Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы: научный обзор

№57-4,

юридические науки

В статье представлен краткий обзор научной литературы по проблемам профессиональной подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Особое внимание уделено вопросам организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях ФСИН России, формирования профессионально важных качеств сотрудников исправительных учреждений, применения методик обучения работе с различными категориями осужденных

Похожие материалы

Принципиальные изменения в уголовно-исполнительной системе России (далее – УИС), связанные с преобразованиями российского общества и государства, ее реформирование обозначили блок управленческих проблем в области формирования и организации деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Кризисные явления в российском обществе еще рельефнее обозначили эти проблемы и их сложность. В частности, они нашли отражение в снижении уровня профессионализма, увеличении роста нарушений законности сотрудниками учреждений и органов УИС, усилении процессов профессиональной деформации. Эти и другие явления выдвигают на первый план вопросы повышения качества профессиональной подготовки кадров для УИС, поиска новых научных подходов в организации образовательного процесса и методик преподавания отдельных учебных дисциплин в ведомственных образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний.

Важность решения данных задач определена, во-первых, повышением профессиональных требований к персоналу УИС, а во-вторых, повышением динамичности внешней среды. В настоящее время кадровую политику в УИС следует осуществлять с позиции управления развитием человеческого капитала, что предполагает совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков персонала, развитие творческого потенциала личности сотрудника УИС.

Анализ профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций и практических работников УИС показывает, что далеко не все они успешно адаптируются к специфическим условиям исправительных учреждений. Причина этого кроется в отставании учебно-воспитательного процесса от требований современной практики. При этом одним из самых проблемных вопросов является противоречие между абстрактным содержанием предмета учебно-познавательной деятельности и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности слушателей образовательных организаций ФСИН России. Поэтому существует объективная необходимость усиления практической направленности профессиональной подготовки.

Представим краткий научный обзор по вопросам профессиональной подготовки кадров для УИС, основанный на проанализированных нами научных публикациях.

Успешность деятельности сотрудника УИС определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально важных качеств, которые, являясь предпосылкой профессиональной деятельности, формируются в процессе деятельности, обладают динамикой, тренируемы и могут подвергаться коррекции. В исследовании М.С. Коданевой проанализированы такие профессионально важные качества личности сотрудника УИС, как рефлексия, коммуникативная толерантность, эмпатия, самоконтроль. Изучение профессионально важных качеств является предпосылкой для создания моделей специалистов по различным направлениям деятельности сотрудников УИС. Например, в работе А.В. Сперанской представлены результаты исследования по созданию модели деятельности начальника отряда исправительного учреждения, полученные путем экспертного опроса с помощью методики И.Л. Соломина. Осуществляя анализ полученных данных профессиограммы на основе экспертных оценок, в которой были отражены наиболее значимые профессиональные качества сотрудников отдела по воспитательной работе с осужденными, автором была составлена психограмма начальника отряда, куда вошел следующий перечень профессионально важных качеств: коммуникативные способности; организаторские способности; профессиональное мышление; мнемические и атенционные процессы.

В качестве одного из важных аспектов профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России необходимо рассматривать формирование их профессиональной культуры, включающей в себя определенный уровень развития профессионально-нравственных установок, качеств, привычек и норм поведения. Для повышения уровня профессиональной культуры обучающихся необходима гибкая система подготовки на основе использования разнообразных основных и вспомогательных форм образовательного процесса, способствующих его более эффективному протеканию и скорейшей адаптации курсанта к трудовому коллективу, а также нравственному укреплению личности будущего сотрудника. В статье Э.В. Зауторовой, И.Н. Розовой рассматривается эмоциональная культура личности как часть базовой культуры, основополагающее свойство личности, отражающее знания, умения и навыки понимания и выражения эмоций в быту, применительно к эстетическим явлениям и искусству, включающее рефлексию, умение оценивать человеком свои чувства, адекватные способы эмоционального реагирования; анализируется процесс формирования эмоциональной культуры личности с позиций различных методологических подходов.

О.С. Бороздина приводит анализ проблемы формирования у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника УИС, в качестве эффективного средства формирования которой рассмотрена социально-педагогическая волонтерская деятельность курсантов.

В статье Зауторовой Э.В., Макеевой И.А. анализируется понятие «гражданственность» как сложный, многоаспектный феномен интегративного характера и как качество личности, которое не просто фиксирует наличие некоторых характеристик, а демонстрирует определенный уровень зрелости и развитости гражданских свойств. По мнению авторов, основной целью гражданского воспитания является воспитание человека, ответственно выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства. Достижение данной цели возможно только при условии должной консолидации усилий профессорско-преподавательского состава, сотрудников подразделения по работе с личным составом и непосредственно руководителей учебно-строевых подразделений образовательных организаций ФСИН России по планированию и организации воспитательного воздействия на обучающихся.

