Возможности использования облачных технологий в школе

№39-2,

педагогические науки

Применение «облачных» технологий в образовательном процессе рассматривается как новый подход к преподаванию информатики и ИКТ. Учитель осваивает новые возможности сети Интернет, разрабатывает конспекты уроков с использование облачных технологий, реализует и получает высокие результаты своей деятельности. В данной статье описаны интернет-приложения, которые могут быть использованы в школе для преподавания информатики.

Похожие материалы

Личностно-ориентированный подход в обучении становится основой эффективного и качественного школьного образования, который требует применение новейших средств обучения. Возникает проблема построения урока с помощью информационно-коммуникационных технологий. Школы закупают технические средства, затем устанавливают определенное программное обеспечение. Каждая техническая единица должна быть лицензирована и иметь определенный пакет правовых документов. Многие образовательные организации не способны купить новейшие технические и программные продукты.

Использование web-технологий в образовательном процессе заметно активизирует школьников в изучении предметов, способствует расширению и углублению знаний обучающихся, эффективному освоению методов исследовательской и проектной работы. Интеллектуальная и творческая инициатива, учебно-познавательный интерес школьников и развитие коммуникационной культуры помогает детям достигать высоких результатов [1, 2].

Интенсивное развитие современных интернет-технологий по всем направлениям позволяет нам сформировать новый педагогический тренд – «облачный инструментарий» современного педагога [3,4].

Многообразие облачных сервисов дает возможность учителю информатики не ограничивать себя и своих учеников в изучении различных программных сред. Использование web-технологий позволит расширить возможности по изучению тех программ, которые были недоступны ранее [5]. Сами web-технологии уже стали объектом серьезного философского осмысления [6].

В настоящее время уже создано множество облачных приложений, которые охватывают большое количество областей учебного процесса. Для каждой программы, изучаемой в школьном курсе информатики и КТ или применяемой на других уроках, есть аналог [7]. Причем многие из них имеют безграничные возможности, красочное оформление, удобство в управлении, доступность в любом месте и в любое время, а также одно из самых главных достоинств – работа в коллективном режиме и доступность с минимальными затратами, что невозможно для лицензионных программ на локальном компьютере в школе, смартфонах или планшетах.

При изучении базового курса Информатики и ИКТ рассматриваются и осваиваются большое количество программ. Большинство имеют аналоги в виде web-сервисов, которые всегда доступны в любом месте, где бы не находился участник образовательного процесса при наличии доступа к сети Интернет.

Рассмотрим web-сервисы, которые смогут быть полноценными заменителями программного обеспечения школьного компьютера в кабинете информатики.

При изучении раздела «Информация и информационные процессы» могут использоваться сервисы различного назначения. Для демонстрации фильмов, картинок, текстов и другой информации используются офисные приложения, презентации, графические сервисы. Например, для создания презентаций подходит prezi.com, для подготовки текстов Google Docs, для демонстрации фильмов социальный сервис youtube.com. Также часто организовывают занятия, конкурсы или соревнования в классе по скорости набирания текстов на клавиатуре, выявляют победителей. Для организации такого рода занятий рекомендуется использовать такие сервисы, как Tepka или Time Speed.

Изучение алгоритмизации и программирования обычно вызывает трудности у учащихся, поэтому необходимо доступно и логически правильно давать новую информацию и показывать наглядные примеры, опираться на жизненный опыт школьников. Рисование блок-схем удобно в таком web-сервисе, как Draw.io, перетаскивая соответствующие элементы и соединяя их стрелочками можно создать полноценную графическую модель алгоритма, также сервис Gliffi предоставляет возможность создания алгоритмов.

Продолжение изучения содержательной линии алгоритмизации и программирования происходит в 9 классе. Ученики знакомятся с языком программирования Паскаль. Полноценной заменой для среды программирования PascalABC является сервис pascalabc.net. Без установки на компьютер можно работать в данной среде в любое время, сохранять задачи в личном кабинете, выгружать их в память компьютера.

Освоение навыков работы с текстовыми редакторами и процессами необходимо для всех школьников. Данное умение позволит ученикам красиво и эстетично оформлять доклады, рефераты и другие работы по различным предметам. Также оно пригодится и для дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому учителю информатики важно научить ребенка набирать, форматировать текст, работать с таблицами и диаграммами. При изучении темы «Текстовая информация и компьютер» используются программы Блокнот, WordPad, Microsoft Office Word и Microsoft OpenOffice Writer, которые заменяются сервисами CrocoDoc, Google Docs. Также дополнениями для полноценной замены настольных офисных приложений служат online-сервисы DocMe, OnText, PrivNote, OnDrive.

Блок программ по работе с изображениями различного типа предназначен для изучения раздела «Графическая информация и компьютер». В него входят редакторы растрового типа Paint, Gimp, Draw, Photoshop, которые заменяют web-сервисы Pixlr.com, Flash-Gear Drawing, Sumo Paint, Flavion, Sketchpad; редакторы векторного типа CorelDraw, Inkscape и облачные аналоги Method Draw, Janvas, ImageBot, SVG-EDIT, Vector Paint.

Раздел «Хранение и обработка информации в базах данных» также сложен для усвоения учениками в средней школе. Структурирование информации, создание связей и запросов создает затруднения, поэтому учителю приходится индивидуально работать с каждым ребенком, для лучшего усвоения информации и навыков работы в Microsoft Access. Эффективным приемом для облегчения работы по данной теме является использование web-сервиса MyTaskHelper.ru, который является первым бесплатным online-сервисом по созданию баз данных.

Качественное образование – залог успеха любого человека. А для того, чтобы его получить необходимо долго и упорно работать, читать книги, заниматься наукой и быть разносторонним. Основные знания человек получает в школе. Сеть Интернет серьезно изменилась – существенно повысился ее образовательный потенциал [8]. Среди огромного количества информации учителя являются координаторами. Они помогают приобрести те знаний, умения и навыки, которые пригодятся ученикам в дальнейшей жизни. А Современные web-сервисы могут стать надежными помощниками этих координаторов [9].

Список литературы

  1. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы // Современные проблемы науки и образования. –2012. –№ 6. –С. 374–374.
  2. Голубев, О.Б. Информатизация учебно-методической деятельности университета / О.Б. Голубев, О.Ю. Никифоров // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2012. –№ 6 (61). –С. 28–30.
  3. Корепина Т.А. К вопросу формирования «облачного инструментария» современного педагога//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 245-249.
  4. Никифоров О.Ю. Облачный инструментарий современного педагога // Современная педагогика. 2014. № 4.
  5. Корепина Т.А. Современный урок в контексте информационных технологий//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 302-305.
  6. Никифоров О.Ю. Анализ влияния Интернет-сервисов WEB 2.0 на структуру виртуального дискурса//Образование через научные исследования: сборник научных статей/под ред. проф. Г.Н. Оботуровой и доц. Н.А. Ястреб; Министерство образования и науки РФ; Волог. гос. пед. ун-т. -Вологда: ВГПУ, 2014.
  7. Босова, Л.Л. Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  8. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерация сетевых обучающих систем // Современная техника и технологии.-2014.-№ 4.
  9. Никифорова Е.И., Корепина Т.А., Никифоров О.Ю. Методические особенности использования web-сервисов при преподавании информатики в школе//Современная педагогика. 2014. № 1.