Установка - неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности, выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Она обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное социальное событие или явление.
Первоначально термин «установка» обозначал психофизиологическую готовность организма реагировать на те или иные стимулы. В своих исследованиях Л. Ланге, а позднее Г. Мюллер и Т. Шуман выявили определенную предрасположенность, готовность к восприятию и реагированию на конкретную внешнюю ситуацию в процессе повторения одних и тех же действий, такое явление назвали установкой.
В начале XX века это направление рассматривалось в Вюрцбургской школе, однако понятие установки соотносилось с понятием активности, и рассматривалось отдельно от субъекта. Так, О. Кюльпе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи. Учеными была предпринята попытка через мышление и ощущение определить установку как фактор, организующий и направляющий протекание психических процессов.
З. Фрейд в психоанализе установил, что посредством психических травм личности выявляются устойчивые мотивационные установки.
М. Вертгеймер в гештальтпсихологии под установкой понимал активность сознания, указывал, что оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты.
В рамках бихевиоризма Д.Б. Уотсоном было установлено, что человек при рождении имеет определенное количество схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения».
В исследованиях Д.Н. Узнадзе [2] установлено, что установка есть неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности, выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать определенным образом на то или иное социальное явление или событие. Д.Н. Узнадзе выделяет два вида установки:
- диффузную – возникшую при первичном воздействии;
- фиксированную – повторение установки и способность распространяться на похожие ситуации.
Изучением явления психологической установки как конкретного направления психологии занимались помимо самого Д.Н. Узнадзе также и ученики его школы, которые имели свои взгляды и подходы в этой области. Так, А.Е. Шерозия считал, что неосознаваема так называемая первичная установка, допуская осознаваемость фиксированных установок. Ш.Н. Чхартишвили развивает представление о принципиальной бессознательности первичной установки. Ш.А. Надирашвили в своих исследованиях признавал существование наряду с неосознаваемыми установками, установок осознаваемых. К осознаваемым установкам он отнес социальные установки (установки социального поведения), под которыми понимались действия и поступки личности через усвоенную ею призму социального опыта.
В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке понимается либо как «социальная установка». Постановка проблемы и начало исследований социальных установок было положено социологами У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году, они рассматривали польских крестьян, эмигрировавших в Америку, и их адаптацию в этой новой среде. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они определяли социальную установку (аттитюд) как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание смысла этой ценности.
М. Смит определил социальную установку как «диспозицию индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта». М. Рокич считал, что социальная установка может быть и на ситуацию и на объект, то есть возможно присутствие у человека сразу двух типов социальных установок.
А.Г. Асмолов [1] связывал установку личности с ее деятельностью. В.Н. Мясищев считал, что направление возможного поведения личности определяется системой временных связей, личности-субъекта с действительностью и отдельными ее составляющими. Такие состояния были определены как им отношения. В последствие ученым была разработана «концепция отношений», в которой рассматривались вопросы, предшествующие реальному действию. А.Н. Леонтьев указывал, что близким к социальной установке является понятие «личностный смысл», которое рассматривается как отношение мотива и цели предполагаемой деятельности. Л.И. Божович считает, что направленность личности складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды.
Таким образом, рассмотрев различие и разнообразие взглядов на установку можно полагать, что она пронизывает все сферы психической жизни человека.
В настоящее время формирование различных установок является необходимостью для современного общества. В последнее десятилетие ярчайшей проблемой выступает явление зависимости человека от различных факторов, и наиболее опасным является наркотизация общества [3,4,7,8]. Для решения этой проблемы необходимо проведение различных психолого-педагогических мероприятий воспитательного характера с курсантами, обучающимися в образовательных организациях ФСИН России [5,6], и формирование у них стойких антинаркотических личностных установок.