Ряд исследований посвящен проблемам обучения персонала УИС работе с определенными категориями осужденных. В частности, в работе О.Б. Пановой рассматриваются теоретико-методологические аспекты педагогической подготовки сотрудников УИС к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных. А.Н. Баламутом подготовлены методические рекомендации, ориентированные на организацию и проведение специальных тренингов с сотрудниками учреждений, имеющими прямой контакт с осужденными к длительным и пожизненным срокам лишения свободы. Представленный рекомендации включают три основных блока тренинга: тренинг коммуникативной компетентности и уверенного поведения; тренинг профессиональной наблюдательности и эмоциональной устойчивости; краткосрочные психотехники самопомощи и элементы кинотренинга. В статье Е.С. Лобановой отражены результаты эмпирического исследования доминирующих манипуляций, используемых осужденными женщинами в условиях исправительного учреждения; определены основные задачи и приоритетные способы организации обучения сотрудников с целью повышения их коммуникативной компетентности.

Одним из направлений проводимых исследований является также совершенствование учебно-воспитательного процесса образовательных организаций ФСИН России и методик преподавания отдельных дисциплин. В статье Брызгаловой И.В. рассматриваются вопросы внедрения в образовательный процесс интерактивных технологий, как одного из средств активизации учебно-познавательной деятельности курсантов: анализируются способы и методы интерактивного обучения (дискуссионные, игровые, тренинговые), рассматриваются различные интерактивные технологии, внедряемые в учебный процесс в ходе проведения лекций, семинарских и практических занятий (лекция-беседа, лекция с элементами слайд-шоу, видеолекция, визуальная лекция, игровые методики, метод проектов и др.); представлены результаты опроса курсантов по вопросу применения интерактивных технологий в учебно-познавательной деятельности. В работе Е.В. Серебряник исследована роль самообразования как значимого средства профессионального развития сотрудника УИС, разработана и описана его четырехкомпонентная структура: личностный, гностический, операционный и управленческий компоненты.

Особое внимание уделяется физической и тактико-специальной подготовке сотрудников УИС. Результаты исследований свидетельствуют о достаточно высоком напряжении в деятельности основных систем организма курсантов во время обучения будущей профессии, сопровождающимся снижением интереса к учебной деятельности, повышенной агрессивностью и конфликтностью. В качестве решения обозначенной проблемы предлагается включение дополнительных эффективных профилактических средств в содержание занятий физической культурой, а также непосредственно структурная организация ее оздоровительных форм. Научный интерес представляет анализ специфики обучения сотрудников действиям в условиях низких температур окружающей среды.

В ряде исследований анализируется влияние новых информационных технологий на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Так, в статье Н.С. Оботуровой обращается внимание на неоднозначность последствий активного внедрения интернет-ресурсов в образовательный процесс; формулируются условия, при которых информатизация образования может выполнять не только когнитивные, но и социально-культурные функции. Автором анализируется феномен «клипового сознания», отрицательными последствиями распространения которого становится неспособность его субъектов в условиях возрастающей сложности социальных процессов выявлять и оценивать главные тенденции развития, определять их системообразующие параметры, принимать решения, анализируя возможные положительные и отрицательные последствия. Статья Ю.А. Перебинос посвящена проблемам и перспективам использования электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания в условиях ведомственного вуза (создание вики-страниц посредством вики-технологии, проведение вебинаров, использование облачной технологии). По мнению автора, электронные образовательные ресурсы одинаково эффективно могут быть использованы для повышения уровня квалификации педагога, организации аудиторной работы и самоорганизации курсанта, осуществления проверки уровня их знаний, умений, владений.

Широкое освещение в научных публикациях получили также вопросы формирования информационной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентности курсанта ведомственного вуза. Например, представлены практические аспекты работы с программными оболочками и средами (Crypto Pro, БД «Электронный бюджет» и др.), тренажерами и обучающими комплексами; рассматриваются вопросы внедрения учебных электронных подписей. Особое внимание уделяется вопросам обучения сотрудников УИС прикладному использованию различных современных специализированных программных средств (АКУС, Psychometric Expert, Парус, СЭД УИС, Статистика УИС и др.), позволяющих существенно повысить эффективность решения профессиональных задач.

Научному анализу подверглись также вопросы применения дистанционных технологий при организации приема на обучение в образовательные организации ФСИН России. Актуальным и заслуживающим внимания, на наш взгляд, является предложение о создании в перспективе в удаленных регионах страны пунктов приема вступительных испытаний, в которых будут сдавать экзамены абитуриенты, желающие обучаться в любом из ведомственных вузов.

Особого внимания заслуживают публикации, раскрывающие особенности профессиональной подготовки кадров для пенитенциарных учреждений за рубежом (Польша, Финляндия, Швейцария).

Таким образом, процесс становления сотрудника УИС зависит не только от практического опыта, но и наличия у сотрудника возможности постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень. Представленный в настоящей статье краткий обзор публикаций по вопросам профессиональной подготовки сотрудников УИС может быть полезен при организации данного направления работы, как в образовательных организациях ведомственного профиля, так и непосредственно в практических учреждениях ФСИН России.

Список литературы

  1. Бабкин А.А., Крюкова Д.Ю., Панфилова О.А. Вопросы методического сопровождения курсов «Информационная безопасность» и «Информационное обеспечение государственных закупок» в системе вузовского ведомственного образования // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2016. № 3 (35). С. 99-104.
  2. Бабкин А.А. Организация работы с запросами и отчетами в среде ПК АКУС как одно из средств обучения слушателей повышения квалификации // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: Мат. междунар. науч.-практ. межведомств. конф. (г. Самара, 16–17 июня 2016 г.) / под. общ. ред. А.А. Вотинова. Самара, 2016. С. 46-48.
  3. Баламут А.Н. Организация и проведение специальных тренингов с сотрудниками учреждений, имеющими прямой контакт с осужденными к длительным и пожизненным срокам лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2009. № 3 (7). С. 92-93.
  4. Бороздина О.С. К вопросу о формировании у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2015. № 4 (32). С. 81-84.
  5. Брызгалова И.В. Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России как педагогическая проблема // Международный пенитенциарный журнал, 2016. № 2 (6). С. 62-66.
  6. Волгин М.А., Хомяков О.В. Воспитательная деятельность преподавателя как основа создания условий высокой эффективности образовательного процесса // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2012. № 12 (127). С. 18-21.
  7. Зауторова Э.В., Макеева И.А. Гражданственность как междисциплинарная категория и интегративная характеристика личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2016. № 3 (35). С. 94-99.
  8. Зауторова Э.В., Розова И.Н. Методологические подходы к формированию эмоциональной культуры личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2014. № 1 (25). С. 43-46.
  9. Зауторова Э.В. Формирование профессиональной культуры курсантов и использование разнообразных форм и методов в образовательном процессе ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний // Международный пенитенциарный журнал, 2016. № 1 (5). С. 23-25.
  10. Коданева М.С. Профессионально важные качества сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие формирования их профессиональной компетентности // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2010. № 4 (12). С. 44-49.
  11. Лобанова Е.С. Об аспектах обучения сотрудников исправительных учреждений способам взаимодействия с осужденными к лишению свободы женщинами, использующими манипуляции // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: Мат. междунар. науч.-практ. межведомств. конф. (г. Самара, 16-17 июня 2016 г.) / под. общ. ред. А.А. Вотинова. Самара, 2016. С. 366.
  12. Малкова Л.Л. Управление развитием человеческого капитала: социально-экономические аспекты // Проблемы экономики и организации управления персоналом: сборник научных трудов. Челябинск, 2016. С. 34-38.
  13. Моторова Н.В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2010. № 9 (100). С. 6-9.
  14. Оботурова Н.С. Влияние информатизации образовательной среды на формирование общекультурных компетенций обучающихся // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2016. № 4 (36). С. 83-86.
  15. Панова О.Б. Сущность и содержание педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2012. № 2 (18). С. 67-71.
  16. Перебинос Ю.А. Проблемы и перспективы использования электронных образовательных ресурсов при преподавании теоретико-исторических юридических дисциплин в вузах уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: Мат. междунар. науч.-практ. межведомств. конф. (г. Самара, 16-17 июня 2016 г.) / под. общ. ред. А.А. Вотинова. Самара, 2016. С. 467.
  17. Перов С.В., Моторова Н.В. Организация проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2015. № 4 (32). С. 93-96.
  18. Саунина Г.Н., Матвеев А.П. Характеристики физической подготовленности абитуриентов, поступивших в образовательные организации ФСИН России, и психофункционального состояния курсантов в процессе профессиональной подготовки // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2016. № 2 (34). С. 92-97.
  19. Серебряник Е.В. Самообразование как средство профессионального развития организатора воспитательной работы с осужденными // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2015. № 4 (32). С. 88-93.
  20. Сперанская А.В. Модель деятельности специалиста на примере должности начальника отряда исправительного учреждения // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2016. № 3 (35). С. 71-75.
  21. Хомяков О.В., Калинин М.А., Коньков С.В., Огурцов И.В., Шульгов Ю.И. Обучение сотрудников особенностям действий в условиях низких температур окружающей среды // Международный научно-исследовательский журнал, 2016. № 10-3 (52). С. 195-197.