Лидером рождаются или становятся?

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В настоящий период времени в РФ сформировался кадровый дефицит управленцев-лидеров, (особенно первичного звена), в которых остро нуждается возрождающееся производство и который необходимо устранять в кратчайшие сроки. Старые кадры уже вышли из производства, а новых - в настоящий момент катастрофически не хватает, не подготовили. И когда встал вопрос подготовки управленческих кадров, то оказалось, что их некому готовить (что было отмечено на заседании Госсовета 23 декабря 2015г.). Из ВУЗов под различными предлогами практически вытеснили преподавателей способных готовить лидеров производства, на многих кафедрах доминирует аморфная преподавательская масса. Нехватка управленцев-лидеров в народном хозяйстве стала самой острой проблемой современной экономики России. В устранении этой проблемы необходимо участие всех звеньев образовательной цепочки, но, наверное, самую важную роль должна играть школа, поскольку именно в школе даются первые представления о развитии общества и его приоритетов и именно в школе развиваются, или не развиваются лидерские задатки учеников. Однако начинать эту работу в школе надо не с учеников, а с подготовки нового учителя-лидера, способного увидеть и развить у учеников лидерские качества. Стране нужно новое поколение активных управленцев экономических и социальных процессов. Естественно, что такая задача вполне актуальна и вероятно, должна бы стать социальным заказом образовательным структурам со стороны делового сообщества. Современный учитель должен быть лидером, способным добиться успеха и увлекать за собой молодую поросль, сплачивая её гуманистическими, творческими идеями.

Ключевые слова

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА, ЛИДЕР, ШКОЛА

Текст научной работы

Современная вузовская подготовка далеко не всегда позволяет получить учителя способного стать лидером, найти своё место в образовании и помочь детям определиться в нахождении своего жизненного пути, особенно детям с лидерскими задатками. Одно дело увидеть лидерские качества в ребёнке и совсем другое – их развить. Дискуссия о том, рождаются лидеры, или их воспитывают, ведётся давно и каждая версия имеет своих сторонников, хотя большинство исследователей склоняются к мысли о том, что кому-то лидерские качества достались с рождением, а кто-то остаётся в стороне, но есть множество примеров, когда лидер формируется в процесс воспитания. И вполне очевидно, что в любом случае раскрывать и воспитывать лидера-ребёнка должен лидер-учитель. Такая посылка позволяет выбрать в качестве объекта исследования личность-учителя, а в качестве предмета исследования методологию воспитания лидерских качеств у практикующего учителя.

Так получилось, что проработав много лет преподавателем в ВУЗе, я перешла работать в школу завучем по научной работе и первое, что мне бросилось в глаза - это то, что многие учителя плохо (мягко говоря) понимают роль научной и проектной работы, зачастую просто её боятся и выполняют формально. А, как известно, именно творческая, научная и проектная работа в школе в первую очередь раскрывает лидерские качества ребёнка. Такое наблюдение позволило сформироваться мессианской идеи о расширении творческих возможностей и лидерского потенциала учителя школы. В формате этой идеи возникла гипотеза о возможности сближения вузовских и школьных подходов в повышении творческого и лидерского потенциала учителя школы.

Была сформулирована цель в процессе подготовки к конкурсу «Учитель года 2016» активизировать и повысить лидерские качества учителя.

Для участия в конкурсе администрация школы выбрала учителя женщину в качестве претендента, хотя сам претендент был, мягко говоря, не совсем готов к такой миссии (как показал анализ, явление нередкое). Следует заметить, что принятие решения об участии в конкурсе, проекте, или исследовании - это уже неординарный шаг для школьного учителя. После собеседования с учителем стало очевидно, что потребуется специальная организационная работа, которая позволит конкурсанту почувствовать уверенность в своих силах. Методологическая работа с учителем даст возможность не только выявлять потенциальные лидерские качества, но и направлять их в нужно русло. Для начала мы выделили приоритеты, то есть, выбрали главные моменты, на которые необходимо обратить внимание в-первую очередь. Из аналогичных исследований известно, что среди множества необходимых качеств при воспитании учителя-лидера наиболее востребованными являются: уверенность, целеустремлённость с ориентацией на успех; коммуникабельность и самоорганизация.

