Мотивы выбора профессии и самоактуализация студентов

№39-2,

психологические науки

В статье представлены результаты исследования по взаимосвязи мотивов выбора профессии и самоактуализации студентов первого курса Алтайского государственного университета.

Похожие материалы

Данная статья посвящена вопросам мотивации выбора профессии. Эта тема, хоть и была исследована многими отечественными и зарубежными психологами, остаётся актуальной и по сей день. Мотивационная сфера личности остаётся одной из наиболее разработанных сфер в общей психологии и психологии личности, однако сложившиеся научные направления достаточно разрознены и разобщены. Каждое из направлений, изучающих сферу мотивов, имеет свою методологическую, методическую и экспериментальную основы. Таким образом, проблема мотивации выбора профессии многогранна и сложна. Существует множество различных подходов к определению, структуре и содержанию мотивационной сферы личности. Такие психологи, как Л. С. Выготский, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, К. Левин и др., посвятили этой проблеме большое количество работ. Мотивация профессионального самоопределения – система факторов мотивации, побуждающих и направляющих выбор профессии любого человека [1].

Согласно Р. В. Овчаровой, выделяются внутренние и внешние мотивы по отношению человека к труду и его результату. На основе внутренних мотивов человек трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления. Среди этих мотивов выделяются индивидуальные и социальные. К первым относится личная значимость мотивов: удовлетворение, которое приносит человеку работа благодаря её творческому характеру. Ко второй группе индивидуальных мотивов относят возможность общения с другими людьми, значительное влияние на них. Внешняя мотивация – различные внешние стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия в какой-либо деятельности. Выделяют положительные и отрицательные внешние стимулы: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж в первом случае и влияние на личность путём давления, различных наказаний, критики или осуждения и других санкций негативного характера во втором. [2]

У отечественных и зарубежных психологов различные взгляды на определение самоактуализации. Первым этот термин ввёл в психологическую науку А. Маслоу. Позже проблемами самоактуализации занимались такие психологи, как Ф. Перлз, К. Роджерс, Э. Фромм, Л.Н. Куликова, Д.А. Леонтьев и другие. Некоторые учёные рассматривали самоактуализацию и самореализацию как синонимы (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). Обобщив взгляды различных исследователей на эту проблему, можно сказать, что самоактуализация – это процесс реализации индивидуальности человека, в котором проявляются её характеристики, направленные на более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через разные виды активности. [3]

Проведенный анализ показывает, что особенности самореализации личности неоднократно выступали в качестве предмета изучения в качестве движущей силы на пути профессионального самоопределения субъекта, осуществления им профессиональных выборов и реализации в профессии. Так еще Г. Гегель, работавший над идеей самореализации, установил, что разного рода помыслы, желания и стремления личности объективируются и реализуются, а труд добывает для человека средства удовлетворения его потребностей. Л. Фейербах, занимаясь проблемой самореализации, поставил вопрос о назначении человека, которое он видел в выполнении, реализации его жизненных целей. Для С.Л. Рубинштейна самореализация – это один из важнейших мотивов человеческой деятельности, стремление испытать и выявить свои силы и способности. Чаще всего данный мотив выступает сопутствующим в ведущей к самореализации деятельности. Б.С. Гершунский же отмечает, что смысл жизни каждого человека — это наиболее полная его жизненная самореализация. [4]

Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между мотивами выбора профессии и самоактуализацией личности. Испытуемые – студенты первого курса Алтайского государственного университета, направление подготовки – Психология. Для изучения взаимосвязи использовались такие методики, как тест «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой (помогает выявить преобладающий вид мотивации) и «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной (определяет мотивационно-ценностною структуру личности). Результаты обрабатывались с помощью статистической программы SPSS 17.

По результатам исследования можно разделить всех испытуемых на 4 группы: 1 группа – лица с преобладающими внутренними индивидуальными мотивами выбора профессии (80%); 2 группа – лица с превалирующими внутренними социальными мотивами (30%); 3 группа – лица, у которых на первом месте стоят внешние положительные мотивы (10%) и 4 группа – лица, у которых главенствуют внешние отрицательные мотивы (10%).

С помощью корреляционного анализа Спирмена выявлена достоверная положительная взаимосвязь внутренних индивидуальных мотивов с самореализацией (r=0,66, p≤0,03), духовным удовлетворением (r=0,72, p≤0,01) и креативностью (r=0,74, p≤0,01). Внутренние социальные мотивы, таким образом, оказались связанными с креативностью (r=0,698, p≤0,02), социальными контактами (r=0,67 p≤0,03), собственным престижем (r=0,67, p≤0,03) и семейной сферой (r=0,66, p≤0,04).

Можно сказать, что если уровень самореализации личности, её удовлетворение духовной сферой жизни и степень креативности высоки, то человек руководствуется своими внутренними, личными мотивами при выборе профессии. Если же присутствует высокий уровень креативности, социальных контактов, велика значимость собственного престижа и семейной сферой жизни, человек руководствуется внутренними социальными мотивами в выборе собственной профессии.

Внешние мотивы, как положительные, так и отрицательные, согласно результатам корреляционного анализа, никак не связаны с самоактуализацией.

Таким образом, в результате исследования выявлена положительная взаимосвязь между внутренней, собственно личностной мотивацией при осуществлении профессионального выбора и самоактуализацией личности.

Список литературы

  1. Колесникова Т.А. Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза / Т.А. Колесникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – 2008. - №76-2. – С. 132-138.
  2. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – С. 7-9.
  3. Расторгуева Е. Н. К определению самоактуализации/ Е. Н. Расторгуева // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта – 2013. - №5 (99). – С. 114-121.
  4. Бахмат С. А. Профессиональная самореализация студентов колледжа в условиях монопрофильного города/ С. А. Бахмат // Среднее профессиональное образование. – 2009. – Вып. 9. – С. 15-19.