продуктовая инновация – это внедрение качественно нового продукта или усовершенствование существующего туристического продукта или услуги. Для усовершенствования этого направления можно разработать новое направление путешествий, туристического маршрута, или предложить новую туристическую услугу.
  • Ресурсные инновации находят себе место в мире туризма, в виде новых туристических ресурсов. Тут можно предложить рынку новое событие (пример – фестиваль), освоить нетрадиционные объекты показа (например, милитари-туризм), построить новые инфраструктурные объекты (например, для занятия экстремальными видами спорта);
  • Технико-технологическая инновация находит себе место в туристической индустрии в виде предложения новой технологии обслуживания туризма. Например, использовать интернет-рекламу, электронные системы продажи авиабилетов; е-коммерция (в сети Интернет), создание виртуальных турагентств, электронные системы бронирования в отелях.
  • Организационные инновации представлены в туристической индустрии использованием эффективной структурой управления и деятельности фирмы. Это использование систем управления гостиницей по контракту, развитие интегрированных гостиничных цепей, использование компьютерных клиентских баз данных.
  • Маркетинговые инноваций проявляются в определении новых сегментов для сбыта туристических услуг. Например, разработка специальных туров и услуг для отдельных групп потребителей (например, людей с ограниченными возможностями), выход на новые географические рынки [6].

Основная роль инноваций заключается в обеспечении постоянного развития и конкуренции для удовлетворения потребностей общества. Инновации нужны не только, чтобы зайти на рынок и занять свободную нишу, а и для того, чтобы удержаться и выжить в конкурентной среде. Есть такие два вида инноваций для разных ситуаций: кризисная инновация и инновация развития. Кризисная инновация – это грамотное решение, направленное на спасение товара (услуги) от исчезновения путем использования новых подходов [1]. Срок реализации такого вида инновации критически короткий. Инновация развития направлена на предупреждение старения, предупреждающая старение существующего товара. Срок реализации – средне или долгосрочный период.

Таким образом, особенности инновационной деятельности в туризме заключаются в том, что туристические компании всегда должны соответствовать современным тенденциям и новшествам, поскольку готовый и функционирующий туристический продукт подлежит постоянной модернизации. Инновации в сфере туризма затрагивают не только непосредственно туристические компании, но и широкий спектр инфраструктурных организаций [2]. Для обеспечения нормальной работы и постоянного развития туристической индустрии компании должны использовать инновации, как для борьбы с кризисами, так и инновации развития, чтобы выжить на рынке свободной конкуренции. Естественно, среда постоянно меняется и вместе с ней необходимо не только внедрять новые продукты на рынок, но и адаптироваться к изменениям, которые она предлагает.

Список литературы

  1. Ресурсы инноваций : организационный, финансовый, административный / под ред. проф. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  2. Сенин В. С. Организация международного туризма / В. С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  4. .Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент/ Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013.
  5. Корнеева Е.Н. Менеджмент изменений в современных условиях [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 6 (38). С. 117-120.
  6. Корнеева, Е.Н. Инновационные подходы к менеджменту предприятий сферы сервиса в условиях динамично меняющейся среды [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 96-99.