То, что эти качества необходимы, вряд ли кто будет спорить, но как реализовать процесс воспитания качеств лидера у давно работающих, хороших учителей, которые, несмотря на огромный опыт не готовы к активизации своего лидерского потенциала по указанным причинам. У опытного учителя не хватает уверенности, целеустремлённости, самоорганизации и, что совсем удивительно коммуникабельности. В рассматриваемом случае получился классический пример, когда грамотный учитель не может себя реализовать как лидер, имея неплохие предпосылки. Откровенный страх перед этим конкурсом, вызывал панику и моя подопечная говорила, что не может в этом участвовать.

Пришлось начинать нашу работу с самых азов, с анализа состояния вопроса, определения цели и уточнения свей роли. После анализа условий конкурса, разбора имеющегося у конкурсанта материала и иллюстративных бесед напряжённость относительно самого мероприятия снизилась, но неуверенность в своих силах осталась и даже укрепилась, мол, как, я не смогу, у других всё лучше. Тем не менее, я обозначила ей, что передо мной поставлена задача подготовить учителя к участию в конкурсе с выходом в призёры и она не должна меня подвести.

Таким образом, моя цель выработать лидерские амбиции в процессе действующего конкурса у неуверенного в себе учителя стала приобретать внятные очертания. Мы сформулировали задачи по подготовке к первому и второму туру конкурса и рассмотрели, какие преференции получает победитель. После обсуждения победителей прошлогоднего конкурса, оказалось, что диаметр графа знакомств, согласно теории шестого рукопожатия, не превышает 2, то есть это визуально знакомые люди. И когда я подбросила мысль о том, что мы совсем не хуже, у моего конкурсанта появился блеск в глазах. Мы составили график выполнения основных задач по каждому туру и сконцентрировали внимание на первом этапе – подготовки методологического конкурса.

После тщательного анализа методических наработок, мы выбрали самые подходящие документы, переработали их, провели несколько прогонов, то есть презентаций. В процессе этой работы у конкурсанта панические настроения сменились слабой надеждой, что она знает, что надо делать, а попозже, что она может совсем неплохо выступить. Появилась робкая уверенность в том, что она может бороться и, несмотря на страх, ей нравится процесс борьбы за лидерство.

В результате многочисленных тренировок и повторений чувство уверенности закрепилось и она победила на первом этапе первого тура. Победа оказалась для конкурса несколько неожиданной, хотя и желанной, страх не ушел, но появилась надежда на будущие успехи.

Дальнейшую работу мы проводили строго в формате составленного графика каждый раз концентрируя внимание на очередной этапе. Мы побеждали, постепенно шаг за шагом «выдавливая из себя» неуверенность. На втором туре у конкурсанта стала проявляться целеустремлённость и робкое желание войти в лидеры, тренировки и бесконечные прогоны уже не казались столь утомительными и укрепляли мысли о лидерстве. В процессе подготовки к каждому этапу мы тренировали коммуникативные навыки и результаты, как говориться, не заставили себя ждать. Знание материала, уверенность и целеустремлённость и саморганизационные навыки позволили конкурсанту раскрыться и показать свои сильные стороны и стать лидером в этой марафонской гонке районного масштаба.

Финал этого эпизода вполне логичен поощрение от районного управления образования, поздравления коллег и восхищение учеников их учительница самая лучшая.

Конечно, рано мечтать о каких-то будущих больших победах и строить космические планы, но уже можно с уверенностью говорить о том, что приобретенные навыки помогут учителю далее развивать свои лидерские качества навыки и работать со своими учениками, потому, что лидеры дети всегда тянутся за лидерами учителями.

Проведённые практико-ориентированные исследования возможности развития и укрепления лидерских качеств у уже состоявшегося учителя в процессе участия в конкурсе, показали, что задача развивать и укреплять лидерские качества у практикующих учителей вполне выполнима. Однако, для выдачи конкретных рекомендаций необходимо провести ёщё дополнительные исследования уже на группе добровольцев. Думаю, что такая возможность представится в ближайшее время на очередных конкурсах, или курсах повышения квалификации.

Читайте также

Список литературы

  1. Жуликов П.П., Жуликова О.В. Новые формы обучения экономическим наукам//Журнал Перспективы науки и образования Выпуск № 5 (11) / 2014
  2. Жуликов П.П. «Некоторые противоречия основных догматов экономической теории»//Проблемы современной экономики, № 3 (27) 2008 г.
  3. Макаров В.Л. Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. – М.: Экономика, 2007 г.

Цитировать

Жуликова, О.В. Лидером рождаются или становятся? / О.В. Жуликова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4099 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться