Формирование механизма инновационной адаптивности

№58-5,

Экономические науки

В статье подчеркивается важность развития инновационной адаптивности в современных экономических условиях. Авторы обосновывают и приводят особенности формирования механизма инновационной адаптивности на предприятии.

Похожие материалы

Значение инновационной адаптивности хозяйствующих субъектов увеличивается в современных экономических условиях. Под управлением инновационной адаптивностью понимается целевое воздействие по согласованию схем движения ресурсов, взаимодействия инновационно-ориентированных подразделений в соответствии с целями и задачами инновационного развития предприятий. Механизм управления инновационной адаптивностью предприятий представляет собой совокупность мер и действий, направленных на исследование, разработку, применение, освоение в производстве и реализацию инновационных проектов.

Процесс инновационной деятельности можно представить в виде линейной модели (рис. 1).

Модель инновационной деятельности
Рисунок 1. Модель инновационной деятельности

Как известно, инновационная деятельность представляет собой неотъемлемую часть всего процесса предпринимательства, в свою очередь, предприниматели должны обладать способностью принимать, создавать, использовать инновации. Эффективность инновационного предпринимательства зависит от многих факторов – как внутренних, так и внешних.

Итак, механизм управления инновационной адаптивностью состоит из следующих этапов:

  1. Получение сведений о нововведении. Получение фирмой информации о нововведении осуществляется двумя способами:
    • осознание организацией потребности в нововведении, которая усиливает поиск альтернативных путей решения некоторых проблем. Затем этот поиск приводит организацию в контакт с какой-то инновационной практикой. Например, организация может осознать, что ее возможности сбора информации меньше, чем они должны быть (т.е. существует разрыв в деятельности), и поэтому ищет альтернативы, чтобы улучшить эту ситуацию. Организация может найти новую информацию по управлению, которую она могла бы апробировать.
    • получение сведений о нововведении – когда организация с самого начала информирована о каком-либо нововведении. Зная об этом нововведении, она может принять решение, что могла бы действовать лучше. Например, организация исходно может не иметь никакой конкретной потребности в нововведении. Однако по мере того, как ее руководители получают различную информацию, они могут узнать о какой-либо новой системе и осознать, что их организация могла бы работать намного более эффективно, применяя новую методику. Это получение новых сведений изменяет ожидания на высших уровнях относительно деятельности так, что теперь уже существует потребность в нововведении путем внедрения новой информационной системы.

Таким образом, получение сведений о нововведении может происходить двояким путем: существует определенная потребность в нововведениях, нововведении; либо сведения о нововведении приводят к неудовлетворенности существующей практикой, что впоследствии порождает потребность в нововведении.

  1. Формирования отношения к нововведению. Здесь предприниматель формирует свое отношение к нововведению. Это отношение будет играть важную роль в том, примет ли организация решение внедрить или отвергнуть нововведение. В данном случае имеются, по крайней мере, два важных подхода к нововведению:
    • открытость по отношению к нововведению - готовность организации рассмотреть нововведение, проявить непредвзятое отношение к нему и, наконец, признание сотрудниками организации, что предлагаемое нововведение улучшит выполнение организацией ее функций;
    • понимание сотрудниками организации потенциальных возможностей нововведения - сотрудники считают, что внутри организации есть возможности для использования нововведения и что организация в прошлом имела успех в использовании нововведения.
  2. Принятие решения. При принятии решения потребности в сборе и обработке информации велики, так как руководители организации осуществляют выбор - внедрять или не внедрять нововведение.
  3. Разработка стратегии нового продукта. Основной целью этого этапа выступает выявление потенциального целевого рынка и определение стратегических целей для вывода нового продукта.
  4. Создание целостной идеи будущего продукта путем четкого понимания целей нововведения и определения потенциальной доли целевого рынка, которые создают базу для реализации инноваций.
  5. Оценка альтернативных идей. В результате реализации этого этапа, как правило, производится выбор наиболее привлекательной идеи нового товара.
  6. Бизнес-анализ проектов, предваряющий начало инвестирования в прототип нового товара.
  7. Создание опытного образца, осуществление лабораторного тестирования.
  8. Маркетинговые (или рыночные) тестирования новинки.
  9. Реализация проекта относительно создания и вывода на рынок нового товара.

