Психологическая характеристика жизненных планов осужденных к длительным срокам лишения свободы

№85-2,

психологические науки

В статье приводятся результаты исследования по проблеме жизненных планов осужденных к длительным срокам лишения свободы. Актуальность заключается в том, что плохая адаптация к жизни, условия, в которых долгое время находятся осужденные, отсутствие представлений о том, что они будут делать, когда выйдут на свободу, может привести к рецидиву.

Похожие материалы

На жизненные планы лиц, которые отбывают наказания в исправительных учреждениях, чаще всего влияет характер совершенного преступления, количество судимостей, вид режима и срок наказания.

Что касается жизненных планов осужденных после освобождения, то большинство из них в будущем собираются создать семью (ранг 1); хотят устроиться в производственной сфере (ранг 2); намерены уехать за границу (ранг 3); желают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (ранг 4); хотят посвятить себя предпринимательской деятельности (ранг 5); не намерены работать (ранг 6).

Исследование личностных жизненных планов осужденных и их влияние на поведение лиц, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях, вызвано, во-первых, необходимостью изменения и развития жизненных перспектив личности в современных социально-экономических условиях (ресоциализация), во-вторых, гуманизацией исполнения уголовного наказания, предусматривающего изменение поведения осужденных в процессе повышения уровня их позитивной социальной активности.

В исследовании приняло участие 30 осужденных к длительным срокам лишения свободы.

Все осужденные были разделены на 5 групп в зависимости от срока отбытого наказания: 1) менее 1 года (32%); 2) от 1 до 3 лет (21%); 3) от 3 до 5 лет (17%); 4) от 5 до 10 лет (21%); 5) более 10 лет (9%)

Эмпирический анализ результатов методики СЖО ( тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева) показал, что для осужденных, которые находятся в местах лишения свободы меньшее количество времени характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Осужденные, которые отбывают наказание длительное время в большей степени воспринимают сам процесс жизни как скучный, эмоционально бедный и бессмысленный. Осужденные, которые отбывают наказание более 5 лет, в целом довольна своей прожитой жизнью, их жизнь имела смысл, но данный показатель характеризует осужденных, которые доживают свою жизнь и не видят перед собой будущего.

Эмоциональное состояние осужденных изучалось с помощью цветового теста Люшера. Данный основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность осужденного на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. При интерпретации учитывались 2 выбора осужденных наиболее приятного цвета. Первый выбор характеризует желаемое, второй выбор — действительное состояние.

Проведенное исследование показало тенденцию к изменению предпочитаемого цвета в зависимости от срока отбытого наказания: от желтого (при пребывании в колонии менее 1 года) и черного (от 1 до 3 лет) к зеленому (3-5 лет) и синему (свыше 5 лет).

Осужденные, отбывшие наказание менее 1 года при первом выборе предпочитают желтый цвет (38%), это можно интерпретировать как надежда на хорошее будущее, необходимость забыть в ошибки прошлого, например, совершенное преступление, желание скорейшего освобождения. После отбывания первого года 23% осужденных выбирают черный цвет. Это может говорить о враждебном отношении к окружающим людям, обстоятельствам и всем проявлениям в свой адрес, агрессии, непринятии себя и окружающего мира.

После 3-5 лет отбывания наказания 28% осужденных выбирают зеленый цвет. Это указывает о желании осужденного быть в центре внимания, о стремлении к уверенности и самостоятельности, независимости, уважению, признанию в среде осужденных. В то же время 21% осужденных предпочитают серый цвет, это может говорить о стремлении отгородиться от всех, быть свободным от обязательств, не быть ни во что вовлеченным. Такие осужденные не склонны к деятельности, выполняют все машинально, механически.

Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы более 10 лет, при первом выборе предпочитают синий цвет (41%), это говорит о спокойствии, уравновешенности, чувстве принадлежности к группе. Осужденные, которые при первом выборе предпочитают синий цвет стремятся не нарушать режим содержания.

При втором выборе осужденные, находящиеся в исправительном учреждении от 1 года до 3 лет, предпочитают зеленый цвет (38%). В таком случае можно характеризовать осужденного, у которого твердый характер, стремление выстоять перед возможными изменениями среды, высокую самооценку. Осужденные, которые ставят на первое место зеленый цвет стремятся повысить уверенность в свои ценностях путем отстаивания своих прав, своего превосходства перед другими, ожидают признания со стороны.

Группа осужденных, отбывающих наказание от 5 до 10 лет, при втором выборе отдают предпочтение синему (29%) и коричневому цвету (31%). Это означает, что осужденные адаптировались к новой среде, о слабости, усталости.

Интерпретация методики «Индекс жизненной удовлетворенности» показал, что у осужденных, которые отбывают наказание до 5 лет средний уровень удовлетворенности. Это говорит о том, что осужденные надеются на скорейшее освобождение, считают, что у них вся жизнь впереди, считают что прожили жизнь хорошо.

Осужденные, которые находятся в местах лишения свободы более 5 лет имеют низкий уровень удовлетворенности жизнью. Можно охарактеризовать данных осужденных как жалеющих о том, что прожили свою жизнь зря, отсутствуют дальнейшие планы. Это может быть связано с дальнейшей проблемой устроиться на работу из-за наличия судимости. Также нахождение долгого времени в местах лишения может сказаться на круге общения, утрата родственных связей.

Наибольший результат по шкале «Последовательность в достижении целей» у осужденных, находящихся в исправительном учреждении менее 1 года. Это характеризует осужденных как решительных, стойких, уверенных в себе, направленных на достижение своих целей.

Таким образом можно сделать вывод, что практически у половины осужденных к длительным срокам лишения свободы есть четкие жизненные планы (42%). Наибольшее влияние на формирование планов оказали только сам осужденные. Это может быть связано с тем, что большая часть осужденных воспитывались в неблагополучных семьях, многие из них не имеют общего образования (31%).Для того чтобы решить жизненные задачи большинство осужденных считают, что необходимо обеспечить себя материальной базой.

Осужденные, которые отбывают наказание долгое время, чувствуют себя усталыми. потерявшими смысл жизни, жалеют о том, что их жизнь прошла в местах лишения свободы. У данной группы осужденных присутствует страх, напряженность. Большинство из них утратили родственные связи. Трудоустройство может быть затруднительным из-за наличия судимости.

Для группы осужденных, которые находятся в исправительном учреждении небольшое время характерна агрессивность, желание быть в центре внимания, враждебность. Такие осужденные считают что не совершили ошибки в прошлом.

Подводя итог, необходимо отметить, что нами была раскрыта общая картина проблема жизненных планов осужденных к длительным срокам лишения свободы и их влияние на поведение.

Список литературы

  1. Вербова К.В. А.С.Макаренко о проблеме формирования жизненных планов воспитанников // Педагогическая система А.С.Макаренко и вопросы ее творческого применения современными воспитательными учреждениями. М., 1972. С. 37.
  2. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии – М.: Право и жизнь, – 1925, С. 40
  3. Горелова, Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия / Г.Г. Горелова. - М.: Моск-й инст-т, 2004. - С. 320.
  4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН.-1998.-Т.68.-№6.
  5. Деева Н.А. Формирование социально-значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания. - Рязань, 1981
  6. Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста: Учеб. пособие. Рязань, 1978
  7. Деев В.Г., Казакова Е.Н., Михалева И.В., Наприс А.В. Основы психологии исполнения уголовных наказаний: Учебное пособие. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001.– С. 173
  8. Деев В.Г., Ушатиков А.И. Характеристика направленности личности несовершеннолетних правонарушителей. Рязань, 1978.
  9. Дмитриев Ю.А.Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2007