Мотивы выбора профессии и самоактуализация студентов

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по взаимосвязи мотивов выбора профессии и самоактуализации студентов первого курса Алтайского государственного университета.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, МОТИВАЦИЯ, ВЫБОР ПРОФЕССИИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Текст научной работы

Данная статья посвящена вопросам мотивации выбора профессии. Эта тема, хоть и была исследована многими отечественными и зарубежными психологами, остаётся актуальной и по сей день. Мотивационная сфера личности остаётся одной из наиболее разработанных сфер в общей психологии и психологии личности, однако сложившиеся научные направления достаточно разрознены и разобщены. Каждое из направлений, изучающих сферу мотивов, имеет свою методологическую, методическую и экспериментальную основы. Таким образом, проблема мотивации выбора профессии многогранна и сложна. Существует множество различных подходов к определению, структуре и содержанию мотивационной сферы личности. Такие психологи, как Л. С. Выготский, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, К. Левин и др., посвятили этой проблеме большое количество работ. Мотивация профессионального самоопределения – система факторов мотивации, побуждающих и направляющих выбор профессии любого человека [1].

Согласно Р. В. Овчаровой, выделяются внутренние и внешние мотивы по отношению человека к труду и его результату. На основе внутренних мотивов человек трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления. Среди этих мотивов выделяются индивидуальные и социальные. К первым относится личная значимость мотивов: удовлетворение, которое приносит человеку работа благодаря её творческому характеру. Ко второй группе индивидуальных мотивов относят возможность общения с другими людьми, значительное влияние на них. Внешняя мотивация – различные внешние стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия в какой-либо деятельности. Выделяют положительные и отрицательные внешние стимулы: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж в первом случае и влияние на личность путём давления, различных наказаний, критики или осуждения и других санкций негативного характера во втором. [2]

У отечественных и зарубежных психологов различные взгляды на определение самоактуализации. Первым этот термин ввёл в психологическую науку А. Маслоу. Позже проблемами самоактуализации занимались такие психологи, как Ф. Перлз, К. Роджерс, Э. Фромм, Л.Н. Куликова, Д.А. Леонтьев и другие. Некоторые учёные рассматривали самоактуализацию и самореализацию как синонимы (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). Обобщив взгляды различных исследователей на эту проблему, можно сказать, что самоактуализация – это процесс реализации индивидуальности человека, в котором проявляются её характеристики, направленные на более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через разные виды активности. [3]

Проведенный анализ показывает, что особенности самореализации личности неоднократно выступали в качестве предмета изучения в качестве движущей силы на пути профессионального самоопределения субъекта, осуществления им профессиональных выборов и реализации в профессии. Так еще Г. Гегель, работавший над идеей самореализации, установил, что разного рода помыслы, желания и стремления личности объективируются и реализуются, а труд добывает для человека средства удовлетворения его потребностей. Л. Фейербах, занимаясь проблемой самореализации, поставил вопрос о назначении человека, которое он видел в выполнении, реализации его жизненных целей. Для С.Л. Рубинштейна самореализация – это один из важнейших мотивов человеческой деятельности, стремление испытать и выявить свои силы и способности. Чаще всего данный мотив выступает сопутствующим в ведущей к самореализации деятельности. Б.С. Гершунский же отмечает, что смысл жизни каждого человека — это наиболее полная его жизненная самореализация. [4]

Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между мотивами выбора профессии и самоактуализацией личности. Испытуемые – студенты первого курса Алтайского государственного университета, направление подготовки – Психология. Для изучения взаимосвязи использовались такие методики, как тест «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой (помогает выявить преобладающий вид мотивации) и «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной (определяет мотивационно-ценностною структуру личности). Результаты обрабатывались с помощью статистической программы SPSS 17.

По результатам исследования можно разделить всех испытуемых на 4 группы: 1 группа – лица с преобладающими внутренними индивидуальными мотивами выбора профессии (80%); 2 группа – лица с превалирующими внутренними социальными мотивами (30%); 3 группа – лица, у которых на первом месте стоят внешние положительные мотивы (10%) и 4 группа – лица, у которых главенствуют внешние отрицательные мотивы (10%).

С помощью корреляционного анализа Спирмена выявлена достоверная положительная взаимосвязь внутренних индивидуальных мотивов с самореализацией (r=0,66, p≤0,03), духовным удовлетворением (r=0,72, p≤0,01) и креативностью (r=0,74, p≤0,01). Внутренние социальные мотивы, таким образом, оказались связанными с креативностью (r=0,698, p≤0,02), социальными контактами (r=0,67 p≤0,03), собственным престижем (r=0,67, p≤0,03) и семейной сферой (r=0,66, p≤0,04).

Можно сказать, что если уровень самореализации личности, её удовлетворение духовной сферой жизни и степень креативности высоки, то человек руководствуется своими внутренними, личными мотивами при выборе профессии. Если же присутствует высокий уровень креативности, социальных контактов, велика значимость собственного престижа и семейной сферой жизни, человек руководствуется внутренними социальными мотивами в выборе собственной профессии.

Внешние мотивы, как положительные, так и отрицательные, согласно результатам корреляционного анализа, никак не связаны с самоактуализацией.

Таким образом, в результате исследования выявлена положительная взаимосвязь между внутренней, собственно личностной мотивацией при осуществлении профессионального выбора и самоактуализацией личности.

Читайте также

Список литературы

  1. Колесникова Т.А. Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза / Т.А. Колесникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – 2008. - №76-2. – С. 132-138.
  2. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – С. 7-9.
  3. Расторгуева Е. Н. К определению самоактуализации/ Е. Н. Расторгуева // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта – 2013. - №5 (99). – С. 114-121.
  4. Бахмат С. А. Профессиональная самореализация студентов колледжа в условиях монопрофильного города/ С. А. Бахмат // Среднее профессиональное образование. – 2009. – Вып. 9. – С. 15-19.

Цитировать

Шаронова, М.Н. Мотивы выбора профессии и самоактуализация студентов / М.Н. Шаронова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4090 (дата обращения: 29.05.2022).

Поделиться