Итак, модель механизма управления инновационной адаптивностью схематически представлена на рис. 2.

Механизм управления инновационной адаптивностью
Рисунок 2. Механизм управления инновационной адаптивностью

В результате проведенного организационно-управленческих, инженерно-технологических, финансово-экономических показателей анализируемого предприятия были выявлены следующие проблемы:

  1. Снижение годовой выработки одного работающего (в 2013г. - 297,4 тыс. руб., в 2014г. - 414,4 тыс. руб., в 2015г. - 192,8 тыс. руб.) на 35,2%, что свидетельствует об ухудшении мотивированности труда рабочих, износе основных производственных фондов, ухудшении качества продукции.
  2. Повышение себестоимости реализованной продукции за анализируемый период на 144,6% (с 168 867 тыс. руб. в 2013 г. до 244 227 тыс. руб. в 2015 г.).
  3. Предприятие испытывает дефицит собственных источников финансирования оборотных средств.
  4. Кроме всего прочего, анализируемое предприятие нерентабельно, т.к. в результате проведенного анализа выяснилось, что коэффициент рентабельности на конец анализируемого периода составил 3,1%, т.е. с одного рубля, затраченного на производство продукции, предприятие имеет прибыль 3 коп.

Список литературы

  1. Баранникова О.Е., Безнебеева А.М., Иванова Ю.А. К вопросу об улучшении условий труда в Волгоградской области // Современные аспекты экономики, 2016. № 11 (231). С. 58-63.
  2. Баулина О.А., Клюшин В.В. Управление проектами: учебно-методическое пособие. Волгоград, 2016.
  3. Беляев М.К. и др. Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы. Тренинг персонала: учебное пособие / М.К. Беляев, О.В. Максимчук, Б.А. Навроцкий, Г.Н. Ильина, А.М. Безнебеева, О.О. Некрасова. Волгоград, 2014.
  4. Мельникова Ю.В. Налоговый менеджмент как превентивная мера по предупреждению неплатежеспособности предприятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2014. № 8 (93). С. 138-141.
  5. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Современные методы управления персоналом в условиях нестабильности внешней среды // Территория науки, 2014. – Т. 5. - № 5. – С. 138-141.
  6. Секачева Т.В., Забегалов А.П., Беляев М.К. Особенности внедрения инноваций на региональном уровне // Инновационное развитие строительства Волгоградской области, 2016. С. 121-124.
  7. Снегирев А.А. Инновационное управление [Электронный ресурс]. –URL: http://economy-ru.com/menedjment-innovatsionnyiy/innovatsionnoe-upravlenie-kurs-lektsiy.html (дата обращения: 25.01.2017).
  8. Соколова С.А. и др. Практический опыт реализации инновационных проектов в строительстве / С.А. Соколова, С.А. Новикова, А.А. Савина, Е.Н. Язенцева // Экономика и предпринимательство, 2016. № 10-1 (75-1). С. 906-911.
  9. Соколова С.А. К вопросу о необходимости применения инноваций в строительном производстве // Современные проблемы и тенденции развития экономики иуправления в XXI веке: сборник материалов IX-й международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. С. 39-48.
  10. Соколова С.А. К вопросу оценки экономической результативности инновационных процессов // Инвестиции, строительство и недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики: Материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. Томск, 2015. С. 180-183.
  11. Соколова С.А., Савина А.А., Язенцева Е.Н. Оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта // Интернет-журнал Науковедение, 2016. Т. 8. № 2. С. 74.
  12. Шаталов М.А. Адаптивные направления оптимизации логистических издержек современных компаний // Материалы XIX Отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава под редакцией С.Л. Иголкина, 2016. С. 100-103.
  13. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинов И.В. Обоснование стратегии диверсификации предпринимательских структур в условиях нестабильности внешней среды // Государственный советник, 2015. – № 3 (11). – С. 9-13.
  14. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Адаптивные направления повышения эффективности деятельности коммерческих организаций // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы: сборник научных трудов, 2016. С. 323-327.